§2. Подход А. Н. Леонтьева к проблеме происхождения психики

Элементарная форма психики

А. Н. Леонтьев начинает свои рассуждения с вопросов: с чего началась психика? Какое из ныне существующих психических явлений может претендовать на роль первоначала, с которого началось развитие психики? Может быть, это было какое-то примитивное ощущение или какая-то эмоция, или это было то, что можно назвать примитивным мышлением, или это было самосознание, или какое-то другое психическое явление, аналога которого нет у современных организмов, обладающих психикой?

Есть две точки зрения в ответе на данные вопросы. Одни считают, что на каком-то этапе развития жизни у определенной группы организмов по неизвестным причинам появились внутренние переживания, которые можно назвать примитивным самосознанием. Организм вдруг стал переживать свои собственные состояния. Например, состояние удовлетворенности, если удалось удовлетворить свою потребность, или состояние угнетенности, если остался без энергии. Саморазвитие этого самосознания и приводило к усложнению психического отражения окружающей действительности, к появлению ощущений, восприятия, эмоций, мышления и т. д. Другие утверждают, что появление психики было связано с усложнением процесса взаимодействия организма и среды. Поэтому, скорее всего, элементарной формой психики было какое-то примитивное ощущение, а не самосознание. Именно такой точки зрения придерживается школа А. Н. Леонтьева.

Из этого предположения А. И. Леонтьевым делается вывод о том, что это ощущение было чисто внешним чувством, что это было чувство без внутреннего содержания, без субъективной стороны. Это предположение по современным представлениям является наиболее слабым и уязвимым местом в его гипотезе. Целесообразнее считать, что любое ощущение должно включать субъективную составляющую, и если взаимодействие не содержит таковой, го это уже не ощущение. Такой точки зрения придерживался в свое время Л. А. Орбели [7]. Он использовал понятие «“чувствительность” ... только в тех случаях, когда мы можем с уверенностью сказать, что раздражение данного рецептора и соответствующих ему высших образований сопровождается возникновением определенного субъективного ощущения...». Другими словами, ощущение обязательным образом должно обеспечиваться особым механизмом, с помощью которого внешнее воздействие «переживается», субъекта виз и руется, с помощью которого организм становится пристрастным к данному раздражителю. Вполне возможно, что постулируемый механизм может существовать и в пределах одной клетки, но, вероятнее всего, он возник именно с возникновением нервной системы. То есть принципиально реализоваться данный механизм можег с помощью именно нервной системы. При этом, если организм обладает нервной системой, не имеющей такого механизма, то у такого организма нет психического отражения. Эти рассуждения вытекают также из представлений о физиологическом механизме ощущений, которые развивает известный отечественный психофизиолог А. М. Иваницкий [8].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >