Основные подходы к пониманию правовой культуры

Движение России к гражданскому обществу невозможно без формирования правовой культуры. Совершенствование правовой культуры России - сложная и многосторонняя задача^:

  • - это и увеличение уровня правосознания, правовой» активности, юридических знаний граждан;
  • - повышение эффективности правоохранительной деятельности;
  • - проведение судебной реформы;
  • - повышение культуры правоприменения;
  • - правотворчества;
  • - качества законодательства.

Законы должны стоять на защите прав граждан, граждане должны знать и уважать законы, соотносить с ними свои интересы и поступки. Государство- призвано обеспечить справедливость и силу закона,

предоставить гражданам возможность обращаться к закону для защиты собственных прав, следовать букве и духу закона при разрешении споров, конфликтов, повседневных проблем. В философско-социологической литературе едва ли найдется термин, имеющий столь необъятное количество истолкований, как термин "культура".

Имеющиеся в мировой науке подходы к культуре оказывается возможным свести к трем группам™:

  • - антропологические;
  • - социологические;
  • - философские.

При антропологическом подходе культура понимается в качестве совокупности всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа.

Социологический подход трактует ее в виде совокупности духовных ценностей: здесь культура выступает как компонент общественной жизни. И, наконец, при философском подходе культура рассматривается среди явлений, выделяемых чисто аналитически, не связанных с общественным развитием.

Положительной стороной первого подхода является его широта, поскольку культура рассматривается, как проявление самых разнообразных сторон и сфер общественной жизни. Его достоинство становится еще более очевидным при сравнении с довольно распространенной на сегодня практикой узкого и в большинстве случаев ситуативного употребления понятий "культура " и "правовая культура ".

Однако широкому подходу присущи и серьезные недостатки. Он ориентирован лишь на суммативную, механическую фиксацию объективированных в соответствующих продуктах человеческой деятельности и ее результатов. Кроме того, характеризуя эти результаты как ценности, предлагаемый подход не позволяет сформулировать достаточно - четкие критерии для- определения того, что следует считать ценностями.

Ограничиваясь им, нельзя вычленить правовые ценности, без которых невозможно понять правовую культуру.

Играя определенную позитивную роль в процессе развития ценностных представлений о культуре, обозначенный подход должен быть дополнен двумя другими способами анализа данного социального явления. Один из них проявляется в осознании культуры как процесса творческой деятельности, другой - как специфического способа человеческой деятельности.

Общим для них является деятельностная интерпретация культуры, хотя способы этой интерпретации далеко не тождественны. В первом случае культура анализируется через процессы духовного производства, функционирования и совершенствования человека.

Представители второй концепции предлагают общую модель культуры как универсального свойства общественной жизни.

Традиция в употреблении термина "культура" позволяет характеризовать последнее в качестве не просто объективно существующей данности, а в первую очередь определенной формы освоения мира, специфического отношения человека к действительности и к самому себе16.

В то же время культура одновременно, если не в первую очередь, -"аксиологическое"33 явление, предполагающее нравственную способность отдельного индивида подчинить себя общезначимым гуманистическим ценностям, выходящим за пределы его индивидуальной самореализации.

Самосознание культуры требует, чтобы, рассматривая природу или общество, мы не забывали о духовном мире человека, а размышляя, о самом человеке и его нравственных исканиях, не упускали из вида универсальный мировоззренческий смысл коллизий, возникающих перед ним.

Таким образом, культура существует не только как определенная деятельность, но и как творческая способность личности создавать, свой-индивидуальный способ- жизнедеятельности, благодаря глубинному осознанию культурно-исторических ценностей.

На данном этапе разработка методологических проблем правовой культуры встречается с рядом трудностей, в первую очередь с тем, что пока еще не выработано в полном объеме ее определение, не разработан эффективный механизм научного исследования этого направления. Приходится констатировать, что в целом проблематика правовой культуры анализируется по преимуществу в прикладных целях (в сопоставлении: например, с политической культурой, при рассмотрении уровня знания права отдельными группами населения, теми или иными категориями работников государственных органов, при характеристике механизма и каналов ее воздействия на индивида и т.д.).

Целостная же концепция правовой культуры, основанная на политикофилософских исследованиях, данных широких конкретно-социологических обследований, юридической практики, пока не выработана.Чло же понимается под правовой культурой?

В юридической литературе имеются самые различные определениями толкования. Это обусловлено разнообразными познавательными и практическими задачами, научным анализом одного и того же явления, под различными углами зрения. Кроме того, правовая культура рассматривается применительно как к обществу в целом, так и отдельным его социальным группам; а также личности. Многообразие определений правовой культуры объясняется и тем, что исследователи изначально вкладывают различный смысл в исходные понятия, прежде всего такие, как «право» и «культура».

Все это находит свое отражение и в учебной юридической литературе, серьезно осложняя освоение этой темы.

Внимательное изучение проблемы позволяет выделить несколько основных подходов к пониманию правовой культуры общества и личности, сложившихся в юридической, научной и учебной литературе.

Правовая культура, будучи многогранным явлением, в научной литературе раскрывается, посредством определения совокупности ее

наиболее существенных черт, признаков, критериев, качественных характ ерист и к*2.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >