ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ПСИХИКИ

История развития представлений о происхождении психики

Сложность проблемы происхождения психики привела ряд ученых к утверждению, что решить ее в принципе нельзя. Так, один из основателей естественно-научного направления в психологии, немецкий физиолог Эмиль Дюбуа-Реймон, указал в конце прошлого века на семь неразрешимых для человеческой науки «мировых загадок». В их числе был и вопрос о происхождении психики. А немецкий биолог Эрнст Геккель назвал данную проблему «центральной психологической тайной».

Но, несмотря на это, в истории науки существовало несколько подходов к разрешению проблемы возникновения психики.

«Антропопсихизм»

Одним из ярких представителей антропопсихизма является французский философ Рене Декарт. Основная идея этого направления заключается в утверждении того, что психика возникла вместе с появлением человека. При этом идеалистически настроенные ученые этого направления подразумевают под психикой нечто, данное человеку свыше. Ученые-материалисты считают, что искать причины возникновения этого явления нужно, анализируя процесс выделения человека из животных. Недостатком этого воззрения является вычеркивание всей предыстории человеческой психики. Целесообразнее исходить из предположения, что такое сложное и многогранное явление, как психика, не могло возникнуть на голом месте.

«Панпсихизм» (учение о всеобщей одухотворенности природы)

В рамах этого подхода утверждается, что психика присуща не только живой, но и неживой природе. Такого взгляда придерживался известный немецкий психофизик Густав Фехнер. Последовательно развивает эту точку зрения в своей книге «Феномен человека» французский исследователь и философ Тейяр де Шарден [1]. Он отталкивается от постулата, что психика как определенное свойство материи присуща даже отдельному атому. При этом с усложнением взаимодействий между атомами в материи усложняется и ее психическая составляющая. Утверждается, что именно развитие сложности материи в истории ее развития на нашей планете приводило к усложнению и развитию ее психической составляющей.

«Биопсихизм»

Представители данного направления, например немецкие естествоиспытатель Эрнст Геккель [2] и психолог Вильгельм Вундт [3], утверждают, что психика - это свойство всей живой материи. Другими словами, растения, грибы, бактерии, по их мнению, также обладают психическим отражением.

«Нейропсихизм»

С точки зрения нейропсихизма, психика присуща только организмам, имеющим нервную систему. Таких взглядов придерживались, например, биолог, основатель эволюционного учения Чарльз Дарвин [4] и философ Герберт Спенсер [5]. Данный концептуальный подход пользуется, если так можно сказать, наибольшей популярностью у исследователей. Но этот интуитивный, а потому, в общем-то, здравый взгляд имеет, с точки зрения известного отечественного психолога А. Н. Леонтьева [6], один существенный недостаток, связанный с тем, что допускается связь между возникновением психики и появлением нервной системы. «Его неудовлетворительность заключается в произвольности допущения прямой связи между появлением психики и появлением нервной системы» [5, с. 25]. С точки зрения А. Н. Леонтьева, более вероятно, что функция нервной системы, связанная у многоклеточных животных с материальным обеспечением психического отражения, могла иметь какой-то прототип у одноклеточных живогных организмов. И в самом деле, у одноклеточных животных организмов, к которым традиционно относят, например, амеб и инфузорий, нет обособленной нервной системы. Но анализ внешней активности этих простейших показывает, что их активность по сложности и разнообразию ничем не уступает, а в некоторых аспектах даже превосходит поведение таких многоклеточных организмов, имеющих нервную систему, как, например, кишечнополостные и плоские черви. По-ви- димому, функции нервной системы, связанные с психикой, у простейших выполняют какие-то внутриклеточные структуры. Вероятнее всего, что именно с этих процессов, протекающих в цитоплазме одноклеточного организма, и началась история становления такого удивительного явления, как психическое отражение мира.

Опираясь на подобные рассуждения, А. Н. Леонтьев выдвинул свой концептуальный подход к проблеме происхождения психики, который получил в отечественной психологической школе большое распространение.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >