ЛЕКЦИЯ 5 Кризис культуры

Мы переживаем кризис культуры. Этот кризис фундаментальный. Он вызревал долго (с 50-х гг. XX в.), но сдерживался советской системой. Перестройка его «отвязала», и он разбушевался. Он поразил ядро культуры, как и планировалось в 1989— 1991 годы. За 1990-е годы система культуры превратилась в руины, на которых расцвели антикультурные и антисоциальные институты. Вокруг них сложились временные разношерстные общности, с этого распутья они пошли по разным дорожкам.

Слом советского жизнеустройства, обрушение или деформация практически всех институтов, в том числе культуры, нанесли всему населению тяжелую культурную травму. Она инерционна, передается молодым поколениям. Фон тяжелый: дезинтеграция общества, нации и народов, массовая аномия (безнормность). Углубляется ценностный раскол, выход из которого элита, в культурном плане маргинальная и агрессивная, ищет в социальном и культурном апартеиде.

Образ нашего возможного будущего — архаизация и распад культурного ядра на Украине, сдвиг общества в хаос и утрата государственности. В это зеркало надо вглядеться с точки зрения кризиса культуры.

Социолог и культуролог Л.Г. Ионин так писал о последствиях разрушения советской культуры: «Гибель советской культуры привела к распаду формировавшегося десятилетиями образа мира, что не могло не повлечь за собой массовую дезориентацию, утрату идентификаций на индивидуальном и групповом уровне, а также на уровне общества в целом...

Человек как бы перестает отражаться в зеркале социального мира. В результате он становится неузнаваемым для самого себя, перестает знать самого себя... Исчезает будущее, ибо исчезла содержащаяся в культуре и зафиксированная в соответствующих институтах объективная основа его планирования. Исчезает прошлое как развивающаяся система, ибо исчезло будущее как критерий его оценки и интерпретации. Прошлое превращается в неупорядоченный набор событий и фактов, не обладающий собственной внутренней целостностью... Болезненнее всего гибель советской культуры должна была сказаться на наиболее активной части общества, ориентированной на успех в рамках сложившихся институтов, т.е. на успех, сопровождающийся общественным признанием. Такого рода успешные биографии в любом обществе являют собой культурные образцы и служат средством культурной и социальной интеграции. И наоборот, разрушение таких биографий ведет к прогрессирующей дезинтеграции общества и массовой деидентификации.

Наименее страдают в этой ситуации либо индивиды с низким уровнем притязаний, либо авантюристы, не обладающие устойчивой долговременной мотивацией... Авантюрист как социальный тип — фигура, характерная и для России настоящего времени».

Во время реформы главным объектом воздействия в сфере культуры было культурное ядро советского общества. Удар был нанесен столь сильный, что была повреждена культура России в целом, как система, во всех ее элементах и связях. Более того, были запущены механизмы разрушения культуры, которые вошли в режим самовоспроизводства и даже самоускорения. Этот процесс стал угрозой, чреватой перерастанием в национальную катастрофу.

Кризис культуры — процесс во многом политический. Ведь политика — это прежде всего создание, воспроизводство и сохранение политических и общественных институтов как устойчивых систем общепринятых норм (запретов). Все эти нормы — продукт культуры. Разрушение советской системы и было разрушением всех ее политических и общественных институтов.

Строго говоря, перестройка и была программой подготовки всех советских институтов к их трансформации в ходе задуманной реформы. Но преобразования были столь радикальными, что в обиход даже вошло выражение «реформа посредством слома». Последствия Л.Г. Ионин характеризует так: «Падение советского режима означало по сути дела тотальный культурный коллапс. Выжить не могло ничего за исключением остатков той же самой советской культуры с характерными именно для нее, а не для предполагаемого нового будущего, интересами».

Первым делом надо преодолеть расхожие штампы, которыми изобилует «культурная политика», и рассуждения на ее темы. Вот один из штампов: «Культура объединяет людей. У нас прекрасная культура — классическая литература, балет...». Откуда это взялось? Почему «национальная гвардия» с Майдана с энтузиазмом убивает людей и разрушает города в Донбассе? У обеих сторон нет социальных причин для конфликта — ни по зарплате, ни по тарифам ЖКХ. Они воюют из-за культурных расхождений. Советский строй держал силу субкультур регионов Украины в приемлемых рамках, в культуре довлело ядро советской культуры — жить можно было и в Донбассе, и в Приднестровье, и в Нагорном Карабахе. Это ядро сознательно уничтожили с помощью гуманитарной интеллигенции — и большая часть западных украинцев пошла за дудочкой Бжезинского в болото этнонационализма по самоубийственной дорожке русофобии.

Культура объединяет сравнительно небольшие общности (племя, народ) — и разделяет эти общности между собой. Поэтому человеческий род, принадлежащий к одному биологическому виду, представляет собой конгломерат этносов, разделенный этническими границами. Люди убивают друг друга, хотя заложенный в биологию инстинкт это запрещает. Этот инстинкт подавлен культурой. Чтобы на территории РФ собрать из всех народов нацию, требуется создать в их культурах достаточно большой ряд общих компонентов высокого ранга. А кроме того, создать другие общие культурные системы, которые мы относим к иным категориям — социальным, политическим и пр.

Рассмотрим ход кризиса, инструменты разрушения и типы повреждений, которые нанесены российской культуре.

Не будем углубляться в историю и рассматривать латентный период культурного кризиса, начало которого можно отнести к середине 1950-х годов. Рассмотрим его «открытую фазу».

Тяжелый удар по культуре был нанесен в перестройке, когда официальной стала концепция свободы, автономной от ограничений ответственности. Это — утопия освобождения разума от совести, превращения разума в интеллект. Устранение из сознания запретов нравственности ведет к устранению логики, а она — «полиция нравов интеллигенции».

Человек возник как общественное существо, обладающее культурой, а культура и есть прежде всего ограничение свободы животного. Первое дело культуры — заставить и научить нас быть людьми. Дело культуры — дать нам знания, умения и мотивы, чтобы жить в обществе и непрерывно создавать его. Культура дает нам квалификацию — быть членом общества. Она загоняет нас в рамки дисциплины, как при обучении рабочего, врача и пр. Культура вбивает в нас множество табу и запретов, подчиняет цензуре. Культура дает нам знания и умения быть частицей народа, а не соринкой в человеческой пыли. Это сложное обучение и трудное дело.

Кризис культуры — это более или менее глубокое расчеловечение. Никакой программы блокирования этого процесса и восстановления поврежденных частей системы «культура» после 2000 года не выработано ни в государстве, ни в обществе. Сопротивление распаду носит молекулярный неорганизованный характер, и шансы на его решающий успех пока невелики. Для успеха требуются программа и организация. Пока что причины кризиса культуры видят только в нехватке денег.

Рассмотрим характер деформации важнейших структур культуры.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >