Лекция 7. Мода XVIII в.: щеголи и щеголихи

Культурно-исторический феномен моды

Под модой (от лат. modus - мера, правило, образ) понимают периодическую смену предпочтений в сфере бытовой культуры. Спектр сторон жизни, зависящих от моды чрезвычайно широк. Это и предметное окружение человека (одежда, мебель, посуда и т.д.), и модели поведения (от формы приветствия до способа выражения любовного переживания), и мировоззренческие установки, в том числе идеальные антропометрические характеристики человека (в разное время действуют разные «эталоны» мужского и женского роста, толщины, соотношения частей тела).

Социальная роль моды состоит в производстве символов, которые временно имеют значение современности и престижности. Этот процесс находиться в тесной связи со сменой художественных стилей, господствующих в литературе, архитектуре и живописи.

Появление феномена моды в Западной Европе принято относить к XIV-XV вв.

Петр I и распространение европейской моды в России

Всесторонние петровские преобразования не могли обойти сферу бытовой культуры. Стремясь в кротчайшие сроки превратить Россию в европейскую державу, царь повел решительное наступление на традиционный жизненный уклад горожан. В городах проживало всего несколько процентов населения, но эта была наиболее репрезентативная (знаковая), материально обеспеченная и подконтрольная центральной власти часть подданных. Ряд указов, принятых в первые годы XVIII в., обязывал городских жителей к ношению платья европейского образца и бритью бород. Аудитория, которой были адресованы указы, включала, прежде всего, дворянство и торгово-ремесленное население. Реформа не затронула духовенство и пашенных крестьян, последние составляли более 80% населения страны.

Попытка придать русскому посадскому люду облик немецких бюргеров оказалась малоудачной. Академик И.Г. Георги, автор подробного описания Санкт-Петербурга конца XVIII в. сообщает: «собственная российская одежда обоего пола сохранилась в древнем своем виде не токмо у простого народа, но и у большей части людей среднего состояния...Купцы [в столице] совершенно так одетые, как в областях внутри государства, с бородою или без бороды»[1].

Успешнее проходила европеизация быта дворянства.

Главная опора самодержавной власти - дворянство (или шляхетство, как его называли в XVIII в.) консолидировалось из многих разрядов служилых людей Московского царства, поглотив родовитое боярство. В результате, в начале XVIII в. возникло новое сословие, которое нуждалось в собственной костюмной репрезентации (представлении), и ее функцию стал выполнять европейский костюм. Сшитое по заграничной выкройке платье начинают воспринимать в народе как «господское», «барское».

Вместе с бритьем бород и немецкими кафтанами в повседневную жизнь дворянства входит и постепенно приобретает все большее значение европейская мода.

Была ли мода в России до Петра I? Древнерусская одежда, несомненно, эволюционировала на протяжении средних веков, но изменения происходили очень медленно. Длиннополую одежду, сшитую из шелка и парчи, тяжелые суконные шубы на лисьем меху, высокие бобровые шапки в боярских семьях передавали по наследству, внук с гордостью носил одежды деда. Обычай определял развлечения, распорядок дня, каноны мужской и женской привлекательности.

На Западе, прежде всего, во Франции, где в период петровской модернизации задавались общеевропейские модные тенденции, обновление бытовых предпочтений происходило с поражающей современников частотой. Французский мыслитель конца XVII в. Ж. де Лабрюйер писал: «не успевает одна мода сменить другую, как ее самую уничтожает новая мода, уступающая, в свою очередь, другой следующей, которая отнюдь не является последней». Он иронически отмечал, что французы следуют моде не только при выборе фасона платья, «но даже в том, что касается еды, образа жизни, здоровья и совести».

  • [1] Георги И.Г. Описание столичного города Санкт-Петербурга. - СПб., 1794. - С. 605. 2 Лабрюйер Жан де. Познание мира. - СПб., 2000. - С. 189-190. 3 Там же.-С. 169.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >