Права и свободы человека и гражданина как структурный элемент правовой культуры. Правовое государство - гарант реализации идей современной правовой культуры власти

Россия на современном этапе развития правового государства и гражданского общества отдает предпочтение прогрессивному формированию правовой культуры и немаловажному фактору, влияющему на нее, правам и свободам человека и гражданина и всем сферам жизнедеятельности личности, в том числе и в правовой сфере.

Реализация механизмов демократической модификации гражданского общества и правового государства, результативное осуществление зафиксированных в Основном законе целей развития России, становление новой политико-правовой системы гражданского общества, правового государства и признания прав и свобод человека высшей ценностью предполагают значительную работу по повышению уровня правовой культуры народонаселения Российской Федерации*".

Конечно, в данной ситуации немаловажную роль играет теоретикоправовая наука, которая активно воздействует на правовую культуру, правосознание общества и отдельных граждан, правопонимание и создает научную основу для формирования в стране гражданского общества и правового государства.

В данном случае степень развитости институтов гражданского общества и правового государства, к которым в том числе относятся права и свободы человека и гражданина, определяется уровнем правовой культуры населения государства, его готовностью соблюдать принцип уважения прав и свобод человека и гражданина во всех сферах общественной жизни.

Все это обращает нас к одной немаловажной теоретико-правовой проблеме — определении понятия правовой культуры и ее дефиниции в контексте прав и свобод человека и гражданина.

Анализ научно-теоретической и монографической литературы показал, что в правовой культуре заключаются сущностные (аксиологические) черты и признаки юридической категории, что и обусловливает ее роль и значение как несущего фактора развития государственно-правовых механизмов и процессов в обществе41.

Права и свободы человека и гражданина относятся к числу фундаментальных ценностей правовой культуры, выработанных человечеством в ходе его развития. Ценностные свойства прав и свобод человека и гражданина обусловлены их значением как особой формы общественных отношений, их местом и задачами в социальной и правовой системе общества и государства.

В современной российской теории государства и права имеется очень большое количество дефиниций понятия прав и свобод человека. В данных определениях концентрируется внимание на различных аспектах этого сложного, многомерного правового и социального явления. Главным образом, необходимо, исследовать проблему о первоисточнике, первооснове прав и свобод человека: принадлежат ли они изначально человеку как таковому, коренятся в социальных взаимодействиях или предоставляются человеку государством. Условно говоря, в первом случае исходят из несколько модернизированной классической теории естественного права, для второй позиции характерен так или иначе интерпретируемый социологический подход, иногда - антропологический, для третьей — юридико-позитивистское истолкование прав и свобод человека.

Приверженцы классического естественного права всегда утверждали и утверждают, что права человека являются его неотъемлемыми свойствами и принадлежат каждому с момента рождения. Закрепление в правовом акте не означает трансформации естественного права человека в позитивное право. Оно обретает лишь форму позитивного права и более надежные гарантии реализации. Естественное право человека — это его субъективное право’2. Если одни авторы полагают, что права человека — это свойства человека, то другие рассматривают их «как продолжение» свойств человека.

Они признают неотъемлемость прав от человека, но лишь как субъекта социальных взаимодействий: «Самым «естественным», самым незаметным и самым человечным является изначальное неотъемлемое право — право на коммуникацию, т.е. право быть человеком как субъектом межчеловеческих отношений». Исходя из такого понимания первоисточника прав человека, автор предлагает их антрополого-коммуникативное обоснование и определение: «Права человека представляют собой единство легитимированных правовых текстов, включающих нормативное поведение субъектов, действующих в собственных интересах, и обеспеченное исполнением обязанностей другими субъектами».

Позиция, согласно которой права человека как таковые не могут существовать безотносительно к его связям с другими людьми, характерна и для других концепций прав человека.

Чтобы обладать правами, субъекту нужно прилагать определенные усилия, а не просто существовать.

Сторонники как ((прирожденных» (естественных) прав, так и «приобретенных» (в процессе социального взаимодействия или в силу определенного социального статуса) выступают против позитивистских концепций «дарования» прав, их порождения государством. Так, Л.С. Мамут обоснованно оспаривает мнение, согласно которому государство выступает как учредитель прав и свобод человека. На неотъемлемости прав и свобод человека от государства продолжают настаивать и некоторые другие авторы.

В энциклопедическом смысле «достойное» — это все, что в образе жизни человека имеет превосходные качественные (социальные, нравственные, этические, эстетические и т.д.) характеристики. Сравнительный анализ источников права разных государств свидетельствует о том, что, несмотря на то, что центральная идея, составляющая содержание права на достойную жизнь, с самого момента его зарождения остается прежней - идеей направленности государственной политики на обеспечение достойного существования человека, истоки признания данного права, мотивы, по которым государство берет на себя обязанность его обеспечивать, приобретают очевидную специфику в контексте различных правовых культур.

Решение вопроса о том, как именно право-культурные особенности влияют на понимание права на достойную жизнь и признание необходимости его нормативного закрепления, существенно затрудняется тем, что о правовой культуре традиционно говорят применительно к различным уровням проявления ее сущности38.

Понятие правовой культуры используют и для характеристики родовой сущности человека, и для фиксации «исторического типа» культуры, соотносимого с социальной структурой общества и присущим обществу на конкретном этапе его исторического развития уровнем развития производительных сил и производственных отношений, и для видового определения культуры локальных общностей (страны, племени, народности, нации и т.д.), и для выражения особенностей культуры отдельно взятого индивида. Все это вызывает определенные трудности в выборе среза, в котором содержательные особенности правовой культуры определяют специфику истоков признания права на достойную жизнь. При рассмотрении культуры в качестве неотъемлемой характеристики родовой сущности человека предметом исследования становится все то, что создано человеком. Исследование культуры в этом аспекте позволяет интерпретировать право на достойную жизнь в качестве одного из элементов правовой культуры, не присущих природной среде, но ничего нового для понимания специфики истоков признания рассматриваемого права в разных обществах не дает. Научно-теоретический анализ правовой культуры и ее отличительных свойств, типических для обусловленного периода исторического формирования гражданского общества и правового государства, по своей сущности сводится к проблеме раскрытия и рассмотрению историко-правовых факторов, предопределяющих начало признания права на достойную жизнь. Тем не менее, как представляется, конкретно-исторические и право-культурные факторы, несмотря на то, что они всегда действуют одновременно, не могут быть отождествлены.

Исходя из этого, исследовать характерные отличительные свойства правовой культуры, которые определяют специфику начала общественного и государственного признания права на достойную жизнь, исследуя одновременно правовую культуру в названном срезе, представляется нецелесообразным. Нецелесообразно, говорить и об особенностях истоков правовой культуры и права на достойную жизнь применительно к отдельно взятому человеку. Это обусловливается тем, что специфика понимания права на достойную жизнь конкретным индивидом обусловливается не только правовой культурой, но и другими личностными (пол, возраст и т.д.) особенностями.

Именно поэтому применительно к названному уровню следует рассматривать куда более широкий круг проблем, чем проблема детерминации истоков признания права на достойную жизнь факторами правовой культуры, где речь должна идти не о особенностях правовой культуры, а о факторах личностного развития, предопределяющих субъективное в представлениях отдельно взятого человека о содержании рассматриваемого права на достойную жизнь. Таким образом, единственным срезом правовой культуры, применительно к которому целесообразно вести речь о факторах, определяющих истоки признания права на достойную жизнь, является понимание правовой культуры как феномена, характеризующего культурные особенности отдельно взятых локальных общностей.

Представляется, что именно в данном аспекте содержание правовой культуры предопределяет особенности в истоках признания права на достойную жизнь в разных государствах, что находит свое отражение, в том числе и в действующих в них нормативных правовых актах, закрепляющих право на достойную жизнь.

Если речь идет в данном случае непосредственно о содержательных структурных элементах правовой культуры в выбранном нами точки зрения, предопределяющих особенное в понимании истоков признания права на достойную жизнь, то таковыми, по нашему мнению, выступают правовые ценности.

Именно правовая культура, переходя из поколения в поколение, постигая на каждом этапе историко-правового формирования через общественное и правовое сознание, воссоздаваясь им, в конечном итоге значительно. Изменение правовых ценностей, лежащих в основе правовой культуры, по сути дела, становится свидетельством отмирания одной правовой культуры и возникновения на ее основе другой, качественно новой, воздействуют на совершенную модель системы прав и свобод человека, одним из состовляющих элементов которой выступает право на достойную жизнь.

Выводы по первой главе. Права и свободы человека и уровень правовой культуры взаимозависимы. Они не появляются сами собой. Нужны громадные совместные усилия государства, общества и личности для продвижения и развития правовой культуры и прав человека.

Сегодня становится особенно очевидным, что успешное решение задач в области прав и свобод человека невозможно без повышения правовой культуры общества, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении его положений в повседневную жизнь. В этой связи правовую культуру можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие формирования правового государства и реализации прав и свобод личности.

Проблема правовой культуры становится наиболее острой в периоды общественной трансформации, когда объективно происходит разрушение большинства институциональных и нормативных образцов, устанавливаются новые правовые цели, ценности и средства реализации прав и свобод человека.

Правовая культура — одна из актуальных проблем теории государства и права. Но до настоящего времени научные труды по изучению правовой культуры ограничивались общетеоретическим анализом этого явления либо отдельных его составляющих структурных элементов. Исследования правовой культуры определенных сфер правовой жизни, в том числе в контексте прав и свобод человека и гражданина, не проводились. На основании этого представляется чрезвычайно своевременным исследовать правовую культуру в данной области.

В настоящей лекции предпринята попытка комплексного анализа последних изменений правовой системы России и выявления путей их позитивного использования для формирования правовой культуры в сфере прав и свобод человека и гражданина.

Тема актуальна в практическом плане, поскольку, с одной стороны, повышение уровня правовой культуры личности и общества в целом связано с нахождением соответствующих правовых средств, а с другой, - позволяет использовать культурный потенциал российского общества в оптимизации законодательства, в реализации основополагающих конституционных и законодательных норм, устанавливающих права и свободы человека и гражданина как высшую ценность.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >