3. Электронные образовательные ресурсы и технологии их использования

Для того чтобы использовать компьютер в образовании, необходимо разрабатывать разнообразные обучающие программы, электронные ресурсы.

В межгосударственном стандарте ГОСТ 7.23-2001 под термином «электронные образовательные ресурсы» понимаются учебные материалы, для воспроизведения которых используется компьютер.

В педагогике под ЭОР (или программно педагогическим средством) понимается компьютерная программа многократного применения, специально разработанная или адаптированная для реализации образовательного процесса. Программы этого типа четко ориентированы на компьютерную поддержку процесса получения информации и формирование знаний в какой-либо области, закрепления навыков, умении контроля или тестирования.

Электронные образовательные ресурсы можно разделить на несколько категорий:

  • - обучающие системы,
  • - тренировочные системы,
  • - моделирующие программы,
  • - микромиры,
  • - контролирующие системы
  • - системы для поиска информации,
  • - инструментальные средства (познавательного, универсального, коммуникационного характера.

Обучающие системы включают в себя комплекс учебнометодических материалов (демонстрационные, теоретические, практические, контролирующие) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. Разработка специализированных программ обычно предполагает решение вполне определенных задач компьютеризации учебного процесса. Так, обучающие системы используются для изучения нового материала. Материал предлагается в структурированном виде и обычно включает демонстрации, вопросы для оценки степени понимания, обеспечивающие обратную связь.

Во многих литературных источниках образовательные системы определяются как компьютерные учебники.

Компьютерный (электронный) учебник - это комплекс информационных, графических, методических и программных средств автоматизированного обучения по конкретной дисциплине. Это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его раздел; он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.

Самым главным достоинством компьютерного учебника является возможность достижения такой высокой степени наглядности, которую невозможно обеспечить в обычном учебнике. За счет наличия движущихся (анимационных) иллюстраций создается иллюзия постоянного присутствия «живого» педагога рядом с обучаемым, возникает момент соучастия в процессе обучения, что также облегчает усвоение материала.

Компьютерный учебник позволяет достичь максимальной индивидуализации обучения за счет следующих возможностей:

  • 1) отобрать индивидуальный для каждого обучаемого объем материала из общего объема;
  • 2) неоднократно вернуться к вопросу, который показался обучаемому трудным;
  • 3) затратить необходимое обучаемому время на каждый отдельный вопрос;
  • 4) индивидуально контролировать уровень обученности каждого ученика (причем возникает возможность выбрать трудные задачи из разряда творческих, и в случае, если они не решаются, перейти к более легким);
  • 5) оказать помощь ученику, что чрезвычайно важно в процессе обучения, так как создает благоприятный психологический настрой у обучаемых (они знают, что в трудный момент «машина им поможет»). Появляется возможность организовать обратную связь «слушатель-учитель», что очень ценно для учителя, поскольку позволяет постоянно совершенствовать материал компьютерного учебника;
  • 6) стать средством обучения на самостоятельных занятиях, «оживляющим» сухие страницы учебника.

К компьютерным учебным пособиям предъявляются следующие программно-педагогические требования.

  • 1. Компьютерные учебные пособия должны служить формированию у учащихся систематических прочных и научных знаний, способствовать формированию умений работать с информацией, создавать собственную систему восприятия и критического мышления, аналитического отношения к проблемам и месту конкретной информации в общей картине понятий и представлений о мире, развивать познавательную активность, служить повышению качества и эффективности педагогического труда.
  • 2. Желательно включать в пособия разнообразные познавательные задания, связанные с предлагаемым экранным материалом.
  • 3. Содержание компьютерного учебного пособия должно включать научно достоверную информацию. Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности школьников, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.
  • 4. Мулытшедийность (от англ, multimedia - «многокомпонентная среда»), которая позволяет использовать текст, графику, видео, звук и мультипликацию. Т.е. учебный материал должен быть доступен для экранизации и передачи информации с помощью звукового ряда. При отборе материала для зрительного ряда преимущество следует отдавать крупным и средним планам, по возможности избегая дальних планов и мелких деталей.
  • 5.Основным компонентом компьютерного учебного пособия должен быть зрительный ряд. Речевой и музыкальный ряды должны помогать восприятию и пониманию зрительного ряда. Зрительный ряд и дикторский текст должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной учащимся логической последовательности, порционно-шаговым методом в доступном учащимся темпе. Дикторский текст должен быть четким и ясным.
  • 6. В звуковом сопровождении должна четко выделяться речь диктора. Использование шумов (природных, производственных или как ответ обучающей системы на действия обучающегося) оправданно только в том случае, когда они дают возможность полнее раскрыть, воспринять и понять учебный материал.
  • 7. Информация должна преподноситься в живой, эмоциональной форме. Однако недопустимы кадры, вставки, эпизоды, не связанные с учебной темой, даже в том случае, если они интересны сами по себе.
  • 8. При создании пособия должны соблюдаться гигиенические требования, направленные па сохранение зрения и предупреждение переутомления школьников. Размеры букв, цифр, знаков (кегль), их гарнитура, расстановка знаков в словах, слов в предложениях должны способствовать четкому различению и хорошему восприятию информации. Кегль основного текста должен быть не менее 14 пунктов для серифного шрифта (например, Times New Roman) и 12 пунктов для рубленого шрифта (например, Arial). Заголовки лучше выделять увеличением кегля. Для выделения в текстах наиболее важных частей можно использовать полужирное и курсивное начертание знаков, выделение цветом знаков и фона, рамки, а также их сочетания. Для смысловых выделений не следует использовать подчеркивание, которым по умолчанию выделяются гиперссылки.
  • 9. Следует избегать больших текстовых фрагментов. Оптимальная длина строки составляет 40-42 знака. В более длинной строке следует применять серифные шрифты, помогающие «держать» строку.

Недопустимо использование для чтения текста полос прокрутки или кнопок перехода от экрана к экрану.

  • 10. На различимость объектов влияют цвет фона и цвет изображений на нем, их контрастность. Лучшими соотношениями фона и изображений являются бслый-синий, синий-желтый, чсрный-жслтый, зеленый-белый, черный-белый.
  • 11. Предъявление учебной информации должно быть разделено как минимум на три уровня сложности: базовый компонент, предусмотренный стандартом соответствующей образовательной области, углубленное изучение предмета и курс для поступающих в вузы.
  • 12. Следует в максимальной мере использовать возможности современной компьютерной техники для организации интерактивной работы (диалогового общения) обучающегося с пособием.
  • 13. Наличие гипертекста (от англ, hypertext - «сверхтекст»). Основная черта гипертекста - возможность переходов по так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально оформленного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия». Наряду с графикой и текстом, можно связать гиперссылками и мультимедиа-информацию, включая звук, видео, анимацию. В этом случае для таких систем используется термин гипермедиа. Гипертекстовая система представляет собой совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах.

Тренировочные системы являются частным случаем обучающих систем. Подобные системы предназначены для закрепления предварительно изученного материала, отработки определенных навыков и умений, а также тех способов деятельности, которые должны воспроизводиться обучаемым на уровне, доведенном до автоматизма. В их основе - предоставление обучаемому вопросов, заданий, упражнений и обработка ответов с обеспечением соответствующей обратной связи.

Моделирующие программы - это учебные пакеты программ, позволяющие оперировать с объектами определенного класса. Учащийся оперирует объектами среды, руководствуясь методическими указаниями, в целях достижения поставленной учебной задачи либо производит исследование, цели и задачи которого поставлены им самостоятельно. Одной из важнейших и распространенных причин использования моделирующих программ в обучении является потребность моделирования или визуализации каких-либо динамических процессов, которые затруднительно или просто невозможно воспроизвести в учебной лаборатории или классе. Такие программы, позволяющие моделировать эксперименты, воображаемые или реальные жиз ненные ситуации, используются для активизации поисковой деятельности обучаемых и в качестве самостоятельных программных средств, и в составе обучающих систем.

Компьютерное моделирование может основываться на математической модели, лабораторном эксперименте, анимации, в которых представлена работа некоторого предприятия, протекание того или иного процесса и т.д. В моделирующих программах возможно широкое использование интерактивной графики (т.е. поддерживающей режим диалога), дающей обучаемому возможность не только наблюдать особенности изучаемого процесса, но и исследовать эффекты влияния меняющихся параметров на получаемые результаты, «поворачивая» с помощью мышки рукоятки приборов, «смешивая» растворы и т.д.

Все компьютерные модели можно разделить на два класса: имитирующие поведение некоторого объекта (или возникновение, продолжение и исчезновение некоторого явления) и имитирующие какую-либо деятельность в особых условиях. К первому классу можно отнести модели физических или биологических процессов - «хищники — жертвы», технологические процессы производства, получение веществ в результате химических опытов и др.; ко второму - работу с различными конструкторами, интерпретаторами.

Микромиры - это особые узкоспециализированные программы, позволяющие создать на компьютере специальную среду, предназначенную для исследования некоторой проблемы. Выраженная в терминах практического использования, эта идея помогает смоделировать для обучаемых условия, при которых они естественным образом станут овладевать областями знаний, ранее требовавшими специального обучения. Речь идет об организации для обучаемых своего рода контактов с конкретным или абстрактным материалом, которым они могли бы пользоваться в процессе обучения.

На принципах микромиров основываются некоторые игровые программы познавательного характера, в которых играющий погружается в специальную среду, моделирующую жизнь города, племени или даже цивилизации, управлять которыми можно в рамках некоторых предопределенных законов и правил.

Контролирующие системы - это программные средства, предназначенные для проверки (оценки) качества знаний. Применение информационных технологий для оценивания качества обучения даст целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля. Прежде всего, это возможность организации централизованного контроля, обеспечивающего охват всего контингента обучаемых. Далее, компьютеризация позволяет сделать контроль более объективным, нс зависящим от субъективности преподавателя.

Системы для поиска информации (информационнопоисковые системы) предназначены для хранения и предъявления учащемуся разнообразной учебной информации справочного характера. Для них характерны иерархическая организация материала и быстрый поиск информации по различным признакам или контексту. Современные требования к информационной компетентности предполагают высокий уровень знаний в области поиска, структурирования и хранения информации. Преподаватели могут использовать сами, а также предложить обучаемым различные информационно-поисковые системы: справочные правовые системы («Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс»), электронные каталоги библиотек, поисковые системы в Интернете, информационно-поисковые системы центров научно-технической информации, справочники, словари, энциклопедии (школьная серия «1С: Репетитор», энциклопедические и учебные издания фирмы «Кирилл и Мефодий»),

Под инструментальными средствами понимаются программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Такие средства могут быть предметно-ориентированными, а могут и практически не зависеть от специфики конкретных задач и областей применения.

Инструментальные программные средства познавательного характера основываются на принципе конструктора, позволяющего создавать обучаемым их собственное понимание новых концепций, в рамках которых предоставляется возможность построить схему решения определенной проблемы, часто визуализированную. В ходе этой работы обучаемый демонстрирует понимание новых знаний и возможности ранее полученных знаний. Характерным примером таких программ являются системы символьной математики (Mathlab. Maple, Mathcmatica и др.), помогающие выполнять различные символьные преобразования, встречающиеся в математических задачах.

Инструментальные программные средства универсального характера (текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных, графические редакторы и др.) позволяют создать на занятиях атмосферу творчества, развивать у обучаемых воображение, фантазию, интуицию, инициативность.

Так, текстовые редакторы стимулируют работу по выполнению различных письменных заданий: сочинений, эссе, рефератов и др. Они облегчают как их первоначальное оформление, так и последующие изменения и дополнения. Электронная форма представления материалов позволяет организовать коллективную работу группы над общим проектом с расчетом на продолжительное время: летопись учебного заведения, периодическая электронная газета. Современный текстовый редактор, позволяет использовать в документах различные графические изображения, электронные таблицы и пр.

Универсальным средством позволяющим выявить имеющиеся закономерности и тенденции, проанализировать числовой массив, измерения различных параметров в ходе лабораторного эксперимента, данные проведенного социологического опроса или психологического тестирования, подтолкнув тем самым к решению стоящей задачи, являются электронные таблицы. Программы, относящиеся к этой категории (например, Microsoft Excel), дают возможность без изучения языков программирования выполнять расчеты по сложным формулам, включающим в себя проверку различных условий и реализующим циклические алгоритмы и ветвления. Результаты вычислений обновляются автоматически при изменении входящих в формулу параметров. По данным таблиц можно построить график или диаграмму. Диаграммы и графики нс являются статичными - каждый раз при изменении использующихся при их построении данных они меняют свою конфигурацию. Все перечисленные особенности делают электронные таблицы инструментом для компьютерного моделирования.

Использование графических редакторов выводит на качественно новый, профессиональный уровень оформления творческих работ, способствует самовыражению обучаемых и, соответственно, их положительной мотивации к выполнению самой работы и использованию компьютера. Программы для создания компьютерных презентаций (например, Microsoft PowerPoint) играют аналогичную роль для устного представления результатов работы. Кроме того, они очень эффективны для наглядных иллюстраций (графических, текстовых, видео, аудио) при чтении лекций, проведении семинаров, уроков, конференций. С помощью графических редакторов, позволяющих создавать анимации, обучаемые могут самостоятельно проектировать компьютерные модели, иллюстрирующие различные процессы и явления.

Педагоги, использующие ЭОР, должны предварительно соотносить их с основными компонентами реализуемой методической системы обучения - ее целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Привлекаемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить ей, соответствовать ее компонентам.

Особое внимание следует уделить подбору и разработке методов обучения с использованием ЭОР. В числе таких методов могут быть предложены поиск и использование школьниками учебной информации, значимой с точки зрения целей обучения, проектноисследовательская деятельность обучаемых, основанная на взаимодействии с ресурсами, использование коммуникационных компонентов таких ресурсов для учебного общения учащихся и педагогов.

При проведении занятий в малых группах рекомендуется реализация специальных методов обучения. Каждый учащийся может работать за компьютером индивидуально, а педагог будет лишь направлять действия школьников, не подавляя их взаимодействие с образовательным ресурсом. Такой подход позволяет придать общению обучаемых характер учебной взаимопомощи. Обращаясь к образовательным ресурсам и общаясь между собой, учащиеся получают реальные возможности для развития своих творческих способностей.

Следует помнить, что, несмотря на целесообразность использования школьниками перечисленных образовательных ресурсов, важнейшее значение для восприятия учебного материала имеет живая речь преподавателя, которую невозможно заменить какими-либо другими средствами и технологиями. Для достижения наиболее эффективного восприятия учителю следует сочетать использование ресурсов с устной речью, которая должна строиться с учетом уровня интеллектуального развития и мировоззрения учащихся. Педагогам необходимо уделять внимание и тому, чтобы учащиеся правильно называли изучаемое, корректно излагали и комментировали содержание электронных ресурсов.

Необходимо также учитывать, что применение мультимедийных электронных ресурсов требует одновременной работы сразу нескольких каналов восприятия - зрительного, слухового, тактильного. Это может привести к умственным и эмоциональным перегрузкам учеников.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >