ГЛАВА 6. РАБОТА СПОРТИВНОГО ЖУРНАЛИСТА В ТЕЛЕЭФИРЕ

6.1. Телевидение в системе современных СМИ

Чтобы разобраться в коммуникационных возможностях и выразительных средствах телевидения в продвижении темы спорта и развитии спортивной журналистики, необходимо структурировать особенности функционала современного телевещания, которые определяются его технологической вариабельностью и техническими возможностями доставки создаваемого контента, принципиально отличающими данное электронное медиа от всех других.

Ниже мы приводим таблицу, сравнивающую преимущества и недостатки разных современных технологических систем телевизионного вещания. Однако обращаем внимание, что априорно мы сравниваем только те технологии, которые базируются на «цифре».

Разнообразие жанров и форматов нынешнего телевещания предоставляет достаточное количество разных профессиональных вариантов участия журналиста в работе каждого конкретного СМИ. В современной медиасфере, особенно в той, что относится к информационной деятельности, существует немало возможных точек приложения имеющихся у профессионала компетенций, знаний, навыков и умений. Появление в эфире или на экране — лишь конечный результат напряженной работы целого коллектива журналистов, режиссеров, технических сотрудников, редакторов. Каждый из них в конце концов и обеспечивает выполнение общей задачи: рассказать о конкретном событии, истории, факте или поведать аудитории о последних новостях из различных сфер человеческой деятельности; проанализировать самое интересное и самое значительное в информационном пространстве, произошедшее за день или неделю, в одном или нескольких регионах, в стране или за ее пределами.

Таблица

Основные технологии цифрового телевизионного вешания

Технологии

Преимущества

Недостатки

Спутниковое телевидение

Широкая зона покрытия и, как следствие, в отдаленных и труднодоступных местах, а также большая пропускная способность: один спутник может обслуживать много вещательных каналов и нести другие полезные функции

Техническая сложность реализации и высокая стоимость покрытия территории РФ потребуют запуска нескольких спутников, приемного пользовательского оборудования, квалифицированного персонала

Наземное эфирное вешание (используется в подавляющем большинстве современных ТВ-систем)

Менее затратно. В основном это ретрансляционные станции с антеннами, передающими сигнал в пределах зоны их покрытия, которая во многом зависит от рельефа местности

Помехозащищенность ниже. Ретрансляционное оборудование в основном аналоговое, нс способное передавать цифровой сигнал

Кабельное вешание (прежде всего, HFC'), используемое в масштабах города/региона, а не построенное на коаксиальном кабеле «кабельное ТВ» в микрорайоне

Высокое качество и помехозащищенность сигнала

Стоимость реализации гораздо выше эфирного варианта

Вещание по //’-сети — Интернет или IPTV (изначально разрабатывалась для цифрового вешания)

Интерактивность: из пассивного зрителя пользователь становится активным участником и даже творцом ТВ-программ. Принцип: «Смотрю, что хочу и когда хочу»

Высокие требования к пропускной способности и качеству обслуживания IP-сетей

Мобильное телевещание

Возможность практически постоянного телесмотрения, так как приемник (телефон) находится в круглосуточном распоряжении пользователя. Возрастает интерактивность и возможность выбора контента. Совмещение с иными телекоммуникационными функциями

Высокие требования к качеству изображения ввиду небольших размеров проекционных устройств. Неразвитость рынка производства мобильного телеконтента. Возрастает стоимость как самой услуги, так и самого приемника — телефона. Высокая конкуренция на отечественном рынке телекоммуникаций

HybridFibre-and-Coaxial etwork] (англ.) — гибридная волоконно-оптичеекая/коаксиальная [сеть].

Краткий обзор профессиональных позиций в телевизионной журналистике, которые возможны в сегодняшней практике электронного вешания, позволит осознать своеобразие работы в зависимости от решаемых творческих, организационных или технических задач. В большинстве из них пересекаются разные направления деятельности СМИ. И если журналист выбрал позицию информационного редактора в новостной дирекции какой-нибудь телекомпании, то он также должен знать и понимать специфику репортажной или протокольной видеосъемки и не должен игнорировать общегородской контекст всего, что происходит в районе, регионе, стране, мире. Например, независимо от формата, которого придерживалась телекомпания, вещавшая в эфире 17 июля 2014 г., все ее новостные выпуски начинались с сообщения о катастрофе над Украиной малайзийского «Боинга». Подобную ситуацию можно было наблюдать на канале «Россия-К», когда выпуск передачи «Новости культуры» был начат именно с сообщения о крушении «Боинга».

Учитывая нынешние реалии телевещания, нельзя утверждать, что если начинающий журналист обладает, например, склонностью к репортерскому труду, то при смене одного телеканала на другой он сможет «взять с собой» с прежнего места работы на новое те принципы и навыки, которые успел наработать в процессе предыдущей практической деятельности. Сегодня в большинстве из действующих медиа стандарты информационного вешания существенно разнятся между собой. Процесс адаптации может быть непростым и болезненным, но умение проходить его и желательно в краткие сроки — требование времени, которое необходимо учитывать тем, кто, с одной стороны, готовит себя к деятельности универсального журналиста и труду на благо конвергентной редакции. А с другой — подобные навыки могут существенно повысить общую квалификацию начинающего профессионала, развить сумму его компетенции и умений, стать этаким базисом для развития «надстройки» более узкого, целенаправленного освоения конкретных навыков работы в условиях конкретного вида и типа СМИ с учетом его экономических, социально-демографических, географических и политических ориентаций.

Сегодня отечественный медиарынок представляет собой достаточно сложный конгломерат субъектов информационной деятельности. Так, поданным Роскомнадзора, в России на конец 2013 г. функционировало:

  • 60.7 тыс. печатных СМИ, 7,9 онлайн-медиа, 1,6 тыс. информагентств,
  • 8.7 тыс. телеканалов и телекомпаний, 5,5 тыс. радиостанций[1]. Расширение возможностей применения собственного профессионального труда для начинающего журналиста происходит на территории РФ постоянно.

В медийном бизнесе сегодня возможны только три формы собственности в отношении конкретного СМИ. Причем эти три сегмента абсолютно несоразмерны друг другу ни по числу действующих медиа, ни по охвату аудитории, ни по степени свободы в редакционной политике.

В современной отечественной медиасистеме наличествуют государственные, частные и общественные медиа. К первому варианту относятся федеральные каналы, которые входят в холдинг ВГТРК1, а также региональные подразделения холдинга, действующие на территории всех субъектов РФ. Государственным является и телеканал Russia Today, осуществляющий вещание на зарубежные страны. Формально государство владеет и контрольным пакетом акций главного национального вещателя — Первого канала. Однако имущественно-правовые отношения вокруг данного субъекта медийной деятельности настолько запутанны, что лишь подлинные владельцы канала смогут (если захотят) дать прямой ответ на каверзный вопрос: «А кому все же принадлежит Первый канал?»[2] [3]

Все остальные телеканалы и телекомпании или только частные, или относятся к смешанной форме, где есть некоторая доля владения государственных структур.

В 2013 г. к двум известным сегментам в сфере телевещания прибавился третий — общественное телевидение, ныне известное как ОТР. Реализация проекта его создания, раскрутки и функционирования продемонстрировала абсолютную уникальность подобного варианта: государство фактически из бюджета поддерживает СМИ, призванное быть объективным, интересным, независимым.

Отдельно стоит история создания и появления в эфире государственного тематического телеканала «Матч», который призван решать вопросы пропаганды и продвижения здорового образа жизни, спорта больших достижений и массового спорта во всех их проявлениях. Опыт «Матча» наглядно доказывает: в работе спортивного журналиста в телеэфире нет и не может быть никаких мелочей. Вплоть до гендерного разумного баланса среди штатных сотрудников вещателя.

Будущему телевизионному журналисту крайне важно разбираться в столь непростых вопросах, внешне никак не влияющих на содержание деятельности субъектов телевизионного вещания и производителей телеконтента. Однако когда он будет принят либо по договору, либо в штат телекомпании, то сможет убедиться сам, что мелочей в деятельности тех, кто «делает телевидение», не бывает. Вплоть до того, в каких отношениях находится хозяин канала с местным мэром или губернатором. Именно поэтому ниже мы разберем классификационные признаки, по которым один субъект телевизионной деятельности может отличаться от другого.

В практике отечественных медиа существуют три исторически сложившихся технических канала телевещания:

  • 1) эфирное телевидение;
  • 2) кабельное телевидение;
  • 3) спутниковое телевидение.

Именно в такой хронологической последовательности они и внедрялись в структуру потребления СМИ отечественной аудиторией. При этом имманентным условием существования телевещания в широких потребительских масштабах был прямой эфир в его различных формах и видах.

По способу доставки готового контента вещания мы разделяем два вида субъектов теледеятельности:

  • 1) федеральные телеканалы (они вещают, как правило, на общефедеральной частоте, соответствующей одному из каналов прежнего ЦТ);
  • 2) сетевые телеканалы.

Кроме того, в современном телевизионном бизнесе принято различать три основные группы участников процесса в соответствии с их родом деятельности. Поэтому принято выделять отношения телекомпании (телеканала) с уже созданным контентом вещания — фактор, который может выступить в качестве характеристики той специфики деятельности (производства), каковая отличает один субъект телевещания от другого. В нынешней российской медиаситуации можно выделить три основных типа телевизионных субъектов, покрывающих всю совокупность участников—организаторов процесса вещания, действующих в сфере электронных СМИ. К ним относятся:

1) вещательные, т.е. те медиа, которые обладают возможностями транслировать или собственный произведенный контент, или ретранслировать контент, произведенный иными субъектами телевизионной деятельности;

  • 2) программопроизводящие, к которым можно отнести субъектов теледеятельности, занятых производством собственного эфирного контента, но лишенных технической и организационной возможности транслировать его самостоятельно;
  • 3) посреднические (или дистрибьюторские), предполагающие отсутствие возможностей собственного программного производства, а следовательно, не создающих контента, и отсутствие организационных и технических возможностей для самостоятельного выхода в эфир. Как правило, подобные субъекты теледеятельности располагают неким набором уже отснятых прежде программ и передач, которые подготовили иные субъекты. Именно такой контент и является основой деятельности посреднических телевизионных структур, которые часто выступают как посредники между вещательными и программо- производящими структурами. Предметом бизнес-деятельности в данном случае как раз и служат различные виды и жанры произведенной телепродукции. К ним можно добавить также и фильмы, которые или закупаются для показа по телевидению, или изначально снимаются с учетом телевизионной специфики их будущей демонстрации.

С точки зрения организационного происхождения всю совокупность действующих ныне субъектов телевещания можно свести к следующим вариантам:

  • — созданные на производственной и материально-технической вещательной базе прежних вещательных структур;
  • — вновь созданные;
  • — созданные новыми творческими коллективами с частичным использованием вещательных возможностей прежних структур.

Существует еще один аспект деятельности телевещателей, крайне важный для понимания возможного журналистского творчества в том случае, если начинающий профессионал получит возможность трудиться в одном из его подразделений. Они подразделяются на:

  • — общественно-политические каналы с максимально возможным охватом аудитории по территориальному и по социально-демографическому признакам. Их принято называть каналами общего интереса;
  • — каналы, рассчитанные на целевую аудиторию. Их условно можно определить как «каналы специального интереса»[4].

Понятно, что нынешняя медиасистема не всегда полностью соответствует описанным принципам классификации ее структурных элементов. Однако повторимся: начинающему тележурналисту безусловно необходимо заранее иметь представление о специфических особенностях канала или компании, куда он будет стремиться попасть на работу. Потому что все обозначенные нами признаки предопределяют не только само содержание деятельности субъекта телебизнеса, но и его структуру, штатное расписание (по количественным и качественным показателям), уровень заработной платы, наконец. Так что владение соответствующей информацией может и должно способствовать первым шагам начинающего сотрудника на профессиональном поприше.

  • [1] РБК. 2014. №8. С. 47.
  • [2] Это каналы «Россия 1», «Россия 2», «Россия К», «Россия 24», «РТР-Планета»,«Россия HD». А также целый блок канатов, которые вещают в «цифре»: «Моя планета»,«Спорт», «Спорт 1», «История», «Наука 2.0», «Бойцовский клуб», «Русский бестселлер»,«Русский сериал», «Сарафан».
  • [3] См. подробнее: Сурганова Е., Жохова А. В очереди за Первым // Forbes. 2014. № 7.С. 76-82.
  • [4] В профессиональной телевизионной среде их также именуют нишевыми.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >