Спортивная информация на радио

Возникновение радио как средства коммуникации на рубеже прошлого и позапрошлого веков во многом изменило картину информационных потоков в рамках современной цивилизации. Стали возможны оперативность и сиюминутность рассказа о любом событии, который с помощью радио могла слушать многомиллионная аудитория. Параллельно происходило становление системы национальных и международных спортивных соревнований. Для радиожурналистов спорт был весьма комфортной сферой информационной деятельности. Во-первых, чрезмерная событийность и насыщенность фактами. Во-вторых, растущая популярность данного социокультурного феномена, становившегося неотъемлемой частью массовой культуры. В-третьих, еще не осознаваемая, но желаемая аудиторией информационная энтропия с волнующей непредсказуемостью окончательного итога того или иного матча, забега, турнира.

Можно утверждать, что именно спорт в немалой степени способствовал выходу радио на первую позицию в системе массовых коммуникаций в период между двумя мировыми войнами. Заметим, что от начала регулярного радиовещания в крупнейших странах мира в 1920-е годы до появления первых радиотрансляций различных спортивных состязаний прошло всего несколько лет. И радио удерживало подобный приоритет до середины XX в. Приведем один кинематографический пример. В фильме немецкого режиссера Райнера Вернера Фассбиндера «Замужество Марии Браун» (1978) рассказывается о непростой судьбе женщины в послевоенной Германии. В финале картины, когда у героини появляется надежда на возможность счастья, за кадром звучит знаменитый радиорепортаж комментатора Герберта Циммермана о последних минутах финального матча Кубка мира 1954 г. между сборными ФРГ и Венгрии. Так режиссер звучащим символом обозначал важность того знаменитого футбольного «чуда в Берне»[1], которое было ценным для немецкого национального самосознания после краха Германии во Второй мировой войне и которое вся нация услышала по радио.

Можно вспомнить и о легендарной трансляции футбольного матча в мае 1942 г. из блокадного Ленинграда. Факт проведения этого матча, «поддержанный» радио, стал мощным мобилизующим стимулом для жителей осажденного города. Он был и психологическим аудионокаутом для солдат вермахта, поскольку трансляция на немецком языке велась с помощью громкоговорителей на позиции немецко-фашистских войск, окружавших город. В этом же знаковом ряду и радиорепортажи Вадима Синявского об английском турне московского «Динамо» в 1945 г. Словом, к моменту появления прямого конкурента радио—телевидения — в практике спортивной журналистики сложились не только традиции радиокомментария, но и определенная система информирования аудитории о спортивных событиях.

Без особых изменений она существует и сегодня. Система работы со спортивной информацией предполагает, прежде всего, учет того обстоятельства, что главный носитель информации — это или текст, озвученный диктором, или рассказ самого журналиста.

В первом случае спортивная информация становится составной частью выпусков новостей, которые на разных станциях имеют различную продолжительность и различную частотность выхода. На частных радиостанциях временной «шаг» между выпусками новостей, как правило, составляет один астрономический час. В эфире «старых», «разговорных» станций — этот «шаг» колеблется от одного до двух часов. Зато именно на подобных станциях сохраняются традиции подготовки тематических выпусков спортивных новостей. Так, на радио «Маяк» на сегодня сохранились только две тематические спортивные программы — «На спортивной волне “Маяка”» и «Спортивный канат». Кроме того, спортивные новости выходят каждый час отдельным блоком после основного выпуска новостей. Специальные выпуски спортивных новостей выходят и в эфире «Эха Москвы». В течение суток эти новости группируются в специатьный выпуск «Спорт-курьера», который выходит пять раз в день. Продолжительность каждого выпуска до 3 мин.

На радио «Петербург» (входит в состав ТРК «Пятый канал») ежедневно готовятся тематические выпуски спортивных новостей продолжительностью до 5 мин. Аналогичные тенденции можно наблюдать и в эфире региональных радиостанций.

Подготовка эфирных текстов к выпускам новостей о спорте с точки зрения методики и общих правил практически ничем не отличается от подготовки информации о событиях в иных сферах человеческой активности. Правда, стоит обратить внимание, что ввиду чрезмерного обилия цифровой статистики в официальных материалах о результатах того или иного спортивного соревнования не стоит злоупотреблять их полноценным озвучиванием в эфире. Тем более сообщать о десятых долях секунды, характеризующих конкретный результат. Слушатель у радиоприемника в такой ситуации просто может не уловить: почему результат, показанный в финале бега на 800 м у мужчин российским спортсменом Юрием Борзаковским, лучше на 0,11 с, чем у его соперника, и на две с лишним секунды хуже мирового рекорда. Проще сообщить, какое место в финальном забеге занял тот же Юрий Борзаковский — 1-е, 2-е, 3-е, или вообще не попал в тройку призеров.

Если журналист ведет прямой репортаж о каком-либо спортивном событии, стоит помнить о необходимости «обрисовки» картины того места и той обстановки, где происходит транслируемое событие. Если репортаж готовится заранее и идет в эфир в записи, необходимо продумать его монтаж и варианты хронометража с учетом программы, в которой он выйдет в эфир. Здесь могут быть разные варианты — от 1,5-2 мин до нескольких десятков минут. Хотя в современной практике радиовещания станции предпочитают давать не весь матч или забег в прямом эфире, а использовать дискретный метод рассказа, когда происходят прямые включения с места события. Впрочем, иные события на таких станциях, как радио «Зенит» или «Питер FM», идут в непрерывной трансляции.

  • [1] Финальный матч проходил в столице Швейцарии Берне. К девятой м и нуге матчасборная Венгрии уже вела со счетом 2:0. Но сборная ФРГ к концу первого тайма сравняласчет. А за семь минут до конца второго тайма Гельмут Ран забил победный гол. СборнаяФРГ впервые стала чемпионом мира по футболу, выиграв со счетом 3:2. В фильме жеР. В. Фассбиндера, несмотря на победный пафос радиорепортажа, сюжет имеет трагическое разрешение. Героиня погибает из-за нелепой случайности.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >