ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИТИК

Мать всегда говорила ей, чтобы она берегла себя и носила резиновые сапоги, чтобы не замочить ноги; кроме того, она говорила ей: «Чтоб ты провалилась». Будучи хорошей девочкой, она была в резиновых сапогах, когда упала с моста.

Э. Берн

Цель трансактного анализа состоит в том, чтобы помочь членам группы в освобождении от сценариев и нечестных игр, подвести их к переоценке ранних решений и сформировать новую основу для осознания своей жизни.

Терапевт принимает дидактическую роль, обучает пациентов тому, как осознавать: а) игры, в которые они играют для того, чтобы избежать близости; б) эгосостояния, в которых они функционируют в конкретной трансакции; и в) саморазру-шающие аспекты ранних решений. Терапевт помогает участникам группы в адаптации первоначального жизненного плана.

Техники трансактного анализа включают в себя использование опросника, направленного на анализ сценария, определяющего ранние запреты и решения, игры и жизненную позицию; моделирование семьи; ролевую игру и структурный анализ. Поскольку акцент делается на отношениях равенства между пациентами и терапевтом, ответственность разделяется в соответствии с заключенным контрактом. Члены группы и терапевт закрепляют в контракте, каких изменений хотят достигнуть участники и какие проблемы и трудности они могут исследовать в группе.

По Берну (1997, 2000, 2001) человек вступает во взаимодействие с другими (трансакции) в соответствии с неосознанными «ранними решениями», проживает свою жизнь по «сценарию», написанному для него родителями. Конечной целью ТА является достижение автономии личности, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои чувства и поступки. Задачи терапии - осознать непродуктивные, нетворческие стереотипы поведения, выявить собственные потребности и возможности, сформировать новую систему ценностей и переписать свой жизненный сценарий.

На первом этапе терапии пациент решает, что он должен изменить в себе (убеждения, отношения, стереотипы), чтобы приобрести личностную автономию Достижению этой цели способствует терапевтический контракт. Он включает задачи, которые ставит пациент перед собой, критерии оценки результата, предложения терапевта по лечению, требования к пациенту, ответственность сторон. По ходу занятий контракт может дополняться и изменяться.

Клод Штайнер (2003, 2004) отмечает четыре условия эффективного контракта: взаимное согласие, адекватная компенсация (оплата рабочего времени терапевта), компетентность (профессиональные возможности терапевта, психические и физические ресурсы пациента, необходимые для выполнения поставленной задачи) и законность.

Трансактный анализ (ТА) включает в себя:

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ - анализ структуры личности;

АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ - вербальных и невербальных взаимодействий с людьми;

АНАЛИЗ НЕЧЕСТНЫХ ИГР - скрытых трансакций, приводящих к выигрышу;

АНАЛИЗ СЦЕНАРИЯ (скрипт-анализ).

Структура личности характеризуется тремя состояниями Я: Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Д - Дитя). Родитель может быть Критикующим (КР) и Заботящимся (ЗР). В Ребенке выделяют две конструктивные части (Естественный Ребенок и Маленький Профессор) и две неконструктивные (Соглашающийся Ребенок и Бунтующий Ребенок). Взрослый играет роль арбитра между Родителем и Ребенком, вычисляя наиболее рациональное решение. Девиз ТА: «Будь всегда взрослым». К Взрослому обращается терапевт во время работы.

Структурный анализ заключается в осознании того, в пределах какого состояния Я обычно функционируют участники. Это дает возможность членам группы распознать и отделить друг от друга состояния Эго, чтобы затем добиться доминирования Взрослого над Ребенком и Родителем. Последовательность структурного анализа такова: выделение Взрослого, освобождение Естественного Ребенка и Маленького Профессора, знакомство с Родителем.

При взаимодействии людей различают дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции. Примером дополнительной трансакции может быть просьба участника уточнить правила игры и соответствующе пояснение руководителя. Перекрестная трансакция происходит, когда в ответ на стимул активизируется неподходящее состояние Я, что приводит к конфликту. Например, ведущий предлагает группе упражнение, а участник резко критикует его.

При скрытой трансакции неприемлемый стимул маскируется - чаще всего с учетом потребности в признании; в результате возникает скрытый конфликт. Участник может задать ведущему вопрос, который продиктован якобы желанием лучше понять материал (социальный уровень), а на самом деле - страхом перед игрой (психологический уровень). В ответ ведущий вместо игры начинает демонстрировать свои знания.

Перекрестная трансакция

Скрытая трансакция

Буквы над стрелками обозначают: С - стимул, Р - реакция, с - социальный уровень, п- психологический.

Нечестная игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций, ведущих к эмоциональному выигрышу (в том числе «любимых», «коллекционируемых» негативных чувств). В этих играх игрок неосознанно обрекает себя на «рэ-кетные» чувства, с помощью которых манипулирует окружающими. Описано множество нечестных, манипулятивных игр, которые схематично сводят к четырем:

  • 1) Я хороший, ты хороший (Я+Т+) - сотрудничество, симбиоз.
  • 2) Я плохой, ты хороший (Я- Т+) - уход, чувство неполноценности, депрессия.
  • 3) Я плохой, ты плохой (Я- Т-) - выжидание, деструктивная позиция.
  • 4) Я хороший, ты плохой (Я+Т-) - избавление, криминальность.

Наиболее распространены следующие игры. «Дай мне пинка» и «Посмотри, что я из-за тебя сделал» (мазохизм). «Если бы не ты» - я бы жил активнее (на самом деле я этого боюсь). «Динамо» - я неотразима, а ты грязный козел! «Да, но» - спасибо за совет, но он мне не подходит. «Я лишь пытался помочь тебе», неблагодарный! Игры разыгрываются парами, тройками и большим количеством участников. Для анализа игры привлекается вся группа, при этом для наглядности широко используются различные диаграммы, которые чертят мелом на доске или фломастером на листе ватмана.

Берн выделил 4 вида действий руководителя

  • 1) Деконтаминация - очищение, выделение Эго-состояний.
  • 2) Рекатексис - перемещение психической энергии с одного Эго-состояния на другое.
  • 3) Прояснение — контроль Взрослого за другими Эго-состояниями.
  • 4) Переориентация — изменение жизненной позиции на Я+ Ты+ с сохранением независимости.

Игры, в которые играют люди, являются частью сценария. Он записывается в состоянии Ребенка через трансакции, происходившие в детстве с родителями. Родительские сценарные сообщения (предписания, скрипты) могут быть непродуктивными и деструктивными, вплоть до суицидальных. Это заставляет человека играть роль «Лягушки», хотя каждый рождается «Принцем». В формировании жизненного сценария человека участвуют и его детские решения (драйверы).

К. Штайнер (2003) описывает наиболее распространенные женские сценарии: женщина на службе семьи, искусственная женщина, женщина за спиной мужчины, бедняжка, непривлекательная красавица, медсестра, толстушка, учительница, демоническая женщина, сильная женщина, королева пчел. К мужским сценариям относятся: большой и сильный папочка, мужчина перед женщиной, плейбой, простой парень, интеллектуал, ненавистник.

Автор выделяет также пять правил экономии поглаживаний (позитивных и негативных подкреплений):

  • 1) не давай поглаживаний, когда их надо давать;
  • 2) не напрашивайся на поглаживания, когда ты в них нуждаешься;
  • 3) не принимай поглаживаний, если ты нуждаешься в них;
  • 4) нс отвергай поглаживания, когда ты нс нуждаешься в них;
  • 5) не гладь себя сам.

В основе ранних негативных решений людей можно выявить 12 родительских предписаний (М. Гулдинг, Р. Гулдинг, 1997):

1) не живи (сгинь, умри);

  • 2) нс будь самим собой (мальчиком, девочкой; будь идеальным ребенком);
  • 3) не будь ребенком (на зависть моему Соглашающемуся Ребенку);
  • 4) не расти и не становись сексуально привлекательным;
  • 5) не делай успехов (не превосходи меня);
  • 6) не делай ничего (не рискуй);
  • 7) не будь первым (первый здесь я);
  • 8) не принадлежи (кому ты нужен такой, кроме меня);
  • 9) не будь близким и не доверяй (я не буду с тобой ласковой и честной);
  • 10) не чувствуй себя хорошо и не будь здоровым (чтобы получить мое внимание);
  • 11) не думай (что ты умнее меня, не думай о своих проблемах вместо моих);
  • 12) не чувствуй и не замечай собственных ощущений (полагайся на мои).

Известны 6 следующих паттернов сценарных процессов:

  • 1) Пока не (перемоешь всю посуду, не ляжешь в постель);
  • 2) После (не смейся, как бы плакать не пришлось);
  • 3) Никогда (не получишь того, чего больше всего хочешь);
  • 4) Всегда (это случается со мной);
  • 5) Почти (в самом конце опять что-то помешало);
  • 6) Открытый конец (теперь все хорошо, и я не знаю, чем заняться).

Перед тем, как войти в тот или иной сценарный процесс, человек реализует определенный минисценарий - драйвер (англ, водитель). Каждый из них проявляется характерным набором слов, тембром голоса и интонацией, мимикой, жестами и позой.

  • • «Будь лучшим!» Соответствует сценарному процессу «Пока не». Часто употребляются вводные слова, лишние определения. Стремление раскладывать всё по пунктам, рассудительные интонации. Считает на пальцах, складывает пальцы пирамидой, подпирает подбородок в позе мыслителя. Во время пауз глаза устремлены вверх как бы в ожидании истины. В это время рот слегка напряжен, тело прямое.
  • • «Радуй других!» Соответствует сценарному процессу «После». Характерны противопоставления плохого и хорошего, повышенный интерес к состоянию собеседника. Тон голоса высокий, интонация к концу фразы повышается. Разводит руками, кивает головой. Плечи приподняты и направлены вперед, тело наклонено к собеседнику, на которого смотрит исподлобья.
  • • «Пытайся!» Соответствует сценарному процессу «Всегда». Часто употребляет глаголы «пытаться», «стараться», «пробовать» вместо «сделать». Голос приглушенный, прикладывает руку козырьком к глазам, к ушам, будто стараясь лучше увидеть или услышать. Руки часто сжаты в кулаки и лежат на коленях. Сидит сгорбившись, наклонясь вперед.
  • • «Будь сильным!» Соответствует сценарному процессу «Никогда». Говорит о себе как об объекте внешних воздействий, заменяет высказывания о себе общими фразами. Голос низкий, монотонный. Лицо безучастное, тело неподвижное, руки и ноги скрещены.
  • • «Спеши!» Соответствует сценарному процессу «Почти». Часто употребляет понятия времени, скорости, движения. Говорит быстро, отрывисто, иногда глотая слова. Постоянно поглядывает на часы, постукивает пальцами, притоптывает, вертится на стуле. Возбужденная мимика сочетается с пристальным взглядом.

В основе драйверов лежат следующие мифы-.

• «Я могу сделать тебе хорошо» (Заботящийся Родитель);

  • • «Ты можешь сделать мне хорошо, если будешь думать за меня» (Соглашающийся Ребенок);
  • • «Своими словами я могу ранить тебя» (Критикующий Родитель);
  • • «Своими словами ты можешь ранить меня» (Соглашающийся Ребенок).

Выявляют также запреты или тупики, которые имеют три уровня:

  • 1) Родительский - «Отдохнешь, когда закончишь!»
  • 2) Взаимодействие Детского Эго родителей и Детского Эго ребенка - «Сам во всем виноват, сам и расхлебывай!»
  • 3) Конфликт Соглашающегося и Естественного Ребенка - при полном подавлении последнего возникает тяжелая депрессия.

Тупики приводят к чувству беспомощности, от которого человек защищается с помощью игнорирования стимулов, проблем и возможностей. Результатом становится жизненная пассивность и пессимизм. В основе пассивного поведения лежат 4 уровня игнорирования: наличия возможностей, их значимости, возможности выбора, личных способностей. Так, человек, пассивно ожидающий в ресторане невнимательного официанта, игнорирует возможность повлиять на его поведение и свое доминирующее положение. Этот человек не ищет способов изменить ситуацию и отвергает для себя возможность справиться с ней.

Для взаимной диагностики члены группы используют 4 способа: вербальное и невербальное поведение членов группы, трансакции между ними, анализ прошлого индивида и его семейных взаимоотношений, самодиагностика актуальных состояний Эго.

При анализе сценариев используется формула игры Э. Берна, отражающая 6 стадий сценарного процесса: Крючок + Клсв = Реакция > Переключение > Смущение > Расплата. Например, пациент обращается к терапевту за помощью, сомневаясь в его возможностях. Терапевт «клюет» на эту приманку, т.к. его Родительское послание гласит: «ты должен помогать слабым». Реакцией терапевта является попытка решения задачи, поставленной пациентом. Переключение происходит, когда пациент заявляет, что терапевт его не понимает, и уходит. Наступает расплата в виде запрограммированных у обоих «рэкстных» чувств: пациент испытывает возмущение, а терапевт -смущение и ругает себя: «Ну почему это всегда случается со мной!».

Упражнения

«Заключение контракта». Напишите на бумаге ответы на следующие вопросы:

  • - Что бы вы хотели именно для себя такого, что сделало бы вашу жизнь более полной?
  • - Что надо сделать, чтобы так и получилось?
  • - Что вы готовы сделать?
  • - Как вы сами и другие поймете, что эта цель достигнута?
  • - Какие у вас есть способы саботировать работу над собой?

«Эгограма Дюссея». Колонки эгограммы соответствуют пяти основным состояниям «Я»: КР - Критикующий Родитель, ВР - Воспитывающий (Заботящийся) Родитель, В - Взрослый, АД - Адаптивное Дитя (Приспособленный Ребенок) и СД -Свободный Ребенок. Высота колонок соответствует представлению о том, какую часть времени вы проводите в каждом состоянии. Сделайте свою эгограмму.

«Профиль поглаживаний Маккенны». Проведите на листе бумаги центральную ось и расположите на ней 4 колонки, соответствующие вашему представлению о том, как часто вы:

  • 1) даете поглаживания;
  • 2) принимаете их, когда их вам предлагают;
  • 3) просите о поглаживаниях;
  • 4) отказываете в поглаживаниях.

Чем больше позитивные поглаживания преобладают над негативными, тем выше от 0 располагается колонка.

«Корралограмма Эрнста». Смоделируйте с партнером нечестную игру и проанализируйте переходы от одной позиции к другой с помощью корралограмы. На горизонтальной оси слева обозначена позиция «Я - не ОК», справа - «Я - ОК». На вертикальной оси вверху - позиция «Ты - ОК», внизу - «Ты - не ОК».

«Драматический треугольник Карпмана». Разыграйте с партнером игру «Алкоголик». Вечером муж приходит пьяный и играет роль Преследователя своей жены. Утром он покаянно выслушивает ее гневные упреки - роли меняются. Затем она звонит на его работу, сообщая, что он не сможет сегодня прийти по семейным обстоятельствам, играя роль его Спасителя.

«Диагностика состояний Эго». Три участника садятся перед группой, каждый исполняет одно из трех состояний личности: Родителя, Взрослого и Ребенка. Они вступают во взаимодействие по поводу, например, прогулки в лесу. Следующую сцену разыгрывает тройка, представляющая лицо противоположного пола. Затем тройки усаживаются одна против другой: Родитель против Родителя, Взрослый против Взрослого и Ребенок против Ребенка. Разыгрывается супружеский конфликт, при этом можно вступать в диалог с любым игроком, оставаясь в избранной позиции.

«Репетиция сценария». Участник и его партнеры разыгрывают его проблему, остальные члены группы стоят в роли Родителя, сидят на полу в роли Ребенка или сидя на стульях, комментируют происходящее как Взрослый.

«Пустые стулья» (для диагностики скрипт и драйверов). «Рассадите» свои Эгосостояния и призовите их к взаимодействию.

«Футболка». Сделайте бумажную футболку: согните листок и на сгибе оторвите «горловину». На передней стороне сделайте надпись, соответствующую вашему имиджу, а на задней - вашей скрытой части. Наденьте футболку на средний палец, как на пупса. Ходите по аудитории, показывая свою футболку спереди и сзади и рассматривая другие. Выберите себе пару.

«Жертва, Преследователь и Спаситель». Мысленно выберите себе Преследователя и Спасителя и ходите по комнате, стараясь быть подальше от Преследователя и иметь между ним и собой Спасителя. По сигналу «Стоп!» все останавливаются на месте и выясняют распределение ролей.

«Самореклама» (для тренировки позитивных самопоглаживаний). Каждый член группы по очереди хвалит себя, остальные поддерживают его возгласами одобрения, аплодисментами и т.п.

«Позитивное поглаживание по цепочке» передается от соседа к соседу, затем обсуждают, кто как принимал вербальное позитивное поглаживание и проводят упражнение в противоположном направлении.

«Поглаживания в четверках». Участники просят друг друга о поглаживаниях, дают их или отказываются давать. Затем делятся, какое поглаживание кто ожидал получить, какое - не ожидал, какие поглаживания понравились, а какие - нет, какие поглаживания хотел бы получить, но так и не получил, почему сам отказывал в поглаживаниях.

«Выявление драйверов». Группа разбивается на тройки: Пациент, Терапевт и Супервизор. Пациент в течение трех минут рассказывает что-нибудь Терапевту, который следит за временем и при необходимости отвечает. Супервизор записывает обнаруженные им драйверы пациента и по истечении времени сообщает о результатах. Затем участники меняются ролями.

«Выявление жизненного сценария». Ответьте на следующие вопросы:

  • - Что рассказывали в семье о моем рождении?
  • - Как было выбрано мое имя?
  • - Моя любимая сказка или история в детстве.
  • - Что случается с людьми вроде меня?
  • - Если я нс изменюсь, чем это кончится?
  • - Что при этом скажут обо мне другие?
  • - Какая надпись на надгробии подвела бы итог моей жизни?

Вспомните сообщения, которые вы получали от родителей и свои ранние решения. Выявите нечестные игры, в которые вы играете и настройтесь на установление честных взаимоотношений. Исследуйте свои сценарии, пересматривают свои жизненные позиции и откажитесь от реализации деструктивных планов жизни.

«Подведение итогов». Ответьте на вопросы:

  • - Каким вы считаете сейчас свое положение в жизни?
  • - Смотрите ли вы теперь на мир иначе, чем раньше?
  • - Изменили ли вы решение, которое было принято в детстве?
  • - Отказались ли вы от деструктивных намерений, предписанных вам родителями?
  • - Можете ли вы сейчас выполнять дела, которые в свое время вам запрещали родители?
  • - Появился у вас новый герой или вы стали иначе смотреть на старого?
  • - Бросили ли вы оговорки «если б только», «по крайней мере»?
  • - Отказались ли вы от игр, в которые играли ваши родители?
  • - Вы сняли «футболку»?
  • - Мир в ваших снах стал другим?
  • - Считаете ли вы, что проживете дольше, чем вам казалось раньше?
  • - Изменились ли ваши предполагаемые последние слова в жизни?
  • - Изменилась ли эпитафия?
  • - Вы осознаете, как действует на других людей выражение вашего лица?
  • - Вы знаете, какое состояние Я активизировано у вас в данный момент?
  • - Осознаете ли вы, как воздействуют на вас запахи?
  • - Вы счастливы или просто храбритесь?

© Задача - сделать человека счастливым - не входила в план сотворения мира (Зигмунд Фрейд).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >