Танцевальные фигуры (смены и позиции)

Ведение бывает двух видов: контактное и бесконтактное. Контактное ведение.

Контактное ведение - процесс перемещения партнера и партнерши относительно друг друга на площадке за счет применения взаимных мышечных усилий от партнера к партнерше. Осуществляется за счет работы определенных частей тела, касающихся друг друга, с помощью которых партнеры могут создать необходимый тонус (давление друг на друга) для выполнения показа направления движения.

В паре ведет партнер («думает»), реализуя тем самым свои задумки относительно музыкального сопровождения. Партнер задает направление движения пары. Партнерша только «слушает» сигнал, посланный партнером во время танца и переходит в нужную позицию на площадке, завершая тем самым мысль партнера или добавляя нюансы.

В акробатическом рок-н-ролле ведение, как правило, осуществляется тремя способами. Первый - «пальцевой», второй - «ладоне-спинный », и третий -«локтевой».

«Пальцевой» способ ведения в акробатическом рок-н-ролле

Рис. 43. «Пальцевой» способ ведения в акробатическом рок-н-ролле

Первый способ - «Пальцевой». Осуществляется посыл сигнала от партнера к партнерше за счет напряжения и расслабления мышц сгибателей/разгибателей пальцев (рис. 43).

Второй способ - «ладоне-спинный». Осуществляется за счет мышц, отвечающих за сгибание/разгибание пальцев и лучезапястного сустава, давление которыми осуществляется на поясницу партнерши (рис. 44). Рука на пояснице «показывает» направление движения, а вторая рука стабилизирует конечное движение партнерши в определенной позиции на площадке.

«Ладоне-спинный» способ ведения в акробатическом рок-н-ролле

Рис. 44. «Ладоне-спинный» способ ведения в акробатическом рок-н-ролле

Третий способ - «локтевой». Осуществляется за счет мышц сгибателей/разгибателей локтя и мышц, отвечающих за работу плечевого сустава, (рис. 45.) Выполняется из позиции, когда рука партнера находится на пояснице партнерши, кистью задается направление движения, а стабилизирует конечное положение в пространстве локоть партнера. Давление между партнерами находится в локтях, партнер как бы давит наверх, создавая «горку», плюс создает угол, за счет которого «показывает» направление, по которому надо пройти в завершении фигуры. Рука партнерши скользящим

«Локтевой» способ ведения в акробатическом рок-н-ролле

Рис. 45. «Локтевой» способ ведения в акробатическом рок-н-ролле

движением скатывается вниз с локтя партнера («угла ската») под взаимным давлением.

Основной способ это первый. Он используется наибольшее количество раз и является дополнением ко всем остальным способам, где-то в большей, где-то в меньшей степени. Далее идет второй способ, он также используется достаточно часто, и чуть реже используется третий способ. Но на этих примерах способы ведения не заканчиваются, так как в каждом отдельном случае встречаются свои нюансы и тонкости ведения, которые не вписываются в классификацию, данную выше.

Центр пары.

Для того, чтобы переходить к обучению ведения (движение партнеров к центру пары и от него) необходимо научиться определять, где именно находится центр пары на площадке и центры тяжести партнеров относительно центра пары. Центр пары - перпендикуляр, разделяющий пространство партнеров (середина пары). Регулируется за счет соприкосновения частей тела партнеров. Чувствовать центр между партнерами надо не за счет натяжения рук, а за счет центра тяжести и его давления на место сцепления рук партнеров. Надо представить стену между партнерами, касаясь которой танцор чувствует, где его центр тяжести относительно ладо ни у стены. Рука, касаясь стенки, находится в оптимальном напряжении, чтобы она не упала вниз, но при этом чувствовала расстояние до центра пары. Работа мышц рук помогает зафиксировать центры тяжести партнеров относительно друг друга в пространстве (рис. 46).

Помимо движения к центру пары и от него партнеры должны уметь перемещать центр пары по площадке. Это не так часто может пригодиться в конкурсных программах, но необходимо в процессе обучения для улучшения координации ведения - чувства центра тяжести партнера относительно себя на площадке. Когда танцоры будут отличать движения ведения от и к центру пары от движения определения нахождения центра пары на площадке, тогда они лучше будут определять место нахождения партнера относительно себя и, следовательно, лучше рассчитывать процесс ведения.

Методические указания:

Первый способ.

Хват: партнер подает левую руку партнерше вверх ладонью, а партнерша кладет правую ладонью вниз (рис. 48). В зависимости от строения рук каждого спортсмена хват может корректироваться.

© - проекция на полу центра пары

Рис. 46. Ощущение «стены» при определении центра пары

  • (б) - проекция центра пары на полу;
  • - показатель направления движения партнеров по площадке.

Рис. 47. Процесс перемещения центра пары по площадке

Для того, чтобы подать сигнал рукой для остановки партнеров в необходимой позиции, необходимо научиться работать нужными мышцами. Для этого надо понимать, что недопустимо участие в этом способе следующих мышц: двухглавой, трехглавой, дельтовидной (ведение от локтя). Эти мышцы являются относительно крупными и«медленными», если их сравнивать со сгибателями и разгибателями пальцев рук. Для более быстрого темпа ведения партнерши надо,

«Пальцевой» способ ведения в акробатическом рок-н-ролле чтобы в процессе участвовали мышцы сгибатели и разгибатели пальцев

Рис. 48. «Пальцевой» способ ведения в акробатическом рок-н-ролле чтобы в процессе участвовали мышцы сгибатели и разгибатели пальцев. Также, чем ближе к партнерше точка, которой будет послан сигнал (пальцы ближе, чем локоть и плечо), тем больше будет времени на ориентировку в пространстве (ведение с пальцев). Следовательно, чем быстрее поймет партнерша, чего от нее хочет партнер, тем больше будет у нее времени для принятия решения. Кроме того, локтевое движение является более энергозатратным, чем пальцевое.

Локоть должен быть расслабленным и «играющим». Свободно «ходить» чуть вперед и чуть назад за счет ведения пальцев в пространстве. Должно быть ощущение, как будто вы рисуете кисточкой, тонко и аккуратно, делая точно выверенные мазки на полотне. Даже когда рука практически прямая, она все равно расслаблена, и локоть подчинен пальцам, а пальцы «рисуют» танцевальные фигуры на площадке, находясь в нужном мышечном режиме. Жесткая, напряженная, прямая рука, с «выключенным» локтем (он не готов ничего делать, а может только быть в одном положении и становится не чувствительной к партнеру) является грубой технической ошибкой.

Правильно, если локоть чуть согнут и у него есть «резерв» к небольшому сгибанию и разгибанию. Тем самым мы страхуем себя на случай, если ошибемся, «прослушаем» сигнал партнера и поздно среагируем. С выпрямленным локтем, но при этом не заблокированным, готовым к восприятию двигательной информации, времени нет на исправление дистанционно-временной ошибки. Чуть согнутый локоть -

а) правильное положение б) выпрямленная, в) чрезмерно согнутая рука «блокированная» рука

Рис. 49. Варианты положений ведущей руки резерв для корректировки в пространстве. Если локоть очень согнут, то у партнерши не будет времени для принятия решения.

Локоть стремится к себе. Но если он будет направлен наружу (рис. 506), то есть большая вероятность ударить друг друга локтями на сменах позиций. «Подобранный локоть» позволит чуть укоротить траекторию сближения партнеров относительно центра пары (рис. 50я).

Руки партнеров должны находиться в определенном тонусе: если один партнер отпустит руку, рука другого не должна упасть вниз. Если один партнер сам не держит свою руку он, во-первых, висит на другом партнере, во-вторых, не готов тактильно воспринимать информацию (рука «спит»). Когда партнеры взялись за руки, они должны чувствовать, что в их руках есть тонус, но не больше чем тот, который необходим для ведения.

  • а) локоть книзу
  • б) локоть наружу

Рис. 50. Положение локтевого сустава при выполнении ведения в акробатическом рок-н-ролле

Второй способ - «ладоне-спинный».

Как уже отмечалось, этот способ осуществляется за счет мышц, отвечающих за сгибание/разгибание пальцев и лучезапястного сустава, давление которыми осуществляется на поясницу партнерши (рис. 51). В руке сохраняются все принципы ведения, описанные выше применительно к первому способу.

Переход от «ладоне-спинного» способ ведения к «пальцевому»

Рис. 51. Переход от «ладоне-спинного» способ ведения к «пальцевому»

В руке, находящейся на пояснице партнерши, помимо пальцев еще работает активно и лучезапястный сустав-ладонь партнера. Движение получается пальцево-лучезапястное. Если в первом способе партнерша «слушала» пальцами, то сейчас еще и областью поясницы.

Третий способ - «локтевой».

Как отмечалось выше, осуществляется за счет мышц сги-бателей/разгибателей локтя и мышц, отвечающих за работу плечевого сустава (рис. 52).

Из позиции, когда рука партнера лежит на пояснице партнерши, «показывается» направление за счет пальцеволучезапястного движения (хват в других руках отсутствует). Заканчивает движение, стабилизируя конечное положение партнерши, локоть. Особенно участвует активно здесь дельтовидная мышца. Партнерша «слушает» областью поясницы и локтем.

Взаимосвязь способов ведения в акробатическом рок-н-ролле

Рис. 52. Взаимосвязь способов ведения в акробатическом рок-н-ролле

Во всех способах ведения партнеры должны ощущать, где находится центр тяжести друг друга. Ведь именно его вы ведете в нужном направлении.

Если во всех способах ведения отсутствует нужный для выполнения смены тонус в мышцах, то рука (или другая часть тела, осуществляющая процесс ведения) становится «пустой». И в процессе ведения партнерши образуются «дырки», то есть, нет нужного давления в адрес друг друга в конкретный момент исполнения смены, следовательно, они не «слушают» друг друга, а передвигаются сами по себе. Хорошо обученный законам ведения партнер может остановить хорошо обученную партнершу в любой момент исполнения фигуры. Когда в ведении присутствуют «дырки», не возможно партнеру остановить партнершу в любое мгновенье и в нужной позиции, они могут двигаться только по инерции, танцуя две самостоятельные партии, лишенные самой главной цели парного танца - общего взаимодействия.

Недопустимо перемещаться во время всей смены позиций только на одном кик бол ченче, а потом делать кики на месте, так как в таком варианте можно переместиться лишь в одном направлении. Следовательно, процесс ведения теряет свой изначальный смысл. Теряется смысл парного танца.

Тренер сам обязан иметь хорошую ведущую руку, так как визуально не всегда можно понять настоящий уровень мастерства руки. Гораздо больше информации может дать анализ личного взаимодействия с учеником («изнутри»), тогда учитель сможет «увидеть оттенки усилий» руки ученика, почувствовать, как он умеет напрягать и расслаблять в нужное время нужные мышцы - тактильно оценить его уровень ведения. Также, только обладающий хорошей рукой тренер, может создать у своих учеников различные ситуативные трудности ведения, решая которые у них формируется «чувство ведения».

Юные спортсмены во время обучения контактному ведению проходят три стадии: 1 - партнеры двигаются сами по себе и ошибаются с моментом и силой напряжения мышц, без связи с партнером, не чувствуя где именно центр тяжести; 2 - партнеры вместе одновременно напрягают и расслабляют мышцы в нужный момент, но их движения не экономичны, будет сильно уставать рука, так как нет нужного чувства - сколько именно надо для того, чтобы партнеры «услышали» друг друга, в этой стадии партнерша уже будет останавливаться в нужной позе в процессе смены; 3 - хорошее ведение, где с «полуслова, сказанного мышцами» друг другу, партнеры занимают нужные позиции в пространстве. Самое главное здесь - это научить работать нужными мышцами. Если танцор не чувствует их, то надо разработать - заставлять эти мышцы утрированно работать активнее и больше чем надо. Когда спортсмен их почувствует, научится ими работать, надо переходить к тому, чтобы движения были более экономичными, мышцы напрягались и расслаблялись ровно настолько, насколько требуется.

Бесконтактное ведение.

Осуществляется на расстоянии, когда у партнеров нет «точки» соединения, за счет визуального анализа партнерши действий партнера и подыгрывание ему в зависимости от музыкального сопровождения и рисунка танца, заданного партнером. То есть, партнерша может просто повторять за партнером его партию, смотря на него, либо добавлять свои варианты танцевального продолжения, обыгрывая тем самым, характер музыки. Для этого способа ведения необходим, в первую очередь, высокий уровень развития координационных способностей обоих партнеров - большой «репертуар» танцевальных движений. Если он будет маленький и формализованный, то тогда партнерша, во-первых, не будет успевать повторять за партнером и принимать нужное решение. Поэтому, не будет эффекта «синхронного» выполнения двигательных действий. Во-вторых, чем выше уровень мастерства, тем более сложными движениями будут насыщены программы танцоров под музыкальные сопровождения и, следовательно, можно будет «купаться» в движениях, под любую музыку.

Высокий показатель мастерства танцоров - умение переходить от контактного к бесконтактному ведению, и обратно.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >