ГЛАВА 3. МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ - ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МАССМЕДИА

Большие массивы текстов с неоднородной вербально-невербальной информацией, в контексте которых необходимо сегодня рассматривать, к примеру, любое периодическое издание, конечно же, требуют подхода, который мы обозначили ранее как формирование и развитие информационной культуры конкретных массмедиа. Особо актуальной проблемой, на наш взгляд, является при этом организация системы ориентирования читателей в структуре текстов СМИ. Поскольку любые издания «внутренне» представляют собой не что иное, как комплекс двух знаковых систем - вербальной (письменной речи) и невербальной (изобразительной), то и все виды, типы представленной на страницах газет и журналов, а теперь и в Глобальной сеги, информации отличаются друг от друга технологиями производства. И в современных условиях, конечно же, нельзя говорить об эффекгивной журналистской деятельности без учета как конкурентной среды массмедиа, в которой находятся традиционные СМИ, так и возможностей, которые предоставляют им новейшие информационные технологии.

Мультимедийная журналистика, язык разных медиаплатформ, как мы уже отмечали, - закономерный этап развития пракгически всех типов СМИ. Современные люди больше не хотят лишь пассивно взирать на телеэкран. Радиослушателю хочегся высказать свое мнение. Читатель хочег быть не только субъектом восприятия представленной ему кем-то информации, но получить определенный контроль над этим процессом. В связи с чем резко возросло значение Интернета как главного канала доставки различного рода визуальных материалов.

На наш взгляд, перспективы любого массмедиа в условиях развития конвергентной журналистики связаны не просто с «приходом в Сеть» и созданием собственного сайга (чем ограничивается большинство СМИ, особенно региональных). Их обусловливает в первую очередь переход редакций к принципиально иным форматам работы. Многообразие шрифтового наполнения, графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы - все это создает интегрированную информационную среду, в которой пользователь обретает качественно новые возможности.

На основании проведенного исследования мы можем сделать вывод, что грамотное мультимедийное наполнение сайта периодического издания, безусловно, наряду с контентом, представленным в печатном виде, должно быть сегодня основой его функционирования. Распространение большого числа информационных материалов визуального характера, включая видеогаджеты, активизация работы с электронной почтой, материалами форумов и «живых журналов», и даже открытие собственного радиовещания - это не просто находки отдельных газет-новаторов, а четко проявляющаяся тенденция развития интерактивных возможностей традиционных СМИ. Это требует от медиаиользователя, в свою очередь, постоянного расширения его компетенций, а в обществе в целом - формирования и развития основ принципиально иной информационной культуры. Ибо культура чтения и восприятия визуальных источников, культура потребления и интериоризации информации при перманентном развитии новейших технологий ее трансляции кардинально меняются. По крайней мере, у пользователей Интернета, молодежной и даже дегской аудитории, для которых эти изменения естественны. А ведь именно они являются как социально активной частью населения современной России, гак и реальной и потенциальной аудиторией массмедиа.

Интересный опыт сочетания возможностей традиционных печатных СМИ и новых информационных технологий демонстрируют ведущие зарубежные и отечественные периодические издания. Так, веб-версия газеты «Нью-Йорк Таймс» имеег, на наш взгляд, довольно качественно и творчески разработанную мультимедийную

«начинку». Журналистами используются такие традиционные и новаторски переработанные мультимедийные инструменты, как многоцветное, с обилием выделительных элементов шрифтовое наполнение представленных текстов, видео (репортажи, зарисовки, интервью длительностью не более 2-3 минут), слайд-шоу, фоторепортажи (полномасштабное представление наиболее важных событий), инфографика, подкастинг, а также используются фреймы с дополнительным мультимедийным контентом, транслирующим в том числе информацию не только самого СМИ, но и его информационных партнеров.

Из числа технологических новаций последнего времени можно выделить присутствие на данном сайге также сложных, комбинированных мультимедийных инструментов: аудио-слайд-шоу (к примеру, фоторепортаж дополняется интершумом или рассказом автора); видео-слайд-шоу - новости в сочетании с закадровым текстом или представленные в видеоформате со сменяющимися фотографиями с места события; интерактивная инфографика со «всплывающей» справкой или информацией, дополняющей сведения но различным точкам каргинки-схемы.

Британская «Гардиан» при создании больших видеоматериалов привлекает даже съемочную группу из грех человек: корреспондента, телевизионного оператора и продюсера. Эта огноситель- но небольшая команда работает, по мнению экспертов, как целый телеканал, поскольку почти ежедневно выкладывает на сайг видеокомментарии экспертов, видеосюжеты с места событий или важнейших мероприятий, видеоколонки ведущих колумнистов издания и еще много другой оперативно визуализированной информации.

Многие зарубежные издания используют сегодня также так называемое флеш-видео (flash-video) - короткие вставочные видеоматериалы (до 20 секунд), привлекающие внимание к тому или иному «гвоздевому» материалу газеты или журнала, которые также способствуют организации обратной связи с читателями. В рамках заявленной нами темы важен и такой аспект: иногда они даже «вверстываются» в заголовок статьи и эстетически сочетаются с его шрифтовым оформлением. Существен и гот факт, что подобная форма онлайн-видео все более предпочтительна и для рекламодателей, имеющих возможность разместить перед видеоматериалом свой продукт. В целом желанные технологии, безусловно, предпола- гают специальную подготовку или организацию системы переподготовки кадров печатных журналистов и специалистов-дизайнеров.

Онлайн-версии отечественных изданий также активно используют новые информационные технологии. Так, «Комсомольская правда» имеет отработанный на практике раздел «Видео», где активно применяются видеонодкасты, загружаемые в качестве расширенного дополнения к публикациям. Они, в частности, позволяют увеличить информационную составляющую публикации или кратко изложенной новости. Причем газета экспериментирует на этой ниве самым неожиданным образом: здесь происходит слияние радио и видео. «Комсомолка» запустила не только общефедеральный проект собственной радиостудии, но и имеет региональные врезки. В частности, в Екатеринбурге активно работает и пользуется популярностью Радио-КП. В эфире выступают, как правило, звезды шоу-бизнеса, спорта, литературные авторы. Радиоинтервью в московской редакции нередко снимают и на видео. Например, часто на сайте «КП» появляются видеофрагменты из радиоэфира программы «Искренне Ваш», которая транслируется в Москве на FM радио «Комсомольская правда», а для региональных слушателей, благодаря ингернег-вещанию, - по ссылке на сайте. К слову, этот опыт еще раньше начали развивать коллеги с радиостанции Эхо Москвы: их эфирные программы можно отслеживать и на сайге.

Есть и другие примеры подобного мультимедийного обрамления печатного творчества. Хотя, к примеру, «КоммерсантЪ» представляет в этом плане, но мнению экспертов, пример мультимедийного минимализма, поскольку принял стратегию преимущественно print-first (нацеленную на то, чтобы печатное издание было главным производимым продуктом, а ее интернет-версия - лишь дополнением газеты). Но веб-версия газеты также предлагает как традиционный, так и модифицированный вид мультимедийного контента: разнообразный формат фотоиллюстраций, множество инфографической продукции, видео- и аудио-, слайд-шоу, видеокомментарии, видеоонросы и т. д.

Особо отметим и свойственное для подавляющего большинства сайтов современных СМИ многообразие цветового выделения шрифтов и их гарнитурной инвариантности. «Узнаваемый» шрифт издания, представленный и в визуальном наполнении сайта, это своего рода визитная карточка, помогающая как опознать его в многообразии сетевой информации, так и составить благоприятное первое впечатление. Поэтому особо следует отметить и относительно новую тенденцию - представление печатными СМИ гак называемых видеодайджестов отдельных номеров или даже всей совокупности продукции.

А портал газеты «Известия», легкоузнаваемый благодаря имиджу газеты с давними визуальными традициями, долгое время выступал даже своего рода «локомотивом» для новостных сюжетов программы «Вести» канала «Россия24». Онлайновая версия «Известия ТВ» была взаимовыгодна как газетчикам, так и журналистам и продюсерам от носительно нового для аудитории телеканала. Пример этой газеты свидетельствовал и о том, что ярко выраженная шрифтовая индивидуальность издания, знакомого каждому россиянину хотя бы по ее титулу, может быть поставлена на службу новейшим маркегинговым технологиям.

Однако, на наш взгляд, перспективы развития модифицированных онлайн-версий традиционных печатных СМИ, развивающихся на основе своих оффлайновых прототипов, связаны, с одной стороны, с выработ кой и в данной сфере собственной информационной политики, а с другой - с сохранением визуальной индивидуальности, прежде всего имиджевой и шрифтовой. В первом случае новейшие технологии и интерактивные сервисы помогут расширить аудиторию пользователей (прежде всего постоянно привлекая новых пользователей из числа молодежи и людей, живущих в других ра йонах страны или даже мира), во втором - сохранять и развивать традиции издания, одновременно упростив себе задачу формализации и представления как текстового содержания, так и видеоконтента. При этом печатные СМИ могут, к примеру, успешно развиваться и в условиях минимализма медиарациона мобильной связи, также активно внедряющей и развивающей формат вседо- ступности массовой информации. Так, к примеру, еще 16 ноября 2011 года старейший екатеринбургский медиахолдинг «Уральский рабочий» совместно с компанией East Media объявил о выходе нового новостного приложения

В идеале же новейшие информационные технологии, безусловно, расширяют прежде всего оперативные возможности поиска информационных поводов для публикаций. Звонок, сделанный в любое время суток на указанный редакцией номер мобильного телефона, поможет журналистам не пройти мимо интересного факта. А фото яркого, нестандаргного события, сделанное случайным свидетелем с помощью камеры телефона, может украсить даже первую полосу. Непрофессионализм будет компенсирован уникальностью.

Как видим, в условиях перманентного развития информационной культуры общества, обусловленного в первую очередь новейшими технологиями фиксации и трансляции информационных потоков, традиционные печатные СМИ также могут вполне успешно трансформироваться, сохраняя при этом все свойственные им типологические характеристики и преимущества.

Еще одним важным фактором развития традиций периодической печати с учетом достижений в области новейших информационных технологий является гипертекст. Если рассматривать гипертекстуальность как форму организации текстового материала, в котором основные единицы представлены не в линейной последовательности (как пример - любая интернет-информация), следовательно, и читать его можно в любом порядке, образуя все новые и новые «линейные тексты». Минимальными же единицами гипертекста при этом являются гипотекст и ссылка (часто именуемая как гиперссылка). Гинотекст как предельная единица гипертекста обладает простой и легкоузнаваемой текстовой формой и семантической цельностью, единым и неразрывным внутренним содержанием. Он может быть вербальным (например, текст, переданный средствами вербального языка), невербальным (например, музыкальная композиция) либо креолизованным (например, видеофрагмент). Таким образом, особым способом соединения гипотекстов являегся ссылка, которая позволяет- обратиться конкретно к тому или иному гипертексту. А главной функцией ссылок является установление последовательных связей между гипо- текстами.

Поскольку специфической особенностью текстов массовой коммуникации является их семиотический смешанный, или, говоря научным языком, поликодовый, характер, то и в организации гипертекстов принимают участие элементы разных семиотических систем. Причем обычный вербальный текст (в нашем случае - печатных СМИ), как правило, сопровождается невербальными компонентами: графической сегментацией текста и конкретным местом его расположения на странице, шрифтовым и красочным набором, типографскими знаками, цифрами, средствами иконического языка (рисунки, фотографии, таблицы, схемы, ноты и т. д.). Союз вербальных и невербальных средств языка призван раскрыть содержание каждого из них, то есть смысл вербального и иконического контекстов. Эффект от реализации такой «двусмысленности» напрямую зависит от связи между вербальными и невербальными компонентами смысла. А она, как показывает практика, бывает слабой, почти произвольной или, наоборот, сильно выраженной, нерасторжимой.

Здесь необходимо акцентировать также внимание на том, что, в отличие от речи и дискурса, которые «.. .подчинены законам языка как системы и, актуализируя эту систему, “развертываются” линейно, текст нелинеен: во временном, факгическом следовании разных компонентов текста (при их транслировании и соответственно восприятии) их иерархичность по отношению к интенции, как правило, не соблюдается»[1]. Еще в большей степени все вышесказанное относится к гипертекстам.

Именно симбиозные тексты, представленные в СМИ и Глобальной сети, в которых вербальный и зрительные компоненты образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, обеспечивающее его комплексное прагматическое воздействие на адресата, можно с полным основанием отнести к крео- лизованным текстам. Этот фактор нельзя сегодня не учитывать и в газетно-журнальной пракгике, даже местной печати, поскольку для массовой аудитории такие тексты создают особые условия восприятия. Ведь в данном случае включенность невербального компонента приобретает релеван тное значение не только для иллюстрирования, но и в целом для адекватного понимания смысла передаваемого по различным каналам сообщения.

Удобство чтения (не пу гать с удобочитаемостью шрифта) также является одним из важных факторов, влияющих на выбор реципиентом того или иного текста или в целом газеты. Данный параметр особенно важен для гипертекстов. Если, к примеру, каждое второе слово здесь будет подчеркнуто, расцвечено или представлено с помощью каких-либо других выделительных элементов, читатель просто перестанет воспринимать данный текст, переключив внимание на другие. Поэтому чем меньше в тексте ссылок, тем они более эффективны для восприятия. Эксперты отмечают, что идеальным вариантом в данном случае бывает вынесение ссылок в конец публикации, что, впрочем, характерно для многих журнальных и даже объемных газетных публикаций.

И наконец, еще один компонент необходимого взаимосоиряже- ния традиций печатных СМИ и сетевых медиа - внутренняя динамика текстов. Читатель, интериоризировав определенный объем информации, всегда принимает решение - продолжать ли воспринимать данный текст дальше, в полном объеме, или переходить к следующему. Если только формат гипертекста технически позволяет использовать возможность его развития для восприятия, то вряд ли, как свидетельствовал наш опрос, это само но себе будет поводом у потенциального читателя обратиться к нему. То же самое можно сказать о возможности дополнения его, к примеру, анимацией. Традиции и накопленный опыт печатной журналистики свидетельствуют в этом случае о необходимости как соблюдения, так и творческого расширения жанровых, тематических, инфографи- ческих и других границ, а также, безусловно, активного и контекстно допустимого использования средств речевой выразительности.

В завершение данной главы отмет им, что большинство основополагающих изобретений и идей в области гипертекстуального творчества осталось пока, к сожалению, нереализованным или неудачно реализованным на практике в современных браузерах, которые и определяют у пользователей Сети массовое представление о гипертекстах, а также о новых возможностях традиционных средств массовой информации. Но отраден, на наш взгляд, тот факг, что журналисты и издатели понимают: самый эффективный путь развития - это конвергентносгь, а не взаимоисключение возможностей различных массмедиа. Секретарь Союза журналистов РФ, а ныне советник Президента РФ и председатель Совета при Президенте РФ но содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаил Федотов по этому поводу замечал: «Нормально, что у газет появились сайты. Но отказ от бумажной версии мне представляется сомнительным, хотя и экономически оправданным. Но тогда издание теряет- значительную часть своего имиджа и бренда. Когда существует только ингернет-версия, возможны большие репутационные риски»[2].

Таким образом, можно сделать вывод, что навигация в традиционных СМИ и их интернет-версиях не только имеет много общих принципов, но и структурно тесно взаимосвязана с контентом. Кардинальное разделение происходит с учетом технологических возможностей представления аудитории прагматически востребуемой информации. Однако качество шрифтового наполнения почти всегда играет первостепенную роль, поскольку шрифт выступает главным, а зачастую единственным инструментом конкретног о читателя или пользователя для работы с информационными материалами. Задача дизайнера состоит в том, чтобы снабдить навигацию четким и прозрачным визуальным образом, способствующим как оптимальному выполнению данного рода функций, так и реализации задач эстетического характера. Новые же информационные технологии, как мы показали, сегодня являются важнейшим фактором развития не только информационной культуры массмедиа в целом, но и шрифтовой культуры изданий. А о конкретных удачных и не совсем удачных практиках реализации мультимедийных и навигационных возможностей массмедиа поговорим в следующей главе.

  • [1] Адамьящ Т. 3. Коммуникативные механизмы понимания в семиосоцио-психологии // Понимание в коммуникации : материалы всерос. конф. «Понимание в коммуникации». Т. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/pers_about.html?id=261 (дата обращения: 23.01.2014).
  • [2] «Газета» ушла в Интернет // Независимая газета. 2010. 1 аир.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >