Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение

ПредисловиеВведениеХудожественное зрение как продукт зримости объективного мираЗрение как деятельность мира в целомСозерцание как момент вечности, абсолютаЧто скрывается в мифе о Персее и его щите?Зрение как субъективизация и ответ объекта«Трансцендентальное измерение» И. Фихте и «обратная связь» Н. ВинераФабула изобразительного искусства, энантиодромия далекого и близкого зрения, конечного и бесконечногопервая. Античные представления и идеи об изобразительном искусстве Введение. Парадокс идеи изобразительности в античной философии и эстетике Античная теория мимезиса Платон (428 до н. э. — 348 до н. э): идея подражания как божественного танца Зарождение материалистической традиции. Демокрит (около 460 до н. э. — около 370 до н. э.) и Эпикур (341—270 до н. э.). Аристотель (384—322 до н. э.), его учение о фабуле и роли иллюзии в искусстве Античная история и теория изобразительного искусства Античные сочинения по истории изобразительного искусства Плиний Старший (23 или 24 г. н. э. — 25 августа 79 г. н. э) Витрувий (I в. до н. э.) и проблема изображения в архитектуре Павсаний (110—180 гг. н. э) и его «Описание Эллады»Вопросы по содержанию главывторая. Идея изобразительности как «воплощения» в средневековой христианской мыслиВведение Христианство: сохранение и развитие Античности посредством ее отрицания Всемирно-исторический парадокс христианства Реальная основа парадокса христианства Христианская онтологическая гносеологияа. «Темный демократизм» христианской гносеологииб. Соотношение духа и тела: спасение и преображение материив. Христианская «теория отражения»: сознание как «чистая доска» Средневековая теория иконы и идея преображения материи Мимезис: подражание «по способу действия» — или «сущностная копия» бытия? Художественный образ как продукт отображенного («воплощение») Иконоборчество и новый этап развития иконы Икона и проблема фетишизма в теории изобразительного искусства XX века Исихазм и теория иконы Схоластика. Фома Аквинский о Боге как о лице несо-общаемом Онтология художественной иллюзии в свете христианской теологииЗаключение. Краткое содержание главыВопросы по содержанию главытретья.Философия изобразительного искусства эпохи Возрождения Краткий обзор сочинений эпохи Возрождения по истории и теории изобразительного искусства Принцип подражания природе в эпоху Ренессанса Смирение средневекового «смирения» и возрожденческий индивидуализм «Авангардизм» (бунтарство) Средних веков и реализм Возрождения Человеку — действовать, а Богу — воплощаться (Майстер Экхарт) Савонарола и Монтень: от причастности Богу — к действительности Причастность — не пристрастность (объективность Возрождения) Макиавелли, Леонардо и демонизм Возрождения Теория подражания Высокого Ренессанса Теория перспективы в свете натурфилософии и гносеологии Перспектива и полнота Абсолюта: от Платона к Дж. Бруно Перспектива как момент (граница) тождества субъекта и объекта, разумного и внеразумного Второй поворот перспективного изображения: от движения к покою, от говорливости к молчанию Абсолют линейной перспективы («Тайная вечеря» Леонардо — форма, рожденная языком вещей) Красота — качество мира (Леонардо да Винчи) Restauratio Magna Леонардо да Винчи и Фрэнсиса Бэкона Живопись как наука: зеркало, отражающее все во всем «Жизнеописания» Вазари и рождение фабулы Нового времени Вазари в свете «социологии искусства» 20—30-х гг. XX века и современного искусствознания «Жизнеописания» как завещание. Историческая концепция искусства у Вазари Теория подражания природе и критерий художественности у Вазари Скульптура, живопись, рисунок — общее и различное Стиль, манера и характер художника: монтениевские характеристики Вазари и рождение фабулы в литературе и живописи позднего Возрождения Кризис Ренессанса Последнее слово и жест (суд) Возрождения Портреты Рафаэля и «темная материя» Вселенной Судьба математической пропорции в эстетике маньеризма и концепция «внутреннего рисунка» Ф. ЦуккароЗаключение и краткое содержание главыВопросы на усвоение содержания главыСписок цветных иллюстрацийИменной указатель
 
РЕЗЮМЕ След >