КОНВЕРГЕНЦИЯ КАК ТРЕНД РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РАДИО

Президент факультета журналистики МГУ Я. Н. Засурский в одном из своих выступлений[1], на наш взгляд, совершенно справедливо, назвал средством массовой информации номер один в XXI веке радио. Аргументировал уважаемый эксперт это легко- достунностью, прагматической утилитарностью и всепроникающими возможностями данного канала распространения информации, а также простотой создания в условиях развития технологий «цифровой верстки» и дешевизной производства основных его продуктов.

Не случаен и тот фа кг, что благодаря Глобальной сети пользователь сегодня имеет возможность практически в любой точке мира слушать любимую радиостанцию или выбирать из всего их многообразия именно те, что соответствуют его информационным или музыкальным (что также очень важно для данного СМИ) интересам. Предвидя возражение тех, кго отдает предпочтение сетевым СМИ или нишевым каналам телевидения, транслируемым при посредстве Интернета, ответим, что у них нет столь важных для многих представителей радиоаудитории качеств, как фоновое сопровождение любого вида деятельности (к примеру, вождения автомобиля или какой-либо монотонной рабогы) и супероперативность. Но в данной статье мы в первую очередь остановимся на конвергентных возможностях эфирных региональных радиостанций, поскольку доля их реальной и потенциальной аудитории пока все же несравнимо большая, нежели у тех, что вещают, скажем так, на нредставигелей глобального радиосообщества. Вместе с тем парадокс заключается в том, что без эффективного использования Интернета как площадки самонрезентации, а с другой стороны - как инструмента организации диалоговых отношений с аудиторией любая радиостанция в целом остается каналом не просто ограниченно востребованным, а иногда и вообще малоконкурентным даже на местном радиорынке.

В связи с этим позволим себе небольшое отступление. Феномен самой популярной на сегодняшний день газеты России «Комсомольская правда», но мнению многих экспертов, основан и на том фате, что ее владельцы очень быстро поняли значение конвергентных возможностей массмедиа. Радио КП сегодня - одно из наиболее ав торитетных среди работающих в жанре «ток-радио». А жур- налисты-печагники издания очень быстро освоили новую специализацию радиокомментаторов и с удовольствием откликаются на приглашение обсудить в эфире пред- или ностисторию своей газетной публикации.

Кстати, автор одного из первых в России учебных пособий по конвергентной журналистике Е. А. Баранова так описала данную тенденцию: «Газетные сайты стали первопроходцами в использовании новых мультимедийных технологий, поиске новых форматов предоставления видео- и аудиоматериалов на сайте, а также новых форм взаимодействия между журналистами из разных отделов и подразделений медиакомпании, создании мобильных версий и освоении новых платформ для распространения контента, словом, всех тех составляющих, с которыми связывают конвергенцию СМИ. И все же почему именно газетные редакции? “Неужели, - спросите вы, - другие СМИ не реализуют идей конвергенции?” Конечно, реализуют. Сегодня, пожалуй, уже невозможно найти средства массовой информации, у которых бы не было собственного интернет-сайта. Можно смотреть многие телеканалы в Интернете и слушать онлайн любимое радио - в прямом эфире или в записи, можно смотреть ТВ на планшеге. Согласно последним исследованиям большинство жителей США предпочитают смотреть ТВ-каналы именно на этом устройстве. На газетных сайтах также, как правило, доступны не только свежий номер и архивные материалы, но и совершенно отличный от печатной версии контент, можно почитать любую газету на различных портативных устройствах»[2]. И далее акцент делается именно на профессионализме тех, кто готов в новых условиях становиться универсалом. Правда, при одном важнейшем факторе-умении создавать качественные тексты. Том самом умении, не обладая которым, невозможно успешно работать в печатном издании. Ведь не секрет, что некоторые радиоведущие не очень-то и в ладах именно с печатным творчеством. Сужу об этом хотя бы но тому факту, что студенты, пройдя практику на радио, зачастую, уверены, что их основное качество как журналиста теперь заключается лишь в искусстве беспрерывного говорения...

Но вернемся к объекту анализа. Итак, современное радиовещание как особый вседоступный канал передачи информации и наиболее дешевый вид медийного бизнеса сегодня активно развивается. Только в Екатеринбурге насчитывается более 20 радиостанций. При этом все они адресованы, но мнению учредителей, той или иной конкретной аудиторной группе. Вместе с гем, как мы выяснили в ходе проведенного совместно с магистрантом УрФУ Татьяной Жинжиной исследования, их целевые аудитории нередко не просто соприкасаются, но и пересекаются. Для примера сначала проанализируем конвергентные возможности одной из самых популярных радиостанций - Rock Arsenal, вещающей в диапазоне 104,5 FM. Это довольно молодая нишевая радиостанция. Впервые вышла в эфир в апреле 2011 года. Сначала здесь транслировалась только музыка, но с 2012 года появились первые «разговорные» и иные программы. В ротацию Rock Arsenal входит исключительно рок-музыка, в основном классическая (от 1950-х до наших дней). Регулярно проводимые социологические исследования показывают, что основная возрастная категория аудитории Rock Arsenal - группа от 27 до 45 лет. На сегодняшний день более 70 % слушателей - мужчины. Среди них очень много бизнесменов, экономически активных людей с уровнем дохода выше среднего. Они реализовали себя в социальном и профессиональном плане, имеют семью и способны ее обеспечить. Для привлечения и удержания этой аудитории Rock Arsenal использует различные конвергентные возможности. Основная - это сайт в Интернете (рис. 1) (http://www.rockarsenal.ru/). Посещаемость данного ресурса на сегодняшний день составляет примерно 600 уникальных пользователей в сутки.

Сайт радиостанции Rock Arsenal

Рис. 1. Сайт радиостанции Rock Arsenal

На базе сайта организованы такие способы обратной связи, как конкурсы с розыгрышами призов (например, билетов на поддерживаемые концерты или фирменной атрибутики с логотипом станции). Условия конкурсов составляются согрудниками радиостанции и обычно включают в себя вопросы о творчестве групп, на концерты которых разыгрываются билеты. На сайте также открыта возможность комментирования (в духе «Гостевой книги»), общения с ведущими эфира посредством электронной почты; регулярно проводятся опросы на знание рок-тематики, а также публикуются подробные текстовые, профессиональные фото- и видеоотчегы с проводимых и поддерживаемых мероприятий, интервью с рок-звездами (как в формате текста, так и в форматах видео и аудио). Кроме того, на сайте постоянно размещаются «рок-н-ролльные» фото слушателей, присланные ими на конкурс. Еще один важный элемент кон- вертенции, используемый радио Rock Arsenal, - онлайн-вещание. Оно есть как на веб-странице станции, так и на просторах Интернета вообще. Контент постоянной новостной передачи Rock Arsenal также регулярно публикуется на сай ге. Эта программа носит название «Рок-Календарь» и представляет собой обзор значимых событий в рок-музыке сегодня и в прошлом (аналог «Эгог день в истории»). На веб-странице станции текст, звучащий в эфире, публикуется в более развернутом виде, намеренно ориентированном на визуальное, а не на аудиальное восприятие. В эфире Rock Arsenal также есть традиционное для многих станций утреннее шоу «Дом Восходящего Солнца». В нем используются такие способы обратной связи с аудиторией, как розыгрыши среди дозвонившихся в студию слушателей. Такой вид обратной связи некоторые исследователи гоже относят к реализации конвергентных возможностей радио, хотя он вполне уже традиционен, если вспомнить традиции «разговорного радио» США 1950-х годов.

Радиостанция имеет техническую возможность использования SMS-сервиса (к примеру, для передачи поздравлений и т. д.). Но эта технология пока не используется намеренно, потому что основные представители целевой аудитории, как отмечалось выше, - люди определенной возрастной категории, которым проще позвонить в эфир по телефону. Кроме официального сайта Rock Arsenal использует такие конвергентные элементы, как формирование трупп в социальных сетях. Контент в них примерно аналогичен тому, что размещается на сай ге. Rock Arsenal представлен в Одноклассниках, на Facebook и Вконтакте (рис. 2).

Отдельное внимание уделяется первым двум социальным сетям, потому что, согласно статистике и социологическим исследованиям, именно их чаще всего посещают основные представители целевой аудитории станции. Хотя в последнее время группа в социальной сети Вконтакте гоже стала довольно популярной.

Страницы радиостанции Rock Arsenal в Вконтакте и Facebook

Рис. 2. Страницы радиостанции Rock Arsenal в Вконтакте и Facebook

Примечательно, что наибольший всплеск посещаемости ipynii станции в социальных сетях был зафиксирован после публикации студийной фотосессии ведущих диджеев утреннего шоу. Кроме всего названного Rock Arsenal активно сотрудничает с теми печатными СМИ, читатели которых, согласно социологическим исследованиям, входят в число слушателей радиостанции (рис. 3, 4). В прессе публикуются как сугубо рекламные макеты, так и текстовые материалы - к примеру, интервью с ведущим эфира Владимиром Назимовым, известным екатеринбургским и российским рок-музыкан- том. В эфир местного телевидения (4-й канал, Студия 41) также выходили интервью с ведущими и программным директором.

Имиджевый рекламный макет в журнале «Деловой Квартал»

Рис. 3. Имиджевый рекламный макет в журнале «Деловой Квартал»

Итак, мы видим, что сотрудники радиостанции Rock Arsenal в полной мере используют самые разнообразные технологические возможности, которые дает журналистам современная конвергентная журналистика.

Еще одна радиостанция, о которой хотелось бы сказать подробнее, - Радио СИ, работающая в диапазоне 103,7 FM. По последним данным социологических исследований, это ведущая станция

Имиджевый рекламный макет в журнале «ГАИ»

Рис. 4. Имиджевый рекламный макет в журнале «ГАИ»

Екатеринбурга. Она работает в формате Adult Contemporary. В эфире Радио СИ звучат золотые хиты 80-х, 90-х годов и наших дней. Основная категория слушателей — взрослые, экономически активные люди в возрасте 24-45 лег с высшим или среднесиециальным образованием и уровнем дохода выше среднего. Радио СИ постоянно проводит социологические исследования музыкальных предпочтений аудитории, уделяя особое внимание музыкальному программированию продукта. Один из ее важнейших конвергентных элементов - веб-сайт (http://www.radioc.ru/) со включенным онлайн- вещанием (рис. 5).

Сайт радиостанции Радио СИ

Рис. 5. Сайт радиостанции Радио СИ

На его страницах размещаются свежие новости, видеорепортажи и видеообращения, фото с мероприятий, фото слушателей. Отличает сайт Радио СИ от веб-страницы, например Rock Arsenal, гораздо большее количество интервью со звездами и именитыми земляками. Их проводят ведущие эфира, а у слушателей, которые но той или иной причине пропустили беседу на радио, есть возможность познакомиться с ними на сайте. Это, на наш взгляд, весьма важный момент. Как, к примеру, и тог, что характеризует работу тех радиостанций, которые выкладывают в полном объеме текстовые расшифровки интервью, прозвучавших в эфире (Эхо Москвы, Радио Свобода). Причем мы подробно на организации их работы не останавливаемся, поскольку в литературе конвергентные возможности данных редакций подробно описаны.

На сайте Радио СИ также регулярно публикуются видеоотчеты с поддерживаемых/спонсируемых ими мероприятий и концертов. Они снимаются профессиональными операторами на телевизионную камеру и впоследствии могут быть запущены в эфире телеканалов, с которыми имеются договорные отношения. Не надо говорить о том, насколько эти исполнители йогом популярны и в радиоэфире.

Сегодня потребители все чаще получают контент через новые высокотехнологичные устройства, зачастую совмещающие в себе сразу несколько функций. Не является исключением и радио. Но возможность сосредоточивать различные цифровые продукты на одном устройстве от крывает и новые горизонты для издателей, трансляторов, рекламодателей и т. д., словом, для всех профессиональных производителей эксклюзивного контента. Но ведь, если не нужно прилагать дополнительных усилий, меняя один гаджет' на другой, потребитель становится более открытым потокам информации или свежим рекламным и иным предложениям. И, как отмечают эксперты, именно сегодня, когда формирует ся новая генерация медийных пользователей, это является хорошим шансом «соединить достижения прогресса с годами завоевывавшейся репутацией массмедиа и предложить аудитории уникальные проекты, к которым захочется возвращаться вновь и вновь. Мы живем в век экспериментов, и удача будет сопутствовать дерзающим»[3].

Исследователи отмечают также тог фаю, что интерактивные возможности, характеризующие современные радиостанции как транслятора программ в Глобальной сет и, имеют «особый прагматический потенциал для вещателей: редакция получает- информацию о реальных запросах аудитории, нриобретаег сведения, необходимые для оперативного моделирования редакционной политики, имеет объективную информацию об аудитории канала ...Благодаря мультимедийным технологиям радио в Интернете во многом нриближаегся но своим характеристикам к телевидению. Так, на страницах сайтов радиостанций в Сети можно найти обширные фотоальбомы и архивы видеофайлов, в том числе и рекламного содержания. Многие станции транслируют в Интернете видеопо- гоки записей из студий, записанных во время ведения эфиров. Посредством гинертекстуальности преодолевается проблема одномо- ментности радиосообщения»[4].

Следовательно, можно сделать вывод, что в этих условиях одним из важнейших качеств радиожурналиста как «универсального специалиста» и вместе с тем «взаимодействующего и общающегося субъекта»[5] является умение оперативно определять лучший формат подачи информационного продукта. Для этого он должен обладать навыками работы не только на радио, но и в других масс- медиа, а также определенными компетенциями. Одним из главных качеств журналиста XXI века многие из опрошенных нами топ- менеджеров СМИ назвали не просто универсализацию, а искусство мыслить и действовать в условиях лимита времени - мультимедийно.

  • [1] Выступление на круглом столе «Медиаобразование: проблемы и путиразвития» 6 февраля 2008 года в рамках всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2007 году. СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды». Москва, факультет журналистики МГУ, 4-6 февраля2008 года (личный архив автора).
  • [2] Баранова Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика : учеб,пособие для бакалавриата и магистратуры. М. : Изд-во «Юрайт», 2014. С. 7.
  • [3] Конвергенция печатных и цифровых СМИ: проблемы и достижения[Элекгронный ресурс]. URL: vvww.planetasmi.ru/blogi/commenls/35805.html?utm_content=buflerb62e6&utm_me

    Звуковая природа радио имеет- много преимуществ, но скоротечность трансляции нередко не оставляла слушателю возможности «остановиться, оглянуться». Конвергентный текст как реализация повседневных практик радиожурналистов позволяет перевести его из сугубо событийного (скоротечного при восприятии) в разряд описательно-информативных и нивелирует разницу с другими массмедиа{{ Подробнее об этом см.: Шестеркина Л. II. Специфика организации работы радиожурналиста в конвергентной редакции // Гуманитарный вектор. 2013.№ 4 (36).

  • [4] Карпенко И. И. Радиовещание в Интернете: теория, типология, специфика журналистской деятельности : дис. ... канд. филол. наук. Белгород, 2009. С. 23.
  • [5] Подробнее об этом см.: Стрельникова Е. А. Интерактивное вещание на региональном радио (на примере Оренбургской области) : дис. ... канд. филол. наук.М. 2007.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >