Журналистские профессии современного телевидения

Стоит отметить, что наименование некоторых должностей, а также профессиональные обязанности, которые вменяются сотрудникам, их занимающим, могут находиться в некотором смысловом несоответствии из-за исторических традиций и устоявшихся требований и компетенций, доставшихся современной медиасистеме от ее предшественницы — Гостелерадио СССР, органа управления сферой электронного вещания на территории Советского Союза.

Например, необходимо помнить, что в первые годы своего существования отечественное телевещание шло в режиме прямого эфира. Такая ситуация сохранялась до конца 1960-х годов, когда началось повсеместное внедрение магнитной записи. Однако журналистская специализация, связанная с подобным способом доставки эфирного контента до зрителей, продолжала существовать и после сокращения доли прямых трансляций. До недавнего времени не существовало четкого разделения профессий в прямом эфире. Г. В. Кузнецов пишет: «В шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли “комментатор”. С течением времени более точно определились основные “амплуа”, в которых журналист предстает перед телезрителями»1.

В зависимости от формата программы различалось и различается журналистское присутствие в прямом эфире. Г. В. Кузнецов выделяет следующие профессии телевизионной журналистики в прямом эфире[1] [2]:

  • корреспондент; самая массовая профессия на современном телевидении. Именно корреспондент (или как его еще называют — репортер) отвечает за поступление в эфир точных фактов. Репортер в прямом эфире отвечает за ощущение у зрителя присутствия на месте событий. Это одна из наиболее сложных и многогранных профессий в тележурналистике, совмещающая быстроту передачи и информативность. «Прямой репортаж — непосредственная трансляция в эфир передачи репортером, с элементами авторской импровизации и комментированием на основе заранее подготовленных материалов, без предварительного монтажа изобразительного ряда»1;
  • комментатор; в отличие от репортера имеет большую свободу. Несмотря на то что он также работает в режиме реального времени, у него есть возможность не просто изложить факты, а поделиться собственным мнением, дать оценку событию, что совершенно неприемлемо для репортера. Об этом в 1921 г. написал статью главный редактор британской газеты Guardian Чарльз Прествич Скотт (Charles Prestwich Scott). Его фраза теперь известна всему миру как кредо информационной журналистики: Comment is free, but facts are sacred1 («Комментарий свободен, но факты — священны»);
  • ведущий ток-шоу; одна из наиболее популярных в современной тележурналистике специальностей. Специальность ведущего ток-шоу в прямом эфире часто совмещается со специальностью модератора. Основная задача — организация диалога между двумя и более сторонами;
  • модератор (ведущий дискуссионной передачи);
  • интервьюер.

Раскроем суть работы журналиста на классических позициях, причем не только в прямом эфире. В традиционном профессиональном понимании корреспондент — основной поставщик информации и соответственно оформленных материалов для программ разных жанров — от выпусков новостей и обозрений до ток-шоу. В этом смысле работа жур- налиста-информационщика может отличаться как по форме предоставляемого информационного материала, так и по требуемым компетенциям относительно деятельности журналиста в том или ином тематическом сегменте (политика, экономика, социальная сфера, промышленность, [3] [4]

наука, культура, спорт и т.д.). Для журналиста, избравшего репортерскую стезю, желательно наличие не только общих прагматических навыков работы с информацией, но и знание закономерностей и особенностей выбранной сферы деятельности, понимание и умение пользоваться профессиональной терминологией, наличие контактов в среде экспертов и руководителей данной отрасли. В определенном смысле именно способность корреспондента к «вхожести» в официальные организации и учреждения, в чьей компетенции находится та или иная сфера, повышает эффективность его труда. Не лишним будет для корреспондента и умение работать в команде, когда взаимопонимание и взаимозаменяемость помогут преодолевать возникающие проблемы и находить выход из сложных ситуаций, связанных с доступом к информации (например, съемка каких-либо мероприятий, организация записи интервью и т.п.).

Позиция информационного редактора сегодня в практике телевизионной журналистики одна из важнейших, но, к сожалению, для амбиций многих начинающих сотрудников не столь заметная в эфирной практике. Этот специалист никогда не появляется на телеэкране. Только в случае крайней необходимости (замены выбывшего из работы корреспондента) информредактор может взять на себя подобные функции.

Его основная задача — создание программы и точного графика работы редакции по подготовке будущей программы, независимо от жанра и периодичности. Понятно, что в случае необходимости подготовки ежедневного выпуска новостей данная позиция становится просто-напросто определяющей, так как от человека, работающего на этой должности, как раз и зависит равномерное и адекватное распределение имеющихся в его распоряжении ресурсов: кадровых, технических, транспортных, организационных. Решение логистических задач, учитывающих пространство, время, статус отражаемого события, квалификацию посылаемого на событие корреспондента, — все это приоритеты работы информредактора.

Ориентация в максимально возможном количестве сфер деятельности — едва ли не главное требование к соискателям этой профессиональной позиции. Причем информредактор должен знать источники возможной информации, иметь представление о путях ее возможного поиска и обнаружения. Для человека, трудящегося на этой позиции, важно также и знание общей картины дня в городе, регионе, стране в отношении не только событий разного уровня и масштаба, но и наличие представления об общей событийной насыщенности окружающего информационного пространства. Эрудиция у информредактора должна быть максимальной, знания топографии необходимых объектов — на необходимом уровне, обеспечивающем быстрое и оперативное реагирование на изменение изначальных условий работы над конкретным аудиовизуальным продуктом (АВП).

В зарубежных телекомпаниях и на некоторых российских телеканалах, следующих в кильватере их совершенствования сферы медиабизнеса, сегодня все чаше можно встретить иное наименование данной профессиональной позиции — продюсер новостей. Принципиально этот термин, конечно, отличается от «традиционного» «информредак- тор». Как правило, его используют при организации небольших съемочных групп, которые не трудятся на текущем новостном потоке, а снаряжаются для съемок на более длительное время в целях создания программы, проекта, цикла, фильма. И в зависимости от предполагаемого места эфирного размещения созданного группой АВП, а также с учетом его форматных характеристик (общий хронометраж, количество частей и т.п.) продюсер может стать «просто» продюсером.

Режиссер информационных программ сегодня — это профессионал, соединяющий в едином процессе создания телеконтента выполнение творческих задач с необходимыми технологическими действиями и решениями. Естественно, что данный специалист учитывает не только технику и ее возможности, но также и выразительные и коммуникационные возможности телевидения, вплоть до выбора точки съемки или ракурса камеры по отношению к снимаемому событию, объекту, персоне.

Присутствие данного специалиста при окончательном монтаже готовящегося АВП обязательно. Кроме того, он должен знать и понимать стандарты вешания, принятые в том СМИ, в котором он работает. Для режиссера, например, связанного со спортом, знание правил проведения соревнований не только желательно, но и обязательно. Хотя в практике спортивной журналистики нынешние режиссеры чаще всего курируют несколько видов спорта.

В практике современной тележурналистики, с учетом процессов универсализации профессии, достаточно часто обязанности режиссера (особенно на выезде съемочной группы) принимает на себя непосредственно сам журналист. Поэтому ему необходимы первичные знания по технике и технологиям, обеспечивающим электронное вещание.

Что касается режиссера, который отвечает за организацию и проведение прямой телетрансляции, эту позицию должен занимать самый опытный сотрудник редакции или СМИ, досконально знакомый с вполне определенными сферами деятельности и имеющий определенный опыт работы в эфире на разных позициях (оператор, комментатор, корреспондент), не говоря уже о профессиональном авторитете среди коллег.

Чаше всего позицию оператора в тележурналистике занимают профессионалы, имеющие опыт как выездной съемки, так и опыт работы в условиях стационара (павильона). Работа с различными событиями, например, в сфере политической журналистики с точки зрения конечного видеорезультата ничем не отличается от работы оператора в социальной тематике. Здесь необходимо доскональное знание технических возможностей находящегося в руках специалиста оборудования, его технологических характеристик, умение ориентироваться в ситуации как с точки зрения хода развития события, его драматургии, так и с точки зрения персонального знания основных его участников в лицо.

Было бы не лишним, если бы оператор имел представление о том, какие планы, ракурсы, панорамы, объекты и персоны требуются сопровождающему его корреспонденту для будущего АВП. Подобное понимание может быть приобретено или в процессе совместной работы с журналистом (постоянство состава творческой группы — фактор, обеспечивающий успешное выполнение информационной задачи), или в ходе краткого взаимного выяснения пристрастий друг друга.

О таких качествах, как острое целенаправленное профессиональное зрение, мгновенная реакция на изменяющиеся обстоятельства съемки, коммуникабельность, психологическая устойчивость, наверное, не стоит и упоминать. Все они входят в психограмму специалистов, которые трудятся на ниве тележурналистики.

Все вышеописанные специальности, связанные с работой в эфире электронных СМИ, так или иначе обеспечивают успешное создание АВП с заданными заранее форматными и жанровыми параметрами. Но они чаще всего остаются вне кадра, хотя роль каждой из них значительна. И в этой номенклатуре специализации в тележурналистике свое, особое место занимает ведущий программ.

Журналист, занимающий позицию или должность ведущего, должен ясно понимать заданные ему как профессионалу рамки формата конкретной единицы контента, в которой он становится «лицом программы» (и в какой-то степени «лицом канала»). Вариантов позиций в нынешней практике телевещания достаточно много: ведущий выпуска новостей, ведущий обозрения, ведущий отдельно взятой программы, ведущий отдельного проекта, ведущий трансляции, ведущий ток-шоу и т.п. Все, повторим, зависит от формата, жанра, тематики, периодичности, хронометража и иных внешних и внутренних характеристик конкретного АВП.

Кроме того, следует учитывать тенденцию развлекательного электронного вещания последних лет. Она выражается в том, что возникла некоторая мода на парное ведение ток-шоу. Подобное форматное обстоятельство не подавляет монологический вариант, но даже в тех случаях, где наличествует моноведение, драматургия телезрелища подразумевает создание полилога. Ведущий в подобной ситуации, скорее, исполняет роль модератора, чем ведущего в традиционном журналистском понимании.

Совокупность профессиональных требований к личности журналиста, выходящего в эфир на подобной ответственной позиции, вряд ли так уж сильно отличается от набора компетенций, навыков, характеристик, которые выносятся во главу угла при отборе кандидатов на позицию ведущего. Если не принимать во внимание внетворческие и внепрофессиональные обстоятельства (личные связи, требования рекламодателей, заинтересованность инвесторов), то, прежде всего, у возможного соискателя должны наличествовать следующие качества:

  • — эрудиция в выбранной тематике;
  • — умение последовательно вести диалог, полилог;
  • — психологическая устойчивость;
  • — мгновенная реакция на изменение как общей ситуации, так и ситуации общения;
  • — телегеничность внешнего облика;
  • — правильная, ясная и грамотная речь;
  • — определенный тип личного темперамента (скорее, сангвиник и абсолютно определенно — экстравертный тип личности).

Как видим, важно как сочетание личностных, персонифицированных характеристик, так и наличие конкретных профессиональных навыков. Очевидно, что часть требований может «найти» ответ в личных качествах будущего ведущего, но часть их все же зависит от профессиональной подготовки журналиста.

И здесь хотелось бы обратить внимание начинающих сотрудников информационного фронта на одно существенное обстоятельство их возможной работы в том или ином СМИ. Современный уровеньтехни- ческого обеспечения журналистской деятельности достаточно высок с точки зрения использования новых технологий (сеть Интернет, sms- связь, радиосвязь, страховка во время прямого эфира с помощью «суфлера текста» и т.д.). Однако если кто-то захочет стать ведущим какой- либо телепрограммы, то рассчитывать вам придется преимущественно на собственные знания (желательно без какой-либо страховки в виде использования планшетов с предварительными записями или зафиксированным сценарием). Ситуация с подглядыванием в них, конечно, допустима и не является ошибкой, но с точки зрения доверия аудитории она не выглядит правильной, так как ведущий должен производить впечатление уверенного человека, компетентной личности.

Все, что описано нами выше относительно журналистских позиций в практике телевешания, в полной мере может быть отнесено и к телевизионной спортивной журналистаке. Можно даже выразиться еще более определенно: именно в спортивном телевещании указанные особенности каждой из перечисленных профессиональных позиций выделяются наиболее ярко и полно. Поскольку спорт, как мы уже не однажды указывали на страницах данного издания, есть прежде всего источник информации и поставщик зрелища. Поэтому журналистские качества, компетенции и навыки, которые свидетельствуют об уровне профессиональной подготовки «обычного» журналиста, в работе его спортивного коллеги востребованы в еще большей степени. Можно утверждать, что, как правило, в спортивную журналистику приходят те, кто прошел суровую профессиональную школу информационной репортерской работы.

  • [1] Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика: Учебник.4-е изд., перераб. и доп. М., 2002. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text6/23.htm.
  • [2] Там же.
  • [3] Егоров В. М. Телевидение: теория и практика: Учеб, пособие. Международный независимый эколого-политологический университет /факультет журналистики, 1993.
  • [4] URL: http://www.guardian.co.Uk/commemisfree/2002/nov/29/l.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >