ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ДЕФИНИЦИИ И ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

Новые модели информационного взаимодействия с массовой аудиторией в современном обществе предполагают, как мы уже отмечали, включение в число субъектов, наряду с профессиональными журналистами, акгивных пользователей Глобальной сети - блогеров, авторов «живых журналов», популярных у интернет-завсегдатаев комментаторов и т. д. Этому способствует как развитие процессов глобализации и интернационализации, так и перманентное технологическое совершенствование каналов и способов передачи информации. Причем, на наш взгляд, очень важным для исследователей массовой коммуникации является тот факт, что в 2011 году ООН приравняла доступ в Интернет к основным правам человека[1]. И надо признать, что в последнее время, как мы подчеркнули во введении, проблематика совершенствования форм ингеракгивности получила достаточно серьезное методологическое и научно-пракгическое подкрепление.

Но ваг парадокс: чем больше появляется исследований по данной теме, гем сильнее ощущается, как мы убедились в ходе проведенного анализа, крен в сторону сугубо технологического совершенствования процессов деятельности журналистов и других субъектов информационной деятельности. Вам объяснят, к примеру, как найти, красиво «упаковать» информацию, привлечь внимание и передать тот или иной продукт широкой аудитории, но зачастую остаются вне внимания или в числе второстепенных факторы, влияющие на принципы отбора фактов, их ранжирования и посткоммуникационного влияния на сознание массовой аудитории или отдельной личности. В связи с чем предельно актуализируется проблематика формирования и развития профессиональной культуры субъектов информационной деятельности. Причем сразу отметим, что мы акцентируем внимание только на тех, кто профессионально занимается данного рода деятельностью.

Но прежде дадим определение предельно актуализированному новейшей практикой понятию «информационная культура». Ведь, как свидетельствуют аналитики, «современные концепции информационного общества отражают не наступление качественно новых общественных отношений, а деградацию существующих социальных достижений второй половины XX века. Действующие социальные институты, их лидеры не могут справиться с кризисами, вызванными ростом производительности труда на новом этапе НТР, включающем качественное развитие и информационно-коммуникационные технологии, позволяющем социально освоить технологические достижения (хотя бы с позиций международно признанных прав и ценностей), которые вызвали стремительный рост населения и уровня потребления, но никак не способствовали положительному решению вопросов о смыслах деятельности (курсив мой. - Е. О.) личностей, обществ, государств и мирового сообщества в целом»[2].

Системная массово-коммуникационная деятельность в условиях бесконечно расширяющегося, благодаря Интернету, спугнико- вого телевидения, мобильной связи, информационного пространства также, безусловно, приобрела ряд качественно новых свойств, в том числе не только технологического, но и социального характера. В связи с чем потребовалось уточнение широко распространенного сегодня понятия информационной культуры. Не вступая в дискуссии но этому поводу, отметим, что мы ее определяем как актуализированное социальной практикой «пространство», включающее различные значения, культурные коды, способы, новейшие технологии их производства и воспроизводства, передачи и хранения, а также тексты и иные формы материализации информациикак правило, непосредственно связанные с масс-медиа11'.

Но в контексте заявленной в данном учебном пособии проблематики возникает вопрос и о том, что культура в целом (или, как иногда выражаются культурологи, большая культура, Культура с большой буквы) всегда имеет как минимум две формы проявления: непосредственно через людей, социальные группы, и через созданные ими артефакты. Можно ли в полной мере отнести эти характеристики к информационной культуре, а также к ее «творцам», субъектам информационной деятельности? Безусловно. Но с одной оговоркой. Новизна ситуации сегодняшнего дня заключается в том, что влияние на развитие, применительно к продуктам современной массово-коммуникационной деятельности, имеют, как мы отметили выше, и непрофессионалы. В самих же массмедиа трудятся представители, можно сказать, уже не только различных специализаций, но и профессиональных труни. В сфере журналистики, к примеру, без ярко выраженных способностей к тому или иному узкоспециализированному виду деятельности, особой подготовки, опыта и других подобных качеств очень трудно полноценно реализоваться. В процессе развития тенденции универсализации нашей профессии очень быстро выяснилось, что на практике далеко не всегда человек может в равной степени быть лидером в управленческой, менеджерской и творческой деятельности, мастером в сфере верстки, веб-дизайна, фотографии и т. д. Даже мастерство журналиста, профессионально работающего в том или ином жанре, далеко не всегда позволяет ему без труда заходить на творческие территории сопредельных жанров или тематик. Это, в частности, привело к тому, что под эгидой региональных организаций Союза журналистов все чаще создаются и активно работают гильдии репортеров, очеркистов, журналистов-расследователей, спортивных [3]

журналистов и т. д. То есть на формирование и развитие информационной культуры осуществляется прямое влияние - через труппы людей, которые с помощью формальных или неформальных показателей можно огнести к профессиональным. Косвенное же влияние оказывается через созданные ими ар тефакты, которые входят составным элементом в некий образ уже сутубо профессиональной культуры и репрезентируют ее в том числе и в сознании широких масс людей как культуру в целом.

По поводу понятия «профессиональная культура» в среде исследователей также нередко возникают споры, поскольку есть точка зрения, что его включает в себя более расширительное - «корпоративная культура». Но медийная (в первую очередь пиаровская, откровенно пропагандистская, нолиттехнологическая и рекламная) практика Новейшего времени все больше убеждает, что в данной сфере отстаивание интересов прежде всего корпорации или какой- то труппы людей, а не аудитории, которой адресуются тексты, не позволяет ставить знак равенства между этими терминами. В данном случае мы разделяем точку зрения исследователей уральской школы журналистики. Ведь профессиональная культура в деонтоло- гическом ее проявлении - это прежде всего процесс осознания человеком дарованного ему таланта, постоянное развитие способностей к тому или иному, или сопряженному с ним, виду медийной деятельности, а также активное усвоение и реализация в повседневной работе профессиональных норм, стандартов, сложившихся практик, в том числе и мировоззренческого, морально- этического характера. В конечном итоге все это, преломляясь через субъективный мир личности, влияет на состояние не только конкретного информационного, но и того или иного социального пространства'1. [4]

Дуализм (двойственность) ситуации заключается в следующем. С одной стороны, перманентно развиваются технологии сбора, обработки, хранения, передачи информации, а также в геометрической прогрессии растет число тех, кто умеет манипулировать различными информационными потоками (включая бытовой уровень). С другой - у общества все больше возникает вопросов по поводу того, что в Глобальной сети прежде всего, а также в различных видах медиапродукции качество транслируемой информации далеко не всегда сочетается с количественными параметрами. Проще говоря, в ее потоках зачастую превалируют репостинги одних и тех же фактов, сообщения манипулятивного характера, а также все го, что можно охарактеризовать как недостоверную или частично недостоверную информацию. С точки зрения скорости ее передачи, формы изложения и все чаще используемого мультимедийного представления - вопросы отсутствуют. Все остальное, на наш взгляд, можно рассматривать лишь в сопряжении с понятием профессиональной культуры субъектов информационной деятельности, когда инструментальные компоненты, характеризующие представителей той или иной группы (умения, реализованные технологические навыки), с непременносгью сопряжены с ментальными характеристиками (интеллект, знания, мировоззрение, этические принципы).

В рамках теории журналистики при обращении к проблематике формирования и развития профессиональной культуры как отдельной личности, гак и представителей различных медийных социумов, по нашему мнению, правомерно выделять культуру производства массовой информации в качестве структурообразующего фактора, а культуру «трансляции» (распространения) текстов и то, что мы называем культурой «сопровождения» информации, определять как направления структурных изменений (инновационные, традиционные, синтезированные и т. д.). До сих пор, как мы выяснили, данный аспект, особенно в части деятельности представителей медийных профессий Новейшего времени - веб-дизайнеров, медиапланеров, комьюнити-менеджеров, модераторов, SMM- менеджеров и т. д., - системно не анализировался.

Все вышесказанное позволяет нам выделить ряд составляющих, с помощью которых можно описать и охарактеризовать прагматические модели информационного взаимодействия СМИ и аудитории при посредстве представителей различных профессиональных труни медиаспециалистов. Причем важно подчеркнуть, что в новейших исследованиях в структуре профессиональной культуры при этом также выделяются две органически взаимодополняющих друг друга стороны: праксиологическая и ментальная. Праксиологическая «характеризует способ взаимодействия субъекта профессиональной культуры с орудиями, средствами, предметами труда, а также степень его готовности к осуществлению конкретного вида деятельности. ...Ментальная сторона выступает интегральной характерис тикой состояния коллективного и индивидуального сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности»[5].

Культура производства массовой информации сегодня, конечно же, во многом обусловлена фактором перманентного нарастания влияния Интернета и новейших технологий сбора, обработки, передачи и хранения информации. В данном случае субъектами информационной деятельности являются прежде всего журналисты различных специализаций. Но вот парадокс: при традиционном подходе очень трудно выделить и описать аспекты прямого влияния представленных выше системообразующих сторон профессиональной деятельности. Ведь никто не будет спорить, к примеру, что профессиональное сознание редактора или любого другого тои-менеджера СМИ, обеспечивающее целостность и взаимодействие праксиологической и ментальной сторон профессиональной культуры, должно в идеале системно формироваться и в то же время быть описано с точки зрения эффективности деятельности данного субъекта в несколько иных дефинициях, нежели, допустим, рядового корреспондента или даже стажера. Хотя итоговый продукт - номер газеты, журнала, выпуск теленовостей или сегевого издания - в конечном итоге будет оцениваться аудиторией по совокупности всех без исключения актуальных для нее характеристик.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования но направлению подготовки 42.03.02 - Журналистика[6], утвержденном приказом Министерства высшего образования и науки для квалификации (степени) «бакалавр» 7 августа 2014 года, в соответствии с требованиями которого работают сегодня вузы, записано, что одна из важнейших компетенций, которую должен освоить выпускник, - способность «осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности». Но ведь данное требование касается не только новичков медийного цеха. Не надо, наверное, сегодня лишний раз говорить о том, что актуальная проблематика межкультурных коммуникаций, характерная для деятельности в рамках профессиональной культуры, как раз тесно сопряжена с тем, что определяет' смыслы свободы и социальной ответственности журналистов-нракгиков, как, впрочем, и всех других субъектов информационной деятельности. Ведь для подлинного раскрытия всех культурных смыслов и ценностей необходим именно диалог, взаимодействие с различными культурами. И чем больше люди, благодаря массмедиа, открыты к этому диалогу, тем полнее выразится та или иная конкрегная культура в процессе не только повседневной иракгики, но и мировой истории.

Хотя именно по поводу подготовки и переподготовки журналистских кадров в профессиональном сообществе развернулась широкая дискуссия. Как известно, в 2016 году в России могут появиться обязательные профессиональные стандарты для рабогников различных областей. Согласно поправкам к Трудовому кодексу, разработанным в Госдуме РФ, при приеме сотрудников на работу наниматель будет обязан оценивать претендентов по уровню образования, стажу работы и навыкам, определенным профстандартом. Эго касается в том числе и работников массмедиа. Так, в уже зарегистрированных в Минюсте профсгандартах работников СМИ, согласно информации, опубликованной в газете «Известия»[7], говорится о том, что репортер не может работать но этой профессии, не имея высшего образования, а редактор, работающий над содержанием публикаций, должен иметь степень бакалавра в области СМИ.

В свою очередь, ряд известных журналис тов и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выступили с резкой критикой в адрес идеи обязательных профстандартов в СМИ. По мнению заместителя министра Алексея Волина, также представленному в большой подборке материалов газеты «Известия» но данной теме, более объективным фактором подготовки медийных специалистов является рейтинг конкретного вуза. «Рейтингом мы показываем, какие вузы востребованы. С Министерством образования мы по этому рейтингу не взаимодействуем», - сообщил он в интервью[8]. При этом уточнил, что рейтинг составлен на основе опроса руководителей ведущих СМИ России. И заключил: «Мы уверены, что не дело государства определять критерии сотрудников для приема на работу в частные компании. Мы также уверены в том, что главный редактор государственного СМИ лучше Минкомсвязи, Минтруда и всех иных ведомств, вместе взятых, знает, кто ему нужен и кто не нужен для работы». Кстати, департамент «Факультет журналистики» УрФУ в данном рейтинге единственный из регионалов занимает седьмое место из ста, сразу же за ведущими столичными вузами.

Вместе с тем, согласившись с мнением представителя министерства, все же считаем нужным еще раз акцентировать внимание на том, что информационная культура общества сегодня в первую очередь определяется совокупной культурой различных субъекгов информационной деятельности. Никакой редактор или чиновник сегодня не сможет остановить или стопроцентно проконтролировать весь объем, поток транслируемой но различным каналам информации. Только сам человек, обладая необходимым уровнем индивидуальной культуры и «информационного слуха», подобного музыкальному, сможет отринуть какофонию смыслов или отдельные фальшивые ноты, возникающие как при создании данного рода продуктов, гак и при их потреблении.

Мы убеждены, что предлагаемая нами далее систематизация, основанная прежде всего на требованиях эффективной деятельности в рамках новейшей медийной практики, предполагает внесение изменений (уточнений) как в соответствующие документы нормативного характера, гак и в учебные планы подготовки выпускников вузов и программы повышения квалификации журна- листов-практиков. Студентам-бакалаврам это поможет быстрее определиться со специализацией. Не секрет, что даже после ряда производственных практик они с трудом представляют свое медийное будущее, поскольку чаще всего лишь выполняют задания руководителей практики в СМИ или ими «затыкают дыры» в периоды отпусков. Неоднократно также высказывались мнения, что в рамках обучения магистров надо лучших из них готовить к руководящим должностям.

Но вернемся к нашей систематизации. Итак, в новых условиях носителями профессиональной культуры из числа тех, кто включен в систему производства массовой информации, являются прежде всего журналисты различных специализаций. Но, наряду с традиционным делением их по группам, на основании тематических признаков представляемого контента - экономика, политика, спорт, культура и т. д., жанровых - репортеры, обозреватели, колумнисты, очеркисты и т. д., технологических (креолизованные тексты) - фотокорреспонденты, художники, специалисты по созданию инфографики и т. д., сегодня все больше проявляется также тенденция ситуативной реакции на потребности медийного рынка, что приводит к формированию новых специализаций, зачас тую достаточно узких или даже характерных только для нескольких СМИ.

Так, известный медиаэксперт Михаил Вайсберг считает, что развитие современной журналистики, наряду с другими, определяют такие тренды, как «запрос на дайджестирование (поскольку пользователи СМИ не готовы перерабатывать огромный поток информации), способность оперативно и очень субъективно - в красках, эмоциях, деталях, “вкусностях” - рассказать о событии, а также такая компетенция, как прогнозирование развития событий но запросу читателя, умение внятно изложить свое видение того, что может быть дальше»[9]. Особых навыков требует также, например, такое очень востребованное аудиторией постоянных пользователей Глобальной сети направление деятельности, как Data-журналистика - новый жанр, использующий для предоставления информации общественно дос тупные базы данных. Сложность в том, что данный специалист должен быть на «ты» практически со всеми компьютерными ресурсами и программами: Google Docs, Google Charts, Excel, Timetric, ManyEyes, Wordle, многими другими.

Достаточно малоизученной с точки зрения факторов, влияющих на формирование и развитие профессиональной культуры, является сфера менеджмента СМИ. Проведенный нами анализ свидетельствует, что в контексте данной проблематики исследователи чаще всего ограничиваются экономическими, правовыми и сугубо психологическими вопросами организации деятельности. Вместе с гем культура «трансляции» (распространения) текстов, убеждены мы, предполагает наряду с этим и то, что можно выделить и описать как алгоритмы коллективной и индивидуальной профессиональной деятельности. Поскольку мы довольно подробно изложили наше видение данной проблематики в предыдущей книге[10], лишь отметим, что к традиционным руководящим должностям топ-менеджмента - редактор, заместитель редактора, ответственный секретарь, заведующий отделом, продюсер, арт-дирекгор и т. д. - в практике Новейшего времени добавились специалисты таких направлений, как заведующий редакцией (широко распространенный на западе опыт совмещения должностных обязанностей по набору сотрудников и контролю за выполнением ими контрактных обязательств), коучер, креативный директор и т. д.

И наконец, принципиально новый подход нредлатается нами при описании того, что можно отнести к понятию «культура “сопровождения” информаци и». Почему возникла необходимость в такого рода научно-методологическом выделении? Практика свидетельствует: процессы создания и трансляции текстов с помощью умелой верстки, профессионально выполненного дизайна СМИ сегодня невозможно отделить от того, что включает в себя не только традиционное маркетинговое или пиаровское (в рамках саморекламы и продвижения массмедиа) их сопровождение, но и «сейлз-технологическое». Sales Promotion, как известно, это комплекс мероприятий по стимулированию активности продаж продукции, направленный как на покупателя, так и на другие объекты товарооборота. По аналогии с данным термином можно, по нашему мнению, выделить и описать как деятельность но стимулированию всеми способами потребления того или иного медийного продукта (прежде всего с использованием новейших информационных технологий), гак и наличие в редакции специалистов соответствующего уровня квалификации и, что важно, обладающих соответствующими этой, в высшей степени креативной должности инструментальными навыками и мировоззренческими установками.

Некоммерческая организация Center for Sustainable Journalism несколько лет назад сделала прогноз относительно профессий, которые, по ее мнению, должны были в перспективе дополнить профессиональный ландшафт редакции любого СМИ[11]. Как выяснилось, потребовалось не так уж и много времени, чтобы прогностическое стало реальностью. Оптимизатор заголовков, подстраивающий заголовки публикаций иод поисковые системы ради увеличения трафика из поисковиков, сегодня есть во многих ведущих СМИ или по крайней мере эго вменяется в обязанность конкретному работнику группы выпуска. Social Media Reporter/Aggregator - редактор социальных медиа, отвечающий за сбор информации в социальных медиа и проверку фактов, а также Story Scientist - исследователь контента, изучающий массово-коммуникационное поведение и информационные пристрастия пользователей в социальных сетях, тоже наличествуют во многих СМИ. Добавим уже упоминавшегося Data Detective - редактора инфографики; Slideshow Specialist - специалиста по слайд-шоу, отвечающего за визуальный - динамический - ряд; Viral Merne Checker/Viral Video Maker - специалистов но вирусному маркетингу и т. д. Многим рядовым журналистам вменяется в обязанность представлять в разных форматах (прежде всего дискуссионного характера) свое творчество в социальных сетях. Но не редкость, когда специалист по гражданской журналистике поддерживает, чаще всего с помощью редакционного форума, медиакомнании, рассчитанные на вовлечение в обсуждение той или иной проблемы большого числа пользователей и блогеров.

Кстати, и московский исследователь И. В. Стечкин, делая акцент на описании возможностей использования журналистом в повседневной творческой деятельности новых информационнокоммуникационных технологий, отмечает как тенденцию, что конструкция современного медиатекс га, размещенного в Сет и, становится все сложнее. Он на конкретных примерах нракгики доказывает: эффекгивность взаимодействия с аудиторией повышается лишь при условии постоянной эволюции роли журналисга-авгора, находящего все новые и новые ресурсы для выявления поисковой акгивносги пользователей. Ведь, к примеру, уже сегодня типовой текст СМИ, рассчитывающего на внимание «продвинутого» потребителя, должен включать «не только мультимедийные материалы и фрагменты вербального текста, но и интерактивные блоки, которые могут быть проявлены как в виде инструментов реакции аудитории на тот или иной раздражитель в технологически заданных автором рамках (опросы, чарты, голосования и т. п.), так и в форме диалога, например, ветка обсуждения, ссылка на которую (или она сама) традиционно размещает ся под материалом»[12]. А ведь технологии все совершенствуются. Следовательно, убеждены мы, инструментальная составляющая функциональных ролей журналиста в Интернете также должна развиваться в соответствии с потребностями самых взыскательных потребителей контента.

Итак, сделаем выводы. Современное информационное пространство России характеризуется в определенной степени стандартизацией и гомогенизацией (усредненностью, унификацией) медиапродуктов. При этом тексты на медийном рынке нередко представлены в рамках наиболее распространенных форматов СМИ, а также единых требований к формам подачи. К тому же развитие интерактивности, вовлечение в процесс текстотворчества блогеров, авторов «живых журналов», популярных медийных персон сегодня не просто тренд или составляющая модели взаимодействия с аудиторией и социальной технологии, но и способ решения массмедиа задач коммерческого харакгера, что нередко ведет к снижению общего уровня не только отдельных СМИ, но и журналистики в целом. Особенно региональной. В этих условиях креативная среда, творческие составляющие личности, индивидуальные технологии, умения и навыки владения новыми техническими устройствами и программным обеспечением являются важнейшими характеристиками журналиста-профессионала. Все это способствует как успешной его социализации, так и эффективной массово-коммуникационной деятельности субъекта, поскольку профессиональная культура журналиста предполагает анализ и такой ее непременной составляющей, как результативность.

В связи с этим систематизация новейших медийных практик, поиск путей расширения горизонтов «большой» Культуры при посредстве частных ее составляющих является для исследователей не просто делом актуальным, но и перспективным с точки зрения развития информационного общества в целом. А для с тудентов данный анализ-своего рода прогнозирование будущей (или настоящей!) специализации в системной профессиональной деятельности.

  • [1] См.: Смирнов С. ООН причисляет доступ в Интернет к основным правамчеловека // Ведомости. 2011.7 июня.
  • [2] Литвак Н. В. К вопросу о классификации концепций информационноюобщества // Социол. исслед. 2010. № 8. С. 54.
  • [3] Подробнее об этом см.: Олешко Е. В. Журналистика и культура: моделивзаимодействия и реализации в педагогической практике И Профессиональнаякультура журналиста: актуальные проблемы образования : межвуз. сб. ст. и материалов. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2011.
  • [4] Этой проблематике посвящены три межвузовских сборника статей и материалов, подготовленных учеными уральской школы журналистики (Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры. Екатеринбург : Изд-воУрал, ун-та, 2005; Профессиональная культура журналиста как фактор информационной безопасности. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2008; Профессиональная культура журналиста: актуальные проблемы образования. Екатеринбург : Изд-во УрФУ, 2011).
  • [5] Олешко В. Ф. Психология журналистики. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та,2014. С. 128.
  • [6] См.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова : [сайт]. URL:http://www.journ.msu.ru/umo/standard/fgos_vpo_bachelor.php (дата обращения:28.12.2014).
  • [7] См.: Профессиональные стандарты работников СМИ // Известия. 2014.18 дек.
  • [8] См.: Минкомсвязи определило, где готовят лучших журналистов // Там же.
  • [9] Цит. по: Севастюк А. Новое в профессии журналиста [Электронный ресурс]. URL: http://hearts.in.ua/community/blog/73.php (дата обращения: 20.12.2014).
  • [10] См.: Олешко Е. В. Техника и технология СМИ: шрифтовая культура масс-медиа.
  • [11] См.: Оптимальные коммуникации (ОК.) - эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественных связей РГГУ[Электронный ресурс]. URL: http://jarki.ru/wpress/2011/09/25/2668/ (дата обращения: 20.12.2014).
  • [12] Стечкин И. В. Журналист «Вконтакте» с Интернетом. С. 113.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >