Информация и работа спортивного журналиста в радиоэфире

Обозначим несколько требований к спортивной информации, которая звучит в радиоэфире.

Прежде всего, приоритетом в работе со спортивной информацией должна быть скорость получения и обработки новостей при подготовке их к эфиру. У радио в этом аспекте есть значительные конкурентные преимущества, так как технологически радиожурналист менее зависим от громоздкого оборудования, каковое нередко сопровождает работу его коллеги с телевидения. «Стремление быть первым важно в любом случае, но оно становится абсолютным приоритетом, когда речь идет о ключевых событиях»1, — считают сотрудники агентства «Интерфакс». Думается, что подобное мнение применимо и к работе радиожурналиста.

Способность первым узнавать и сообщать о главных спортивных событиях и результатах есть неоспоримое свидетельство профессионализма спортивного журналиста. Она демонстрирует наличие у журналиста прочных и широких связей, надежных источников искомой информации, характеризует его умение отличать новость от того, что новостью не является. Для реализации принципа «быть первым» сегодня существует немало возможностей. Например, использование мобильной телефонной связи, когда журналист может позвонить на пульт выпускающему редактору (или звукорежиссеру) и по предварительной

' Технология новостей от Интерфакса. М.:Аспект Пресс, 2011. С. 5.

договоренности выйти в эфир с кратким сообщением об увиденном. Чаще всего подобные организационные приемы используются при положительном исходе того или иного спортивного события для потенциальной слушательской аудитории, большинство которой составляют заинтересованные лица, в том числе и болельщики.

Один из авторов данного пособия однажды стал невольным участником подобного аудиоэксперимента. 28 сентября 2011 г., в тот день, когда петербургский «Зенит» принимал на стадионе «Петровский» португальскую команду «Порту», ему пришлось возвращаться из Москвы в Петербург как раз в то время, когда проводился матч. В поезде отсутствовала интернет-связь, поэтому онлайн-трансляцию на специальных сайтах не было технической возможности увидеть. Из трудного положения пассажиры поезда вышли следующим образом. Они наладили телефонную связь со своими друзьями в Петербурге, которые смотрели матч или следили за ним с помощью сообщений в сети Интернет. И после каждого события (т.е. забитого гола) мы получали либо смс- сообщения, либо телефонные звонки. Окончательный результат матча был 3:1 в пользу «Зенита». И о нем пассажиры поезда узнали с помощью прямых «телефонных включений» сразу после окончания матча.

«Скорость выхода новостей, — отмечают специалисты информационной сферы, — это прямое следствие умения журналиста выделить самое главное из услышанного, прочитанного или увиденного, облечь сообщение в адекватную и понятную форму, его способности четко соблюсти правила передачи срочных материалов»[1]. Однако стоит помнить и об обратной стороне скорости передачи спортивной информации — точности. Недаром многие ведущие СМИ мира все чаще и чаше предпочитают точность и достоверность информации скорости ее донесения и доведения до потенциальной аудитории. Здесь вступает в действие репутационный фактор, когда солидность того или иного субъекта информационной деятельности на рынке медиа выглядит предпочтительнее, чем скоропалительность сообщения непроверенных, но сенсационных сведений и фактов.

Характерным примером подобного подхода может служить освещение событий 7 июля 2005 г. в Лондоне, когда в столице Великобритании была совершена серия терактов в метро и наземном транспорте [2].

Характерно, что ведущая прогосударственная корпорация ВВС фактически дезавуировала размещение в своем телеэфире фотокадров и видеосъемок с мест событий. Не размещалась в радиоэфире ВВС и непроверенная информация о количестве жертв, тогда как телекомпания Sky News, принадлежащая магнату Р. Мердоку, наоборот, постоянно подчеркивала масштабность трагедии, демонстрируя то, что не прошло в эфир ВВС. Воздействие усиливалось акцентированием вербальной информации о возможном числе жертв взрывов.

Точность предполагает достоверность спортивной информации. Прежде всего в том, каковы окончательные результаты того или иного спортивного состязания. В практике современных электронных СМИ бывали случаи, когда, не дождавшись финального свистка, корреспонденты передавали в редакцию информацию о результате матча. Бывают и случаи дисквалификации тех или иных спортсменов или команды за нарушение правил соревнований. Поэтому стоит помнить латинскую поговорку: Festina lente'.

Требования к достоверности в нынешних условиях конкуренции СМИ друг с другом являются базовой позицией при определении информационных стандартов того или иного медиа. Логика профессиональной компетентности подсказывает перечень требований, обязательных к исполнению спортивным журналистом. Прежде всего, он должен проверять все составляющие новости, так как именно он и никто другой отвечает за правильность фактов, цитат, ссылок, названий команд, фамилий, наличия титулов. В спортивной журналистике крайне важным свидетельством достоверности информации и компетентности ее автора служит правильное употребление используемых терминов. Синхронные аудиозаписи должны быть даны именно в записи, если существует такая техническая возможность. В случае ее отсутствия цитата должна быть прямой и желательно короткой, необязательно с указанием ее автора.

Структура аудиоинформации, содержащей результаты того или иного соревнования, должна выстраиваться таким образом, чтобы слушатель как можно дольше не мог услышать финальный счет или распределение мест в забеге. Хотя практика нынешних новостных радиовыпусков чаще всего строится на предварительном оглашении лидов, содержащих ожидаемую информацию о результатах, что снижает интерес аудитории к последующим текстам, озвученным диктором или ведущим. Например, в анонсе ведущий выпуска спортивных новостей сообщает: «Команда петербургского хоккейного клуба СКА проигра- [3]

ла гостям из клуба “Атлант”». Понятно, что остальная информация для слушателей и болельщиков СКА — лишь слабое информационное «утешение», не имеющее большого смысла.

Бывали в истории спортивной радиожурналистики и иные случаи. Например, 10 сентября 1972 г. Всесоюзное радио сообщило, что баскетболисты сборной СССР выиграли финальный матч у команды США со счетом 51:50 на Олимпиаде в Мюнхене и стати олимпийскими чемпионами. Правда, в сообщении прозвучала фраза, что наши спортсмены проигрывали американцам одно очко за три секунды до конца матча, но сумели вырвать победу. Тогда еще никто не знал, что означала эта фраза — «вырвать победу». А вечером того же дня по первой программе Центрального телевидения в записи показали этот знаменитый финальный матч, и вся страна увидела: ЧТО происходило на площадке в концовке поединка, который вошел в историю мирового спорта. Комментировавшая матч СССР — США Нина Еремина вела свой репортаж поздней ночью из Мюнхена в прямом эфире, но по тогдашним техническим условиям эта запись была выдана во всесоюзный эфир на следующий день. Однако этот репортаж даже в записи до сих пор производит неизгладимое впечатление. На следующий год журналист Анатолий Пинчук опубликовал в журнале «Юность» очерк «Восемь секунд», в котором «с помощью» участников и очевидцев того исторического матча раскрывалась вся драматургия противостояния двух команд—лидеров мирового баскетбола в финале олимпийского турнира в Мюнхене. Сквозным рефреном в тексте репортажа шли отрывки из комментария Нины Ереминой.

Стилистика спортивных радиосообщений должна соответствовать общим требованиям, которые применяются сегодня в современной радиожурналистике. Например, журналист должен стараться избегать оценочных понятий, характеризующих содержание спортивного события, именно потому, что во главу угла должна быть поставлена информационная функция, а не описательная. «Не говорить красиво» — таково нынче непременное условие для тех, кто трудится в журналистике на ниве спортивной информации. Слушатели, быть может, и не видели матч, результат которого им сообщают по радио, и от этого вполне закономерно может возникнуть момент раздражения или сожаления.

Как пишут отечественные специалисты по теории журналистики, «радиоинформация менее вариативна в творческих возможностях, так как лишена визуальности. Поэтому ее эффективность достигается не столько сочетанием различных выразительных средств, сколько работой над текстом и его воспроизведением в эфире.

Лаконичность и ясность фраз, точность и выразительность интонации, верно найденный темп речи — основные параметры профессиональной информации, диктуемые природой радиовещания»[4].

В то же время есть определенная специфика именно спортивной информации, которая позволяет корректировать существующие требования в отношении общих правил работы с информацией. Прежде всего это относится к сбалансированности мнений и суждений, к предоставлению аудитории двух противоположных точек зрения на одну проблему, событие, факт, явление. Спорт как сфера человеческой активности тем и хорош, что независимо от хода события, содержания и перипетий его развития имеет точно фиксированную реальность, определяемую результатом соревнования. Обсуждение спортивных результатов возможно в радиопрограммах, имеющих отношение к группе аналитических или публицистических жанров, но никак не в структуре информационных жанров.

Еще одно необходимое свойство спортивной информации в радиоэфире — сочетание ее краткости и насыщенности. Информационное сообщение о ходе международного турнира по фигурному катанию должно содержать сведения о местах, которые занимают соревнующиеся спортсмены — пары и одиночники. Желательно указать, какую страну они представляют. А вот сообщение о том, кто тренер или какие места спортсмены занимали на предыдущих соревнованиях, вряд ли может «поместиться» в информационное сообщение в рамках одного выпуска. То есть существует информация обязательная и необходимая, а есть информация дополнительная. Насыщенность информационного сообщения определяется многими обстоятельствами, прежде всего важностью самого спортивного события. Оно же влияет и на верстку новостийного выпуска, когда сообщение о победе на крупном международном турнире национальной сборной должно опережать в расположении информацию о проведении регионального чемпионата по серфингу.

Кстати, для новостного выпуска такое требование, как сбалансированность информации в случае спортивных событий, также выглядит необязательным. Ведь никто из ведущих или редакторов выпуска не может предугадать, как сложатся результаты выступлений тех или иных команд и спортсменов в конкретных соревнованиях, проходящих в один день или в течение одного и того же срока. Вполне допустима и ситуация, когда любимая команда или спортсмен, представляющий страну, могут потерпеть поражение одновременно друг с другом в разных соревнованиях. И эта объективная информационная спортивная реальность должна быть отражена в выпуске новостей.

Важно отметить и требования к спортивной информации как к разновидности информации вообще. Часть из них уже была указана, но мы все же их перечислим, так как впереди глава, посвященная особенностям работы спортивного журналиста в телеэфире.

Итак, в журналистской практике существуют общие требования к информации, а именно:

  • — достоверность (документальность);
  • — оперативность;
  • — новизна;
  • — полнота сообщения;
  • — лаконизм;
  • — жанровая определенность;
  • — оригинальность.

Естественно, работа спортивного журналиста в радиоэфире с соответствующей специфической информацией должна отвечать вышеизложенным требованиям, поскольку в данном виде журналистской деятельности коммуникационные возможности человека у микрофона существенно ограниченны по сравнению с другими видами СМИ. Так что любой недочет или просчет, связанный с игнорированием выразительных возможностей радио, может привести к непоправимым последствиям и потере контакта со слушательской аудиторией. И никакие дополнительные паралингвистические компоненты воздействия на нее или форсирование речевой экспрессии не смогут компенсировать некорректное поведение спортивного журналиста в эфире.

Вопросы для контроля

  • 1. Определите основные коммуникативные особенности радио как СМИ.
  • 2. Назовите особенности функционирования системы отечественного радио.
  • 3. Определите преимущества профессиональной деятельности спортивного журналиста в радиорсдакции.
  • 4. Назовите негативные стороны деятельности спортивного журналиста в радиоэфире.
  • 5. Охарактеризуйте особенности ведения радиорепортажа конкретного спортивного журналиста.
  • 6. Каков набор требований к спортивному журналисту, стремящемуся работать в радиоэфире?
  • 7. На радиостанциях какого типа чаще всего присутствуют радиорепортажи о спортивных соревнованиях?

Рекомендуемая литература

Бережная М. А. Телерадиоинформация в упражнениях и тренингах. СПб., 2001.

Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2003.

Гаимакова Б. Д., Макарова С. К., Новикова В. И. и др. Мастерство эфирного выступления. М., 2004.

Зарва М. В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач. М., 2011.

Кинг Ларри. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. СПб., 1999.

Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2014.

ЛаундесЛейл. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. М., 2002.

Мельник Г. С. Общение в журналистике. СПб., 2006.

Радиожурналистика. М., 2000.

Светана-Толстая С. В. Русская речь в массмсдийном пространстве. М., 2007.

Седнев А. Блестящее выступление: как стать успешным оратором. М.; СПб., 2014.

Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. М., 2002.

Ульянов В. В. Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи. СПб., 2011.

  • [1] 2 Технология новостей от Интерфакса. М.: Аспект Пресс, 2011. С. 6.
  • [2] ВВС действовала в соответствии с принятой буквально за несколько дней до этогособытия концепцией «Точность важнее скорости». См. подробнее: Уиттл Стивен: «Мыне хотим, чтобы наши программы роняли человеческое достоинство» (интервью). ВВС несчитает цензурой отбор кадров для показа // КоммерсантЪ. 2005. 27 июня.
  • [3] Поспешай медленно (лат.).
  • [4] Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат: Учеб,пособие/ Под ред. Т. В. Васильевой, В. Г. Осинского, Г. Н. Петрова. СПб., 2002. Ч. 1. С. 66.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >