4. АРХИТЕКТУРА ЭГЕЙСКОГО МИРА

Расцвет Критской культуры приходится на 2100—1400 гг. до н.э. В III тыс. до н.э. развивалась также область Трои. После ряда разорений, с середины II тыс. она снова возрождается. Осада и разорение Трои воспеты в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Критские дворцы в Кноссе и Фесте примечательны своей планировкой внутреннего пространства и своеобразием выполнения архитектурных форм. В этих дворцах применялась также реалистическая живопись. Критские архитекторы выработали форму расширяющейся кверху круглой колонны, опирающейся на базу и имевшей капитель-эхин в форме вала, накрытого большой квадратной абакой. Эта форма колонны была создана с целью обеспечить достаточно большую площадку для опирания балок на колонны в случае землетрясения. На Крите сложился тип двухколонного портика в Антах (двор в Малия), развитый позднее в архитектуре классической Греции.

С 1400 г. до н.э. в культуре Крита наступает застой, а на материковой Греции происходит расцвет Микен. Памятниками Микен являются: гробница царя Атрея, ворота (львиные), в которых над перемычкой изображены фигуры двух львов и между ними — критомикенская колонна; дворец с тронным залом и большим мегароном, т.е. большим залом для пиров.

5. АРХИТЕКТУРА АНТИЧНОГО МИРА

Античным миром называют эпоху цивилизаций Греции и Рима в период с XII—VIII в. до н.э. до IV—V в. н.э., Древний Рим наследовал достижения греческой цивилизации.

Архитектура Древней Греции

История древнегреческой архитектуры делится на три периода: архаический, классический и эллинистический.

В архаический период (VII в. — 1-я четверть V в. до н.э.) сложились формы дорического ордера, были построены храмы с использованием дорического и ионического ордеров и общественные здания.

Классический период (2-я четверть V в. — 3-я четверть IV в. до н.э.) — это период возвышения Греции после победы над Персидским царством и строительством в Афинах.

Создан ансамбль афинского Акрополя — Парфенон (дорический ордер), храмы Эрехтейон и Ники (ионический ордер). В это время также достиг своего полного развития тип греческого жилого дома.

Эллинистический период (последняя четверть IV в. — I в. до н.э.) — это время создания мировой империи в результате завоеваний Александра Македонского, ее распада и образования Восточно-эллинистических монархий.

Развитие греческих городов-государств (полисов), общественной жизни способствовало формированию новых типов зданий и сооружений, которых не было раньше: булевтериев, или домов совета, театров, стадионов, гимнасий, палестр (школ). Греческие храмы посвящались богам-покровителям городской общины, они не были замкнутыми таинственными святилищами, как в Древнем Египте, и сочетали в себе функции культовых и общественных зданий.

Греки внесли в композицию храма изменение: вынесли алтарь за пределы храма (храм Артемиды Орфии в Спарте, где алтарь располагался против входа в храм).

Простейший тип греческого храма — «храм в антах»: на фасаде треугольный фронтон поддерживается выступами продольных стен, между которыми поставлены две колонны, несущие антаблемент. Добавление перед входом четырех колонн создавало более сложный тип храма — простиль; у амфипростиля (двойного простиля) такой же портик с задней стороны храма. Присоединение колонн с боковых сторон храма со здало периптер — храм, окруженный колоннадой. Колоннада стала основным художественным средством греческой архитектуры. Применение колоннад придавало общественным зданиям и храмам открытый характер и позволяло пространственно связать их с окружающей природой.

Стоечно-балочная конструкция (ордер) явилась основой создания новой тектонической системы. Возникли закономерные взаимосвязи и порядок расположения элементов конструкции, установились правила их декоративной разработки.

Для древнегреческой архитектуры характерно расчленение частей зданий на основе строительного модуля, за основу которого принимался размер какой-либо части здания. Такая модульная соразмерность облегчала возможность заготовки частей здания в каменоломнях и сборки здания из готовых частей. В художественном отношении это дает ясность членений, соразмерность всех частей здания.

Дорический ордер: основание-стереобат, ствол колонны более широкий внизу, суживающийся вверху, получил форму от древесного ствола. В стволе колонны делались продольные желобки-каннелюры (от лат. «канна» — тростник). Каннелюры собирают тени и при всяком освещении выявляют круглую форму колонны. Стволу колонны делают небольшое утолщение в нижней трети, которая плавной кривой (энтазис) сходит на нет. Это вызывает представление о напряженной работе колонны, повышает впечатление конструктивной правдивости. Капитель колонны — эхин, накрытый сверху плитой — абакой. На нее опирается балка — архитрав, поддерживающая фриз и карниз дорического ордера. Перекрытие — антаблемент, опирающееся на колонны, состоит из архитрава, фриза и карниза. Фриз образован торцами (деревянных) поперечных балок, которые закрывали дощечками-триглифами. Между триглифами располагались плиты (метопы) с изображениями, связанные с назначением храма или общественного здания. На нижней грани карнизной плиты над триглифами устраивали выступы с каплями (мутулы).

В ордерных композициях большую роль играли пропорциональные соотношения основных элементов ордера: диаметр колонны к ее высоте и интерколумнию (расстояние), высота архитрава, антаблемента к высоте колонны и др. В архаический период ордеру придавали еще чрезмерно тяжелые формы, антаблемент достигал почти половину высоты колонн. Колонны делались массивными и устанавливались близко друг к другу. Сооружения производили впечатление приземистости, тяжело весности. Применяя более прочные породы известняка и мрамора, зодчие облегчают ордер. Они использовали те и иные пропорции для придания зданиям различных образно-эмоциональных качеств.

Ионический ордер резко отличается от дорического пропорциями и деталями. Колонна имеет профилированную базу и капитель с волютами, которые украшены иониками. Архитрав делится на три выступающие друг над другом полосы — фасции. Фриз не имел триглифов и иногда покрывался сплошь барельефом. Карниз украшен полосой иоников и орнаментом и в нем постепенно происходит деление на венчающую выносную часть и нижнюю поддерживающую. Пропорции ионического ордера отличаются стройностью и легкостью по сравнению с дорическим ордером.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >