Соотношение понятий «информация», «данные», «знания»

Информация — всеобщее свойство материи, проявляющееся в кибернетических коммуникативных процессах. Информация, как правило, связана с передачей знаний по сетям связи, знание всегда связано с личностью его создателя. Как особый вид можно выделить также управленческую информацию (передающуюся по иерархии управления и при принятии решений).

Данные — это сведения, служащие для какого-либо вывода и возможного решения. Они могут храниться, передаваться, но не выступать в качестве информации.

Знания — это результат познавательной деятельности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности.

Проблематика искусственного интеллекта. Массовая информатизация общества невозможна без компьютеров с интеллектуальным, дружественным интерфейсом, базирующимся на достижениях искусственного интеллекта (ИИ).

От исследований в области ИИ отделилось направление инженерии знаний — это выявление, структурирование, формализация знаний для разработки интеллектуальных систем (систем, основанных на знаниях), или экспертных систем (ЭС). ЭС — это компьютерные системы, аккумулирующие знания экспертов и фундаментальные знания в той или иной предметной области, обладающие способностью к логическим выводам и выступающие в качестве электронных консультантов для лиц, принимающих решения.

В настоящее время принято решение о создании региональных ситуационных центров.

Системы, базирующиеся на знаниях различных предметных областей (базы знаний), пользуются огромным спросом в мире. Так, объем их продаж в 1990 г. составлял 30-40 млн долл., а в 1993 г. — 207 млн долл, и продолжает стремительно расти. Существует также индустрия программных приложений для мобильных устройств (смартфонов, планшетов и пр.).

Информационная технология

1. Под традиционной информационной технологией, как правило, понимается информационная технология на базе «жестких алгоритмов».

Под новой информационной технологией, как правило, понимается информационная технология на базе «мягких алгоритмов», с использованием достижений искусственного интеллекта.

«Жесткие» вычисления — это работа по алгоритмам, при «мягких» же вычислениях могут быть и новые задачи, и случайное нахождение того, что нужно. Таким образом, речь идет об эволюционных алгоритмах, моделировании эволюционных и управленческих процессов.

  • 2. Когнитивная графика (пифограмма). Это не иллюстративная графика, а графика, порождающая новые решения (познавательная графика). Глаз оператора фиксирует некоторую закономерность светового пятна, это снимается далее с компьютера как заготовка будущего решения, т.е. когнитивная графика является визуальным изображением математических расчетов, результатов моделирования.
  • 3. Виртуальная реальность. Средства информационной технологии и, в частности, человеко-машинного интерфейса, позволяют создать «виртуальный мир» — искусственное трехмерное пространство.

Первой фирмой, разрабатывающей проблемы виртуальной реальности, явилась VPL Research (США), основанная в 1984 г. Джароном Ланье (Lanier), автором самого термина «виртуальная реальность».

4. Моделирование человеческих рассуждений (прикладные семиотические системы). Основная проблема в том, что человеческие рассуждения не есть система.

Перечисленные выше направления способствуют разработке и дальнейшему развитию концепции «умного» зеленого дома.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >