Особенности жанроприменительной практики в современной спортивной журналистике

Спортивной журналистике знакомы и доступны практически все современные жанры. Традиционно жанровая палитра в спортивной прессе и особенно в газетной периодике по преимуществу ориентирована на информационные жанры, где важны оперативность, точность, компактность, хотя, безусловно, и не ограничивается ими. Заметка, корреспонденция, репортаж, информационное интервью объективно преобладают хотя бы потому, что спортивная журналистика по сути своей событийна в отличие, скажем, от сферы науки и журналистики о науке. Информационная сторона спорта связана с важнейшей из его характеристик — состязательностью, поскольку последняя подразумевает постоянное сравнение показателей, а сравнение неизбежно носит информационный характер. Уже отмечалось, что именно с увеличением числа соревнований количественно растет и спортивная журналистика. Отсюда логически следует, что большинство спортивных журналистов являются журналистами именно информационного плана, главная задача которых — оперативная передача сведений о спортивных соревнованиях и событиях вокруг них.

В спортивной прессе предъявляются повышенные требования к оперативности, поскольку спорт живет сегодняшним днем, а переживающий болельщик остро чувствует любую, даже самую малую задержку. Это приводит к специфичным условиям работы спортивного журналиста — максимально ускоренной стадии создания текста вплоть до подготовленного (или наоборот — экспромтного) транслирования результатов соревнований.

Наиболее часто новости передаются в форме заметки или корреспонденции. Заметка (новость) служит только для сообщения о факте, в корреспонденции возможен его краткий анализ и комментарий. Оба жанра отличаются небольшим с точки зрения устоявшихся представлений объемом и чаще всего посвящены одному определенному событию. Принципиальным здесь является краткое и точное изложение актуальной информации. Эти оперативные материалы присущи как специализированным спортивным, так и неспециализированным изданиям, где публикуются материалы о спорте.

Но исторически сложилось, что жанром, наиболее подходящим не только для оперативного отображения спортивных событий, но и для наглядного изображения его ключевых моментов, остается репортаж. Именно репортаж позволяет передать динамику и накал спортивных событий, донести до болельщиков эмоции и волнение участников соревнований, рассказать о всех их перипетиях. Наиболее характерный признак репортажа — эффект присутствия: читатель как бы попадает на стадион без билета, видит то, что не может увидеть сам, представляет происходящее и переживает его вместе с журналистом. Все это достигается рядом приемов: актуализированное повествование (в настоящем времени); обилие деталей, передающих общий эмоциональный фон; ритмичная фабульная последовательность событий; живые реплики участников; наконец — ярко выраженное «я» журналиста, «что отражается и в общем стилистическом тоне, и в отборе лексики, и в синтаксическом строе репортажа»1.

Благодаря сильному личному присутствию журналиста в текстах этого жанра современный спортивный репортаж — это не информационный доклад. Это, как правило, построенное на событийной основе компетентное осмысление и самый оперативный комментарий, который может дополняться лирическими отступлениями, околоспортив- ными страстями, другой сопутствующей информацией. В таком случае журналист «выступает не только как репортер, давший присягу на верность безусловной правде спортивных событий, но и как активный зритель, любящий спорт и умеющий чувствовать его красоту. Отступления усиливают субъективное начало в публикациях, помогают газетному репортажу выдержать конкуренцию радио- и телерепортажа, которые по времени его опережают»[1] [2].

В репортаже нужно рассказать читателю то, что он сам не видел и не мог увидеть, что создаст у него эффект присутствия на стадионе. Может быть, даже маленький штрих или деталь, которую не углядишь ни в одной телевизионной трансляции, но которая делает тебя сопричастным, превращает в очевидца или даже участника событий.

Главное условие — все это должно облегчать и дополнять восприятие события читателем, но не заменять и не заслонять само событие. Установлено, что определенный уровень субъективизации в репортаже повышает эффект сопричастности и сопереживания, делает репортаж ярче и интереснее. Но всегда необходимо помнить об опасности подмены авторского, увлекательного и при этом честного рассказа о событии мнением автора о случившемся, что уже выходит за рамки жанра.

В последнее время особую популярность у болельщиков приобрела такая разновидность репортажа, как репортаж в режиме онлайн, широко используемый на спортивных сайтах. В нем спортивные события (чаше всего — футбольные матчи) отражаются в краткой текстовой форме, в несколько предложений, и с обновлением в 2-3 мин в зависимости от интенсивности происходящего. Стремительная экспансия Интернета в сфере спортивной журналистики привела к тому, что распространение онлайн-репортажей фактически сделало бессмысленным существование на газетных полосах еше одного информационного жанра — отчета.

Отчет, представляющий собой информационное сообщение о спортивном соревновании или ином мероприятии, до недавнего времени активно использовался в спортивной журналистике. Но сейчас явно заметна тенденция — читатель утром ищет в газете не информацию о матче, прошедшем вчера вечером, ее он и так уже знает, а анализ игры, мнения экспертов, комментарии участников события. При этом традиционно отчет, чтобы он был напечатан в утренней газете, сдается журналистом в редакцию спустя несколько минут после финального свистка. Соответственно, времени на создание материала крайне мало, особенно если финал соревнования непредсказуем, что в спорте случается сплошь и рядом, и любая заготовка может рухнуть. А просто последовательно излагать ход соревнований уже нельзя — по вышеописанным причинам подробный или краткий хронологический отчет в «дистиллированном» виде излишен. Поэтому отчет все больше приобретает черты репортажности или выходит за рамки исключительно информационного жанра, становится ближе к информационно-аналитическим жанрам за счет включения в материал оценочных элементов, обобщений, прогноза и т.д., что еще более усложняет процесс его создания. Когда поджимает срок, чрезвычайно трудно создать что-то значимое, качественное, интересное, большее, чем просто пересказ событий.

Широкие возможности для спортивной журналистики предоставляет чрезвычайно распространенный и популярный ныне жанр интервью. Об этом авторы уже рассказывали в предшествующих главах учебного пособия. В большинстве видов спортивного интервью (кроме информационного) могут использоваться определенные элементы комментария, аналитики, публицистики, очерка, зарисовки, проблемной статьи. Личностная направленность, ориентация на субъект делают интервью одним из ведущих жанров спортивной журналистики. Любое интервью с ярким спортсменом, тренером, болельщиком, специалистом может стать разговором о спорте и превратиться в психологическое исследование, эмоциональную зарисовку, представляющую читателям наглядный образ человека, яркую биографию спортивной личности.

Распространенность и популярность жанра интервью объясняется, помимо его многофункциональности и богатства разновидностей, в немалой степени также внешней простотой и доступностью. Однако это в целом обманчивое впечатление в спортивной журналистике усугубляется еще спецификой сферы, в которой, помимо доскональных знаний об интервьюируемом и предмете разговора, надо непременно учитывать особенности психологии спортсменов. Необходимо уметь выстраивать общение с людьми спорта, исключающее и подобострастное преклонение перед «звездами», и панибратское отношение с ними, и такой пережиток прошлого, как высокомерие, которое, как ни странно, еще встречается по отношению к спортсменам как людям недалеким, неразвитым и ограниченным в интересах.

Об этом говорит спортивный журналист Борис Ходоровский: «Это распространенный стереотип, что спортсмены неразговорчивые и не любят появляться на публике. И данный стереотип идет с советских времен, когда интервью могли давать главный тренер команды, капитан команды, а также парторг команды. Сейчас многие спортсмены понимают, что они люди публичные и не будут популярны без общения со СМИ. Есть и исключения <...> все зависит от специфики разговора. Бывают разговоры сразу после завершения матча, в смешанных зонах. И тоже существует распространенный стереотип, что после матча никто не скажет ничего интересного. Но иногда можно услышать любопытные откровения, даже после рядовых матчей, не говоря уже после финала Олимпийских игр. Очень важно почувствовать настроение спортсмена — будет ли он отделываться банальными фразами, просто не захочет общаться или откроет тебе свою душу. И я могу привести в пример случай на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, когда нынешний вице-спи- кер Государственной думы Светлана Журова проиграла свой коронный забег на дистанции 500 м, и к ней подошли взять интервью два журналиста, одним из которых был я. Ей было очень обидно за проигрыш. Она еде ржи ваз а слезы, но в то же самое время она настолько грамотно проанализировала причину своей неудачи, что получился очень интересный материал»1. Это, кстати, очень интересное наблюдение — победа, успех чаще всего становятся поводом для интервью. И в этом нет ничего странного или обидного для проигравших. Победа, первое место, золотая медаль имеют в спорте наивысшую ценность; сами спортсмены выходят на старт именно ради них, и спортивная журналистика просто перенимает правила игры. В то же время поражения могут привести к более содержательному и неординарному материалу, раскрывающему причины неудачи, обнажающему проблемы, которые к ней привели.

Общение со спортсменами и тренерами требует особой подготовки, опыта, набора определенных качеств и навыков; «Самое главное качество интервьюера (им обладают далеко не все!) — умение слушать. Надо стараться узнать как можно больше о своем собеседнике, о его привязанностях, вкусах, взглядах на жизнь. Если предстоит взять короткое интервью, не нужно засыпать собеседника вопросами. Достаточно подготовить один-два, но такие, чтобы ответы на них помогли раскрыться перед зрителями»[3] [4].

Популярность жанра интервью объясняется его гуманистической направленностью, ориентацией на человека. Именно интервью дает богатые возможности для раскрытия личности, демонстрации «живого» голоса героя, наглядного показа черт характера. Особую силу интервью придает возможность передачи непосредственной разговорной речи, создающей эффект непринужденности, сопереживания, вовлеченности в спортивные события. В этом плане одни из лучших интервьюеров в отечественной спортивной журналистике — Юрий Голышак и Александр Кружков, ставшие в 2011 г. лауреатами профессионального конкурса «Лучший спортивный журналист года» в номинации «Лучшие публикации в периодической печати». Их постоянная рубрика в «Спорт-Экспрессе» «Разговор по пятницам» несколько выбивается из обшей достаточно сдержанной стилистики издания, но пользуется неизменной популярностью у читателей как раз по той причине, что там звучат именно «живые» голоса спортсменов. Голышак и Кружков умеют подобрать такие вопросы, создать такую атмосферу, чтобы максимально дать гостям рубрики возможность раскрыться, и в итоге получаются искренние, непосредственные и открытые интервью с интересными людьми, беседы, которые потом становятся поводом для долгих обсуждений среди болельщиков.

В Приложениях к данному учебному пособию обучающиеся смогут прочесть знаменитое интервью журналистов, которое они взяли у олимпийской чемпионки Галины Зыбиной (Приложение 2). Стоит обратить внимание на то, какими по структуре и содержанию могут быть интервью со спортсменами. Тексты некоторых из них также можно найти в Приложениях. В реальной практике современного спортивного журналиста данный метод получения информации может использоваться для самых разных целей, тем более если учитывать специфику коммуникации со стороны спортсменов. Но опыт отечественных спортивных журналистов все-таки обнадеживает. Любого чемпиона можно разговорить. Как? Почитайте внимательно приведенные в нашем учебном пособии интервью.

При этом в спортивной журналистике как интервью, так и репортаж, часто включающий в себя интервью как элемент композиционного построения, дрейфуют ко все большей аналитичности и публицистичности. В этом сказывается то обстоятельство, что информационная специфичность, присущая спортивной журналистике, вовсе не означает отсутствия в ней глубины и выразительности. Информационность не подразумевает поверхностности или, скажем, строгого документа- лизма. Даже информационные заметки и отчеты — это почти всегда не только сухое перечисление очков, голов, секунд, но и некий комментарий или анализ как непременный элемент материала. Ведь задачи, стоящие перед спортивным журналистом, крайне редко ограничиваются только отражением хода соревнований или подготовки к ним; эти задачи шире — донести до аудитории суть и смысл спортивного состязания со всеми его противоречиями, сложностями, нравственными уроками, драматизмом и т.д.

Это тем более актуально в современных условиях, когда спортивный болельщик любую интересующую его информацию о событии, обработанную и поданную в самых разных аспектах, может оперативно найти в Интернете. Так что сухие информационные отчеты о футбольных матчах, которым, например, до сих пор остается верен «Спорт-Экспресс», появляющиеся на следующее утро после игры или даже через день, учитывая пропуск воскресенья, просто теряют смысл и не привлекают читателя.

Любое спортивное событие содержит столько неоднозначности и вариативности в своем течении и развитии, что для спортивного журналиста часто просто невозможно ограничиться, а для читателя — удовлетвориться только констатацией фактов. Вот как выразился однажды в своей передаче «Футбольный клуб» Василий Уткин: «Играть в футбол интересно. Еще интересней смотреть футбол. Но самое интересное — это говорить о футболе, обсуждать его».

Известный лингвист Г. Я. Солганик высказал схожую мысль следующим образом: «Одна из главных задач спортивной прессы — передать суть, характер, драматизм борьбы. Эта задача, как и сам объект, многогранна, сложна: нужно показать событие в целом, его участников, зрителей, перипетии борьбы и т.д. Сложность задачи предопределяет и многообразие подходов <...> и методов (анализ, синтез, описание, повествование, рассуждение, оценка)»1.

Лучшие возможности для такого разностороннего преподнесения материалов читателю предоставляют аналитические жанры. Именно в них журналист способен представить какую-либо проблему во всей ее полноте, а потом разобрать ее на составляющие в поисках причинно-следственных связей и путей решения. Поскольку снижен эмоциональный фон, находят отражение различные нюансы и детали — все, что остается за кадром в исключительно информационных жанрах.

Как пишет известный исследователь теории жанров А. А. Тертыч- ный, для аналитических материалов имманентными признаками являются следующие: «...выяснение причин, условий развития событий и изменения ситуаций, оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных структур; выявление современных противоречий тенденций развития, правильности, обоснованности разнообразных точек зрения, идей»[5] [6].

Эти признаки характерны для всех жанров, выделяемых в аналитической журналистике, а их около двадцати. Однако наиболее часто используются при создании материалов о спорте такие жанры, как статья, комментарий и беседа.

Наиболее полно и глубоко проанализировать значимые, масштабные явления и процессы в мире спорта, выявить причинно-следственные связи между ними, сделать обобщающие и аргументированные выводы, спрогнозировать варианты развития ситуации позволяет жанр статьи. Конечно, он чаще встречается в журналах и еженедельниках, реже — в газетах, хотя бы по той причине, что издания журнального типа больше подходят для размещения объемных публикаций, требующих вдумчивого осмысления и анализа, а не оперативного отклика на злобу дня. Однако и на газетных страницах статью тоже можно встретить не так уж и редко, ведь статья дает возможность глубоко раскрыть различные стороны событий, происходящих в мире спорта, конкретизировать факты, сделать акцент на существенных деталях, выделить позитивные или негативные последствия.

Стремясь к аналитичности, журналисты часто также используют жанр комментария, который менее статьи пригоден для полномасштабного и разностороннего анализа спортивных событий, но предоставляет больше вариантов для выражения отношения к ним, позволяет острее сформулировать проблему и ее авторскую оценку. В комментарии они обычно присутствуют в сжатой форме, а на первый план выходят оценка и прогноз. Неизменным общим признаком, характеризующим спортивный комментарий в целом, служит объективно-субъективное разъяснение смысла, хода и значения спортивного действа.

Если попытаться кратко обозначить роль аналитических жанров в спортивной информации, то можно сделать вывод, что их функции шире простого комментирования событий, поэтапного рассмотрения причинно-следственных отношений внутри них. Мало кому интересна аналитика, в которой добросовестно изложена фактура, окружающая ту или иную проблему, мало просто поднять и обозначить саму проблему, констатировать факт. Проблема должна быть еще и всесторонне рассмотрена, раскрыта рассуждением.

Основное значение аналитических материалов заключается именно в раскрытии содержания происходящего, в установке значения, в оценивании, в формировании выводов и предсказании возможных вариантов развития самых разных и самых запутанных ситуаций в спорте. Следует отметить еще, что в данном случае важно наличие авторского взгляда, собственного мнения, аргументированной позиции — чем более полемичной, тем лучше для газеты и интереснее читателю, тем острее и увлекательнее будет смотреться поставленный в материале вопрос и предложенные журналистом варианты ответа на него. Жанровое право на собственный взгляд, если он свежий, нетривиальный, журналисту дают и статья, и уж тем более комментарий. Разнообразие мнений, их полифония — как раз то, чего ждет от газеты современный читатель, имеющий возможность находить в Интернете всю интересующую его информацию, но обращающийся к печатному изданию именно за тем, чтобы сверить свое представление о случившемся с точкой зрения признанного авторитета, эксперта, профессионального журналиста. При этом желательно дать читателю не просто мнение о случившемся, но и рассказать ему что-то новое, что позволит ему пересмотреть, по-иному взглянуть на свое собственное восприятие происходящего.

При этом спорт — это еще и чрезвычайно зрелищное явление, богатое на самые разнообразные эмоции, что наряду с необходимостью осмысления спортивных событий ведет к экспрессивности, эмоциональности в рассказе о них, субъективности и оценочное™ в суждениях, как это присуще большинству спортивных материалов. В наиболее полном объеме все это находит свое выражение в спортивной публицистике, блестящие образцы которой всегда были присущи отечественной спортивной журналистике, начиная от Льва Кассиля и Льва Филатова до Юрия Цыбанева и Василия Уткина.

Художественно-публицистические жанры также включают в себя факты, содержат анализ, но уже на ином уровне, решают несколько иные задачи, главная из которых —демонстрация фактов и явлений при помощи художественных средств и творческих методов публицистики. Не просто сообщение о событии и даже не оценка этого события, а раскрытие общего характера случившегося в преломлении восприятия автора — вот что выходит на первый план. Примером художественнопублицистических жанров может служить портретный очерк, который имеет сложную и многогранную природу. С одной стороны, он строится по законам художественной литературы, а с другой — по законам публицистики. Его цель в том, чтобы дать аудитории не только полное, но и образное представление о герое спорта. Признанный мастер таких очерков, раскрывающих личность спортсменов и тренеров, — Елена Вайцеховская, создавшая в газете «Спорт-Экспресс» целую галерею портретов своих выдающихся современников.

В современной спортивной журналистике художественно-публицистический способ отражения действительности преимущественно представлен на страницах периодики в форме колумнистики. Можно сказать, что авторская колонка в журнале или газете — высшая форма проявления мастерства спортивного журналиста. Набор требований, предъявляемый к колумнистам (в России все же чаще говорят — спортивным обозревателям), широк и включает наравне с информированностью умение анализировать ситуацию и прогнозировать ее развитие, наличие ярко выраженной позиции, владение собственным оригинальным стилем, определенный авторитет и опыт работы в спортивной сфере. Публикации, которые можно отнести к жанру колонки, должны содержать обоснованное, аргументированное и занимательное изложение авторской точки зрения. Пусть она будет даже спорной — тем лучше, тем больший резонанс у читателей вызовет материал. Компетентность колумниста, особый тон психологической интимности, который достигается регулярностью появления авторской колонки и постоянством ее расположения в структуре номера, — все это ведет к особой действенности жанра. Он привлекает внимание, побуждает к ответной реакции и в итоге становится тем обязательным «гвоздем программы», который непременно ждет и ищет читатель в каждом номере.

Обязательное условие качественной колонки, как, впрочем, и других художественно-публицистических жанров, — индивидуальность, уникальность авторского стиля: «Характерное использование языковых средств, манера выбора и употребления слов и конструкций выделяют произведения многих замечательных публицистов. Их работы демонстрируют богатейший арсенал стилистических приемов, которые позволяют живым словом воздействовать на читателя»1. Яркий пример качественной спортивной публицистики в современной российской прессе — это колонки Юрия Цыбанева в «Советском спорте», Елены Вайцеховской и Александра Беленького в «Спорт-Экспрессе».

Можно вспомнить и другие подходы к разделению спортивных публикаций, например принятые в западной спортивной журналистике. Так, Б. Розенталь выделяет три основных типа материалов, посвященных различным спортивным соревнованиям: предварительные (Advance stories), резюме (Game Summary) и постанализ (Post-Game Analysis)[7] [8]. Данное разделение выглядит вполне логичным ввиду потребностей аудитории в различной информации перед состязанием, во время и после него.

Первый тип — предварительные, предшествующие соревнованию материалы, в которых журналист может проанализировать статистические данные будущих соперников, оценить их шансы на победу (самостоятельно либо при помощи экспертов), предложить читателям комментарии спортсменов или иных представителей команды, сообщить необходимую или просто интересную информацию о месте проведения соревнований, о погоде, о зрительском ажиотаже, о мерах безопасности на спортивной арене и т.д.

Второй тип включает резюме самой игры, выполненное в том или ином виде. Здесь внимание журналиста обращено на ключевые эпизоды соревнований, на передачу хода событий, сопровождающих их эмоций, перипетий борьбы. Это чрезвычайно важно, поскольку время сдачи материала, особенно для сетевых изданий, ограниченно.

Наконец, третий тип — постанализ соревнования, рассчитанный на аудиторию, которой важны все детали, которая читает материалы от начала и до конца, какими бы объемными они ни были. Журналист при подготовке публикации данного типа указывает на ошибки, совершенные спортсменами или командами во время состязания, проводит сравнение и анализ техники и тактики спортсменов, выявляет причинно-следственные связи, приведшие к победе или к поражению.

Материалы о спорте в современных СМИ не только информируют аудиторию, но и развлекают ее. «Спортивные журналисты сегодня — это современные братья Гримм, создающие современные сказки»1. Здесь стоит понимать, что подразумевается не сказка, основанная на вымысле, скорее речь идет о непременном условии увлекательности многих спортивных публикаций. Исследователи С. Рэйнарди и В. Уан- та отмечают: «Первый тип развлекательных материалов — дополнительные (от англ, sidebars). Иногда они готовятся, если журналист находит факты, которые не подходят для материала по соревнованию. Иногда — когда журналист находит тему, заслуживающую развития в отдельную публикацию. Другие типы развлекательных материалов основаны на человеческом интересе и персональных особенностях спортсменов»[9] [10]. Неудивительно, что спортивные материалы чаще всего креативны и необычны, они основаны на человеческом интересе и позволяют аудитории проникать в жизнь спортсменов, одновременно восхищаться ими и ассоциировать себя с ними.

Могут быть и другие подходы к делению спортивных журналистских текстов. Например, на материалы, посвященные классическим видам спорта или экстремальному спорту; профессиональному, любительскому или уличному. Но приоритетным все же остается деление на жанры, что бы мы ни говорили об их способности к слиянию и растворению друг в друге.

Вопросы для контроля

  • 1. Дайте определение жанра в журналистском творчестве.
  • 2. Что такое формат в журналистской практике и в чем его отличие от жанра?
  • 3. Назовите наиболее популярные жанры современной спортивной журналистики.
  • 4. Какие новые форматы и жанры появились в связи с возникновением новых технологий в информационной сфере?
  • 5. Дайте определение понятию интерактивности в журналистской практике.
  • 6. Процесс трансляции футбольного матча относится к сфере жанра или формата?
  • 7. Какой жанр газетной периодики наиболее адекватен рассказу о состоявшемся спортивном соревновании?

Рекомендуемая литература

Жанры. Журналисты. Творчество. М., 2015.

Ильченко С. И. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания. СПб.. 2006.

Ким М. Технология создания журналистского произведения. М., 2001. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. М., 2008.

Лонская А. Репортаж: От идеи до гонорара: Учеб, пособие. М., 2015. Ненашев С. В. Журналистика без мистики. 105 рецептов журналистского мастерства. СПб., 2007.

Основы творческой деятельности: Учеб, для бакалавров / Под ред. С. Г. Корконосенко. М.. 2013.

Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2007.

Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста. М.. 2009.

Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. М., 2002.

Шик В. Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М., 2004.

  • [1] Кайда Л. Г. Стилистические ресурсы современного спортивного репортажа //Спорт в зеркале журналистики / Сост. Г. Я. Солганик. М., 1989. С. 111.
  • [2] Там же. С. 113.
  • [3] Новиков Д. Борис Ходоровский, спортивный журналист: «Нельзя научить человекажурналистике, а спортивной — в особенности». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gipp.ru/openarticle.php?id=28439. 02/07/2009.
  • [4] Скорятин В. И. Техника спортивного интервью // Спорт в зеркале журналистики /Сост. Г. Я. Солганик. М., 1989. С. 98.
  • [5] Солганик Г. Я. О языке спортивной журналистики // Спорт в зеркале журналистики. С. 146.
  • [6] Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000. С. 205.
  • [7] Кохтев N. Н. Эффективность языка спортивных материалов // Спорт в зеркалежурналистики. С. 192.
  • [8] См.: Rosenthal В. Sports journalism an introduction to reporting and writing. Plymouth,2010. P. 11-26.
  • [9] Helland К. Changing Sports, Changing Media // Nordicom Review. 2007. P. 117.
  • [10] Reinardy S. The essentials of sports reporting and writing. Abingdon, 2009. P. 8—9.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >