На этой странице:

УЛЫБКА

Улыбка — одно из универсальных средств невербальной коммуникации. Это движение лицевых мускулов, общее у европейца, японца или эскимоса. Улыбка считается одним из важнейших средств неязыкового общения. Она помогает и при начале общения и в процессе коммуникации. Ведь в ответ на улыбку часто следует ответная, облегчающая и выступление перед большой аудиторией, и беседу один на один. Общение, сопровождаемое улыбкой, как правило, проходит более успешно.

Улыбка действует на всех без исключения: на начальника и подчиненного, продавца и покупателя, учителя и ученика. Улыбка может выражать различные оттенки положительного чувства, а также искренний интерес к собеседнику.

Существует три основных вида улыбки: легкая, или полуулыбка, средняя, обычная, при которой достаточно широко растягиваются губы, но зубы нс видны или почти нс видны, и широкая, открывающая зубы. При этом улыбка должна быть именно улыбкой, а нс усмешкой или гримасой, допустимыми лишь в ситуациях конфронтации. Когда в романс «Мастер и Маргарита» автор повествует о раздраженном, измученном герое, с едкой иронией комментирующем услышанное, мы видим описание выражения лица, совсем не похожее на улыбку:

Пилат усмехнулся одною щекой, оскалив желтые зубы, и промолвил, повернувшись всем туловищем к секретарю:

О, город Ершалаим! Чего только не услышишь в нем. Сборщик податей, вы слышите, бросил деньги на дорогу!

ВЗГЛЯД

«Глаза — зеркало души», — говорят так отнюдь не случайно. Действительно, характер оратора или просто собеседника, его чувства и мысли вольно или невольно отражаются в его взгляде.

Глаза и взгляд — сильное средство невербальной коммуникации. Взгляд на кого-либо — это своеобразное приглашение к общению. Взгляд, во-первых, демонстрирует внимание к собеседнику (аудитории) и интерес к теме разговора (выступления), а во-вторых, вызывает желание контакта, взаимодействия, хотя бы в виде внимательного слушания. Отношение собеседника (слушателя) к предмету разговора и к говорящему можно оценить по его желанию или нежеланию вступать в зрительный контакт.

Направление взгляда чрезвычайно важно. Корректным считается лишь взгляд выше пояса. Продолжительный и упорный взгляд у большинства людей вызывает смущение, раздражение и даже злость. К такому взгляду можно прибегнуть только тогда, когда нужно воспротивиться интеллектуальному насилию или, утверждая свое превосходство, морально подавить собеседника (слушателя). Постоянное избегание взгляда собеседника также неприятно, вызывает мысль о скрытности, обмане, дурных намерениях, просто невоспитанности, наконец. Попытка все время отводить глаза или смотреть в пол вызывает подозрение во лжи.

Характер зрительного контакта должен соответствовать ситуации и конкретным интересам вступающих в общение людей. Однако он может зависеть и от национально-культурной принадлежности коммуникантов: так, японцы считают более вежливым, чем взгляд в глаза, взгляд на шею собеседника. Взгляд искоса не очень вежлив. Часто он вызывает впечатление какогото скрытого интереса или, напротив, враждебности. Впечатление враждебности вызывает также взгляд исподлобья.

Опытные ораторы умеют удерживать взгляд слушателя: для этого можно использовать яркую, привлекающую внимание деталь одежды и даже украшение, покачивание или поблсски- ванис которого производит почти гипнотическое впечатление, жестикуляцию, какой-либо предмет в руках — ручку, указку, наглядное пособие.

ГОЛОС

Регистр и тембр голоса также очень важны для восприятия речи. Известно, что низкий голос обычно воспринимается как голос человека авторитетного, начальника. На Западе иногда рекомендуют женщинам, назначенным на руководящие должности, понизить тембр голоса. Известен факт, что Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании, работала над тем, чтобы сделать свой голос более властным, занимаясь с преподавателем из Национального театра, и сумела сделать голос более низким.

Значимость тембра голоса настолько велика, что в наше время нс только в научной литературе, но и в массовых изданиях появляются публикации по этому вопросу. Например, в газете «Метро» от 29 января 2013 г. редакция сочла нужным поместить статью под названием «Люди с низким голосом строят карьеру быстрее», в которой идет речь о том, что у большинства опрошенных студентов низкий женский голос ассоциируется с человеком опытным и доброжелательным, а низкий мужской — с агрессивным.

Высокий голос может раздражать слушателей, а писклявый — создавать впечатление незначительности, «детскости» говорящего. Однако недолгое «повышение» голоса может выделить особо значимую информацию. В то же время можно, обращаясь к наиболее важной информации, понизить голос, чтобы адресату пришлось напрячь слух и внимание.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >