ГЛАВА V. РЕАЛЬНАЯ ПРАКТИКА СМИ

§ 1. Современная российская журналистика: многообразие форм проявления

Журналистика всегда изоморфна политике и духовной культуре общения, политическим, экономическим процессам в обществе, в котором функционирует. В связи с этим позволим себе сделать несколько замечаний об общих чертах современной журналистики.

Средства массовой информации сегодня характеризуются динамичностью, всеобщностью (универсализмом), всеохватносгью, всепроникновенностью и глобализмом, а также быстротой распространения. В систему массового информационного обмена включены в качестве основных субъектов различные слои и группы общества, структуры, институты власти, коллективы, издатели, СМИ, корреспонденты, рекламисты, аудитория.

Основное предназначение журналистики — удовлетворение потребностей в оперативной, актуальной информации, необходимой для оптимизации развития общества и регулирования общественно-политических отношений, адекватной реакции в изменяющемся мире и регулирование политической, духовной, социальной жизни.

Специфика журналистики заключается в том, что объекты ее отражения многообразны и практически не знают границ. Объект воздействия — все процессы и уровни социальной организации, вплоть до метаинформационных. Сферой влияния журналистики является сознание, поведение людей, групп, личности, мировоззрение, мировосприятие.

Журнализм эпохи глобального информационного поля, как пишет JI. Г. Свитич, становится все более универсальным, всепроникающим, ценностно разностильным (холономным), суперактивным, интерактивным и саморегулирующим, синтезным и дуальным, совмещающим разные тенденции (шаблонизацию и креатизм, массовизацию и индивидуализацию, массбульваризацию).

Журнализм приобретает фантастическую изобретательность в поиске форм общения, адекватных новым условиям; делает рывок вперед в области коммуникационных технологий, формируя новые коммуникационные отношения; он может быть виртуальным и проявляться в теле-сетевых «фантомных» формах представления информации. Современное журналистское произведение способно совмещать в себе текст, графику, цвет, динамические изображения; выступать средством суперактивности и предъявляться в режиме интерактивности. Эти качества приобретает российская журналистика, включенная в мировое информационное пространство.

Как было отмечено ранее, российский информационный рынок является сегодня самым динамичным в мире: он богат по ассортименту, многообразен по содержанию, имеет перспективы развития. Наиболее динамичные сегменты рынка — это корпоративная пресса, в которую ежегодно вкладывается до 1 млрд, долларов, и журналы, в основном глянцевые. В России развиты три сектора телевидения: государственные общероссийские каналы, негосударственные и региональные телевизионные станции-вещатели. Отечественный телезритель может смотреть каналы Би-Би-Си, французской ТВ-5, общеевропейские каналы — «Евроспорт» и «Евроньюс».

В рыночных условиях журналистский продукт приобретает свойства товара. Журналисты осваивают новые методы постижения действительности и новые формы презентации информации на разных носителях. В развитии информационных технологий наметился явный прорыв, связанный с активным распространением новых способов передачи сведений.

В недрах российской журналистики вызревают разные модели изданий, поскольку вместе со старой эпохой уходит в прошлое традиционализм и нормативная поэтика. Современные СМИ приобретают свойства мультимедийное™, наступает эпоха индивидуальных стилей, в которых просматриваются признаки интертекстуальности и постмодернистской игры. Особенно это характерно для прессы мегаполисов.

Нынешняя журналистика овладевает современными языками социальной коммуникации — естественным разговорным, жаргонами, сленгами, оперирует новой символикой. Для нее характерны стилевой плюрализм, широкое цитирование, коллажность, ирония, образность, афористичность.

Концентрация и монополизация — две ведущие тенденции, определяющие структуру рынка и содержание информационного продукта. Только в Москве функционирует более 20 издательских домов и холдингов. Информационный продукт делается по заказу «хозяев», отвечает заданным, запрограммированным характеристикам, поэтому аудитория получает не всегда качественную информацию, основанную не на достоверных фактах.

Нередко новые издатели, оперируя лишь экономическими категориями, забывают, что концепция маркетинга ориентирована на специфического потребителя — разноликую и изменчивую в информационных предпочтениях аудиторию, а товар — газета, включенная на правах важнейшего элемента в комплекс маркетинга, по-особому «потребляется» читателем. Здесь уместно замечание В. В. Тулупова: все большую популярность должна завоевывать концепция социально-этического маркетинга, ориентированного на установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Вместе с тем практика показывает, что журналистику часто подменяют прямой пропагандой, политическим заказом, рекламой. При этом забывается миссия журналистики — служение обществу, а не лоббирование интересов отдельных финансовых, политических групп, бизнес-структур.

Культурологические процессы, в которые включена и журналистика, характеризуются такими факторами, как темпораль- ность, многослойность и разномерносгь. В этом смысле можно говорить о двух образах российской журналистики — столичном и провинциальном. Столичная пресса изготавливается по новым технологиям и выглядит богато и нарядно. Провинциальная пресса — это в основном газеты малых городов и поселков, которые зачастую умеют убогий вид и бедны по содержанию, поскольку отражают лишь официальную жизнь представителей местной администрации.

Журналистика имеет ряд направлений. Усиливается роль новостной журналистики. Новости делаются сегодня на принципиально новой технологической основе. Сама идея точности и объективности новостей часто обесценивается современным постмодернизмом. Презумпция относительности всякого знания порождает в современной журналистике ситуацию смещения экзистенциального и социального уровней и вызывает познавательные ограничения[1], что позволяет журналистам манипулировать сознанием аудитории. Современная журналистика нередко демонстрирует аморальные стратегии, играя с читателем и зрителем в информативность, коммуникативную подлинность, на самом деле создавая искусственную реальность, искажая картину жизни во имя «заказа».

Еще одним важным для общества направлением являются журналистские расследования, когда в поле зрения аудитории попадают резонансные события. Материалы расследования представляются не только в печатной прессе, но и в электронной, где нередко реконструируются события, связанные с преступлениями, — «Дорожный патруль», «Чрезвычайное происшествие», «Человек и закон», «Криминальная Россия», «Совершенно секретно», «Чистосердечное признание», «Особая папка» (ТВЦ), «Спецрасследование», «Независимое расследование» (НТВ), «Запретная зона» (ТНТ). Участие свидетелей, инсценировки и показ хроникальных документов в таких передачах нередко создают ощущение реального времени.

Ведущим направлением журналистики становится ее развлекательное крыло. Инфотейнмент — термин, определяющий основной принцип такой журналистики: «информируя, развлекай». В качестве развлечений предлагаются не только ток-шоу и музыкальные программы, но и экстремальные сюжеты и целые телепередачи, построенные на желании журналистов наэлектризовать аудиторию.

Хочется верить, что в ближайшей перспективе заказная журналистика предъявит свою исчерпанность. Противовесом ей может стать новый журнализм. Новый журнализм как реальный инструмент познания действительности опирается на документальную, фактографичную основу, адекватно отражает «историю современности»[2].

  • [1] См.: Поелуева Л. А. Фактуализм — современная методология // СМИ всовременном мире / под ред. В И. Конькова. СПб., 2005. С. 52.
  • [2] См.: Мисонжников Б. Я. Ницшианские идеологемы в системе новогожурнализм // Проблема «другого голоса» в языке, литературе и культуре:матер. IV Междунар. конф. 27-29 марта 2003 г. СПб., 2003. С. 250.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >