ЗАКОНОМЕРНОСТИ АРХИТЕКТУРНО КОНСТРУКТИВНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ВРЕМЕНИ

Архитектура — организация пространственной среды для жизни и деятельности, которая осуществляется при использовании различных строительных материалов и конструкций.

Взаимосвязь конструкции и архитектурно-художественного образа — одна из важнейших задач архитектуры. В процессе создания зримой материально-пространственной структуры (архитектурного произведения), конструктивная форма наделяется определенной эмоциональной выразительностью. Определенное художественное использование конструктивной структуры (пропорциональное, объемно-пространственное, пластическое) при решении архитектурных задач соответствует термину «тектоника» зданий и сооружений.

Тектонический аспект тесно связан с другими сторонами архитектурного творчества — функциональной, экономической, производственно-технологической.

Тектонический аспект — умение сочетать рациональность технического решения с яркой эмоциональной выразительностью — неотделим от особенностей исторического развития архитектуры.

Каждая историческая эпоха основывается на определенных для своего времени конструктивно-технических достижениях. Тектонические особенности зависят как от технического уровня строительства, так и от эстетических идеалов своего времени, стиля эпохи. Инженеры-строители должны знать, что конструкции и строительные приемы таят в себе эстетические возможности. Опыт истории архитектуры дает обширный материал, помогает решению многообразных задач взаимосвязи конструкции и художественной формы.

1. Архитектура первобытнообщинного строя

Начало строительной деятельности относится к эпохе палеолита и связано с сооружением жилища с помощью примитивных каменных орудий (землянки, шалаши двускатной или конической формы).

Зарождение архитектуры, вероятно, относится к эпохе позднего палеолита, когда строительство из чисто технической деятельности, решающей только утилитарные задачи, начало превращаться в деятельность, направленную и на удовлетворение духовных потребностей.

Эстетическое осмысление простейших конструктивных систем связано с зачатками тектонического мышления.

Со временем позднего палеолита связано возникновение и новой сферы человеческой деятельности — изобразительного искусства.

В период палеолита появились более совершенные орудия труда из камня. В этот период жилище приобрело вид прямоугольного по форме здания, стены которого представляют собой плетень из прутьев по столбам-бревнам, например жилище в Приднепровье в трипольском поселении Коломийщина (III—II т. до н.э.). В этот период также строятся здания, опирающиеся на деревянные сваи.

В эпоху позднего палеолита, а также в бронзовом веке строятся мегалитические сооружения — постройки из крупных каменных глыб, плит, вертикальных опор. Назначение этих сооружений связано с религиозными обрядами и памятными событиями. Выделяются три типа таких сооружений: менгиры, дольмены, кромлехи.

Менгиры — вертикально поставленные камни, достигающие иногда очень больших размеров: 20 м высоты, 300 т веса.

Дольмены служили погребальными камерами и надгробными памятниками.

Кромлех (в Стоунхендже, Англия) — круг диаметром 30 м из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами. Внутри два кольца из небольших камней, а между ними попарно поставленные высокие блоки с плитами, организующие центр пространства. Здесь проявился уже четкий композиционный план с симметрией, ритмом и соподчиненностью элементов.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >