Развитие радиовещания и телевидения ФРГ

Радиотрансляционная сеть Германии была сильно разрушена в 1944-1945 гг. бомбежками союзных войск и боями, но сразу по окончании войны восстановлена. Союзное командование использовало радиовещание как доступное каждому немцу средство коммуникации (каждая семья имела радиоприемник со времен Третьего рейха). Первые радиопередачи начались в то время, когда нацистской прессы уже не существовало, а новых газет еще не было.

В западных секторах оккупации Германии была введена система общественно-правового телевидения и радиовещания, предусматривавшая участие в выработке информационной политики правительства, парламента и общественных организаций. В советском секторе радиовещание оставалось исключительно государственным. Телевещание в первые послевоенные годы во всех зонах оккупации было запрещено.

В 1948-1949 гг. в Западной Германии сформировалась правовая база радиовещания, которое, как и пресса, развивалось по земельному принципу. В 1950 г. все радиокомпании ФРГ объединились bARD (АРД — Рабочее содружество общественно-правовых радиокомпаний Германии). В 1954 г. в ARD вошло и телевидение, которое начало вещание в 1953 г.

В 1955 г. страны-победительницы предоставили ФРГ полный суверенитет, который распространился и на информационную политику. С этого момента началось усиленное развитие телевидения. Так, например, в 1957 г. западные немцы имели 1 млн телевизоров, а в 1960-м — уже 3 млн. Объем времени, отведенного на телерекламу, был ограничен двадцатью минутами в сутки.

Более тридцати лет телевидение ФРГ носило исключительно общественно-правовой характер. Частное телевещание появилось в стране после длительных дискуссий лишь в январе 1985 г.

Становление и развитие системы СМИ ГДР в 1949-1989 годах

Еще до образования Германской Демократической Республики система средств массовой информации и пропаганды в восточной зоне оккупации стала создаваться по примеру авторитарной советской модели. Она имела вертикальную структуру, жесткую цензуру, полностью финансировалась из государственного бюджета и управлялась из единого центра — Центрального комитета правящей СЕПГ (Социалистической единой партии Германии). Главной газетой СЕПГ и, соответственно, всей ГДР все сорок лет ее существования оставалась Neues Deutschland, подобие советской газеты «Правда». Ее тираж составлял чуть более 1 млн экземпляров.

СЕПГ издавала 16 ежедневных газет общим разовым тиражом более 5 млн экземпляров — при населении ГДР около 17 млн человек.

Важное место в журналистике страны занимала молодежная и профсоюзная печать. Так, орган Союза свободной немецкой молодежи (восточногерманское подобие ВЛКСМ — Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи) газета Junge Welt («Юнге вельт» — «Молодой мир»), основанный в 1947 г. аналог органа ВЛКСМ «Комсомольской правды», имела тираж 1120 тыс. экземпляров. Профсоюзная газета Tribune («Трибюне» — «Трибуна»), издававшаяся по примеру советской профсоюзной газеты «Труд» с 1947 г., выходила более чем четырехсоттысячным тиражом.

При этом формально в ГДР сохранялась многопартийная система. Но все четыре альтернативные политические партии страны безоговорочно признавали руководящую и направляющую роль СЕПГ, что даже было закреплено конституцией. Все эти партии выпускали свои газеты, но ни о каких программных различиях или политических дискуссиях в прессе не могло идти и речи.

Радиовещание велось в освобожденной Восточной Германии с 1945 г., телепередачи появились в ГДР в декабре 1952 г. Телевидение и радиовещание были подчинены соответствующим государственным комитетам при Совете министров ГДР.

Граждане «первого на немецкой земле государства рабочих и крестьян» не имели никакой возможности читать прессу ФРГ и Западного Берлина, живя таким образом в некоем информационном вольере. Берлинская стена, с 1961 г. разделявшая город на западную и восточную части, была не только неприступным пограничным сооружением, но и препятствовала информационному обмену. Даже обычные контакты между берлинцами, разделенными стеной, долгие годы бььли невозможны.

9 ноября 1989 г. началось разрушение Берлинской стены. В страну стала свободно поступать западногерманская пресса. И в течение нескольких месяцев наступил коллапс всей системы средств массовой информации и пропаганды ГДР. Меньше чем через год, 3 октября 1990 г., произошло объединение Германии.

Вопросы для повторения

  • 1. Ситуация в германской журналистике в 1945—1949 гг.
  • 2. Политика оккупационных властей Германии в отношении прессы.
  • 3. Первые германские послевоенные газеты.
  • 4. Особенности первого послевоенного периода развития журналистики Германии.
  • 5. Новые газеты и журналы Германии.
  • 6. Становление системы СМИ ФРГ.
  • 7. Особенности прессы ФРГ.
  • 8. Надрсгиональная пресса Западной Германии.
  • 9. Холодная война и журналистика ФРГ.
  • 10. Пресса и газетные империи ФРГ в 1970—1980-е годы.
  • 11. Медиаконцерн Акселя Цезаря Шпрингера.
  • 12. Медиаконцерн Бертельсмана.
  • 13. Развитие радиовещания в ФРГ.
  • 14. Развитие телевидения в ФРГ.
  • 15. Становление и развитие системы СМИ ГДР.
  • 16. Особенности журналистики ГДР.
  • 17. Сравнительная характеристика СМИ ФРГ и ГДР.

Рекомендуемая литература

Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного бюллетеня. М., 2011.

Вороненкова Г. Ф., Чесаное А. А. Периодическая печать Германии. СПб., 2001. Орлов Ю. Я. Печать ФРГ. М., 1970.

ЩепиловаГ. Г. Германия (Федеративная Республика Германия)//Энциклопедия мировой индустрии СМИ. М.. 2013.

Дополнительная литература

Вороненкова Г. Ф. Печать ГДР. 1981 — 1984. М., 1985.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >