Социальная структура городов

Господствующее положение в русском городе занимало дворянство. Дворянство хотело жить в городе так же, как и в своем поместье. Городские усадьбы с домом-особняком были наполнены домочадцами и множеством дворовых. «Благородные» составляли верхушку городского «общества». Они предпочитали не смешиваться с «толпой» и во время народных гуляний и маскарадов выступали как почетные зрители.

С появлением дворянских собраний, проводимых раз в три года, им были отведены лучшие здания городов, используемые также для торжественных приемов и балов.

Естественно, вместе с дворянами в город попало множество крестьян. Часть из них стекалась в город в поисках заработка.

Основным городским сословием по численности было мещанство, включавшее в том числе и крестьян, приобретших право жить в городе. К мещанам относились ремесленники, торговцы, деятели культуры и науки.

Среди производительного населения городов быстро росла новая прослойка - работные и мастеровые люди мануфактур. Общим для них была фиксированная продолжительность рабочего дня, зависимая от времени года. По адмиралтейскому регламенту с 10 марта по 10 сентября удар колокола, извещавший о начале работы, раздавался в 4 часа 30 минут утра, а об окончании работы в 7-8 вечера. На обеденный перерыв отводилось 2,5 часа. В остальные дни работа начиналась за час до восхода и заканчивалась через час после заката с 2-хчасовым перерывом. Таким образом, рабочий день продолжался 13,5 часов в светлую часть года и 11,5 — в темную.

Жалованье было основным источником жизни работных людей. Оно было ничтожным и не давало возможности содержать семью. Вот почему, видимо, среди этой категории городского населения преобладали холостяки. Высока была и смертность из-за недоедания и антисанитарных условий жизни.

Городской образ жизни

Одежде в быту горожан теперь стали придавать не столько утилитарное (практическое) внимание, сколько информативное, подчеркивающее социальную принадлежность владельца: где живет, женат или холост, чем занимается. Дворяне и богатые люди отличались не только составом одежды, но и ее количеством. Так, опись одежды А.Д. Меньшикова включала более 80-ти пар кафтанов с камзолами, 17 штанов, 4 военных мундира, 5 шуб, 4 комплекта карнавальных костюмов, не считая головных уборов, обуви и пр.

В быт все больше вторгалась иноземная мода. Рядовые граждане должны были иметь как минимум три платья: «доброе» - для гостей, гулянья, посещения церкви; «поддоброе» - для дома; «третье» - для работы.

В XVIII в. усилилось значение униформы. Указами Петра должностные лица должны были исполнять свои обязанности непременно в «немецком» платье, а посещение ассамблей предписывало мужчинам и женщинам одеваться скромно, но обязательно по-европейски.

Постепенно менялись обычаи застолья. Обычай есть всем из одной миски вытеснялся употреблением отдельной посуды - мисок, тарелок, вилок (ножи и ложки, видимо, были индивидуальными и ранее). Занятия горожан зачастую требовали долгого пребывания вне дома. Поэтому увеличилось число лавок и лотков готовой пищи, кабаков, кружечных дворов, кофеен, рестораций.

Уличная городская жизнь начиналась рано. Первыми на улицах появлялись военные, по долгу службы обязываемые быть в части к 6-ти часам утра. В гражданских учреждениях «присутствие» начиналось в 8 утра. Зато и возвращались домой военные в первом, а гражданские чины во втором часу пополудни. Ассамблеи собирались в 4-5 часов. Трудовой день народа по-прежнему начинался «чуть свет».

Весьма важным для города стал вопрос погребения, с которым были связаны не только религиозные и эстетические проблемы, но и санитарно-гигиенические, вызванные эпидемиями второй половины в. Раньше захоронения совершались при каждой приходской площади. Теперь погребения происходили за чертой города.

Появились в городах и новые развлекательные учреждения -публичные театры, музеи. Усилиями Академии наук и Московского университета было положено начало русской журналистике. И, хотя появление первой периодической газеты - «Ведомости» и публичных журналов еще не стало предметом первой необходимости, значение периодики для горожан трудно переоценить.

Анализ городов и городского образа жизни показывает, что одни явления городской жизни сложились под влиянием старых традиций, другие - стали новыми. Одни воспринимались легко, другие - сложно. Но в любом случае городская жизнь XVIII в. существенно обогатилась, став основой развития для городов и городской культуры в последующий период.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >