ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВЫХ ИГР ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ

Применение игрового имитационного моделирования при разработке экономических механизмов позволяет осуществлять экспериментальную проверку теоретических результатов и практических предложений по созданию новых экономических механизмов и для совершенствования 170

существующих экономических регуляторов. Кроме того, игровой подход позволяет практическим работникам получить определенное представление о новых экономических механизмах и приобрести некоторый опыт их применения. Следовательно, игровое имитационное моделирование можно рассматривать и как метод экспериментального исследования, и как инструмент для обучения.

Экспериментальный метод исследования в таких науках как физика, химия, биология широко известен. К настоящему времени в этих науках уже накоплен огромный опыт по организации экспериментов. В распоряжении экспериментаторов имеются тщательно обработанные и прошедшие проверку на практике принципы планирования эксперимента и методы обработки результатов эксперимента. В области управления сложными организационными системами подобного опыта применения экспериментов не существует, хотя использование игрового подхода для обучения персонала практикуется уже довольно давно. В первую очередь сюда можно отнести всевозможные военные учения и маневры. Для их проведения создавались соответствующие ситуации, которые в той или иной степени отражали будущую боевую обстановку. В этих искусственно созданных ситуациях участники учений и маневров осваивали приемы боя, приобретали опыт ведения боевых действий. Следующим шагом в развитии игрового моделирования в военной области стала организация и проведение штабных учений. При организации штабных учений или штабных игр широко применялись модели, разработанные с помощью карт и планов, которые являются удобным средством моделирования. Таким образом, военные игры, с одной стороны, предназначены для обучения военнослужащих оперативному реагированию на внезапно возникающие быстро меняющиеся ситуации, а с другой стороны - для приобретения навыков разработки и реализации крупномасштабных операций.

По аналогии с военными играми направленными на отработку навыков у военнослужащих, разрабатывалась первая деловая (имитационная) игра, которая предназначалась для отработки действий персонала при возникновении внештатной обстановки на предприятии. В начале тридцатых годов большое распространение получили аварийные игры. Это связано с тем, что проводимая быстрыми темпами индустриализация страны и отсутствие достаточного числа квалифицированных рабочих кадров и инженерного персонала приводило к большому количеству крупных и мелких аварий на промышленных объектах, в том числе на электростанциях. Первая аварийная игра была проведена на Шатурской электростанции в 1933 году. Затем эти игры стали проводиться и на других электростанциях.

Следует отмстить, что большинство игр, которые были разработаны в тридцатых годах в нашей стране, были предназначены для новой в то время системы оперативного руководства диспетчеризации. Для приобретения опыта оперативного управления, освоения новой документации и проверки качества новых принципов управления был разработан ряд деловых шр, который получил название диспетчерских игр.

Развитие военных игр, в конечном счете, привело к тому, что военная проблематика стала захватывать и чисто экономические вопросы. Так, в 1955 году сотрудниками американской фирмы «Ренд корпорейшн» была разработана первая игра с применением ЭВМ. Цель игры заключалась в ознакомлении и обучении офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота вопросам управления снабжением запасными частями военно-воздушных баз США.

Разработкой и использованием деловых игр как учебного, так и исследовательского характера занимаются в настоящее время многие научные учреждения и фирмы, как в России, так и в США, Англии, Германии.

К настоящему времени уже имеется значительный опыт построения и применения имитационных игр. Большинство разрабатываемых в нашей стране имитационных игр предназначено для обучения.

Трудности теоретического исследования экономических механизмов связаны с двумя обстоятельствами. Во-первых, получающиеся задачи являются довольно сложными в том смысле, что в настоящее время не существует общих методов решения. Во-вторых, в основе оценки эффективности механизмов управления лежит понятие решение игры, представляющее собой определенную формализацию гипотез о поведении людей, деятельность которых во многом определяется действующими экономическими механизмами. Необходимость выдвижения гипотез о поведении людей вызвана тем, что само присутствие в системе людей (или коллективов) приводит к определенной «активности» системы, выражающейся в способности к целенаправленным действиям на всех этапах функционирования системы, что включает способность учитывать последствия принимаемых решений и соответствующим образом изменять свою деятельность. От обоснованности этих гипотез в значительной степени зависит и обоснованность теоретических выводов. Таким образом, появляется необходимость в разработке метода экспериментального исследования организационных систем, позволяющего, во-первых, оценить эффективность исследуемого механизма в случае, если теоретически это не удалось сделать, а во-вторых, повысить обоснованность теоретических оценок и выводов путем экспериментальной проверки соответствия принятых гипотез поведению реальных людей, участвующих в эксперименте. К такому методу экспериментального исследования относится метод имитационных деловых игр [61]. Как и любой метод экспериментального исследования, метод деловых игр требует большой методологической проработки и методологической аккуратности в организации и проведении игры, в обработке результатов.

Важное направление, связанное с применением деловых игр в исследовательских целях - это игры с участием автоматов. В таких играх часть участников игры заменяется автоматами (под автоматами понимается специальная программа, в которой реализован алгоритм поведения лица, принимающего решения) с заданными правилами поведения (принятия решений). Игры с автоматами применяются в тех случаях, когда необходимо провести исследование организационной системы с большим числом элементов (проведение соответствующей игры с большим числом участников нереально). Второй случай применения таких шр проверка эффективности той или иной гипотезы поведения участников. В этом случае исследуемая гипотеза задается автомату и затем оценивается эффективность его поведения по сравнению с реальными участниками игры. Игры с автоматами весьма близки к имитационным моделям. В предельном случае, когда все участники заменены автоматами, получаем имитационную модель организации (игры автоматов). Такие игры применяются в случаях, когда необходимо провести значительное число партий для исследования динамики игры или для статистически значимой оценки результатов. Дело в том, что «быстродействие» деловой игры принципиально ограничено временем принятия решения человеком (порядка 1 минуты в простейших играх). Это ограничивает и продолжительность одной партии (2-3 минуты в простейших играх). Игры автоматов позволяют сократить продолжительность партии до долей секунды.

При проведении смешанных игр между людьми и автоматами появляется возможность оценить эффективность поведения автомата по сравнению с реальными участниками игры. С другой стороны, если программа, в соответствии с которой автомат принимает решения, достаточно точно отражает поведение реального лица, то такую игру с участием одного игрока и группой автоматов можно рассматривать как тренажер для отработки навыков принятия решений [61].

Разработку деловой игры необходимо начинать с четкой формулировки ее назначения. После этого можно приступать к формированию схемы игры и основных ее правил. В выбранной схеме функционирования надо предельно точно отразить опыт работы реальных систем, обращая особое внимание на структуру системы, целевые функции подсистем и системы в целом, на выбор управляющих воздействий и т.д. Одна из основных сложностей построения модели исследуемой ситуации заключается в том, что стремление к наиболее полному отражению исследуемой ситуации может привести к излишней детализации модели, которая в свою очередь повлечет за собой усложнение информационного обеспечения построенной модели. В результате этого увеличивается время, затрачиваемое на игру, затрудняется понимание происходящих процессов. Все это приводит к тому, что эффективность проведения игры снижается. Лучший способ избежать такого рода опасности заключается в том, чтобы постоянно помнить о конкретной цели проектируемой игры. Но при этом следует учитывать, что ситуации, анализируемые в игре, не должны быть упрошены до такой степени, что необходимое решение можно было бы найти непосредственно без глубокого анализа протекающих процессов, так как в этом случае результаты, полученные при анализе хозяйственной деятельности, будут носить поверхностный характер.

Формирование правил игры должно включать в себя описание методов 173

оценки степени достижения целей игры. Если деловая игра моделирует системы, в которых цели могут формироваться только качественно, либо при количественном выражении трудно указать в явном виде связь степени достижения цели с истинными возможностями подсистем, то при построении игры особое внимание следует уделить разработке методов степени оценки достижения цели.

Опыт разработки и проведения деловых игр показывает, что деловую игру целесообразно представить как описание некоторой последовательности разделов. Как правило, описание игры включает девять разделов:

  • 1. Общая характеристика
  • 2. Описание ситуации
  • 3. Цель игры
  • 4. Задача центра
  • 5. Задача участников игры
  • 6. Формальная модель
  • 7. Анализ формальной модели
  • 8. Руководство для участников игры
  • 9. Результаты проведения игры

Раздел 6 включается в описание игры, если формализация модели позволяет лучше понять суть игры, или если в дальнейшем предполагается провести анализ формальной модели.

Раздел 7 может отсутствовать, если известными математическими средствами провести анализ модели или невозможно или слишком громоздко.

Может отсутствовать и раздел 9, если нет опыта проведения деловой игры.

Каждая деловая игра состоит из нескольких партий. Одна партия большинства деловых игр состоит из трех этапов.

I этап - сбор информации, т.е. сообщение элементами в вышестоящий орган (Центр) запрашиваемой информации.

II этап - обработка полученной информации и выработка соответствующих решений.

III этап - реализация полученных решений, подсчет значений целевых функций.

Количество партий, как правило, не ограничивается заранее, хотя возможны варианты, когда количество партий фиксировано.

По завершении игры проводится подведение итогов и определение победителей.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >