ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ КОНВЕРГЕНТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Термин «конвергентная журналистика» за последние годы прочно вошел в лексикон современных исследователей массмедиа. Правда, иногда используются и его аналоги - «мультимедийная журналистика» (М. М. Лукина, С. Л. Васильев), «язык разных медиа- платформ» (В. В. Артюхин, М. А. Сильченко). Но дискуссий поэтому поводу нет, поскольку все сходятся в одном: это новый, закономерный этап развития современных СМИ. В то же время практика свидетельствует о некоторого рода разночтениях. Так, к примеру, говоря о «языке разных медиаплатформ», В. В. Артюхин подразумевает слияние текста, звука, образа. Но, на наш взгляд, термин шире: он показывает, что происходит слияние деятельности самой редакции и целевой аудитории, или, как говорят американцы, «комью- нити». Ведь нынешняя аудитория массмедиа чаще всего не хочет быть лишь пассивным субъектом восприятия представленной кем-то информации, этаким созерцателем медиаконтента.

И именно этим обусловлено перманентное возрастание роли и значения Интернета не только как главного канала доставки различного рода визуальных материалов, что было характерно несколько лет назад, но и как интерактивного помощника в сортировке контента. «Управляемая визуализация» тоже ярко выраженный тренд развития современных массмедиа. К примеру, если еще недавно, как свидетельствуют исследования[1], средний пользователь широкополосных услуг в Западной Европе еженедельно проводил в Интернете 21 час, а телевизор смотрел всего 11 часов в неделю, то год спустя интернет-присутствие увеличилось на 3 часа при нрактически не изменившемся времени просмотра телевизионных программ. Нам представляется, что эта тенденция характерна и для российской аудитории, поскольку интернет-аудитория регионов РФ все больше тяготеет не к пассивному, а, если можно так выразиться, к активному просмотру видеосервисов. В том числе и представляемых периодическими изданиями, которые, включившись в конкурентную борьбу за аудиторию, уже не удовлетворяются только печатными и электронными версиями своих СМИ.

Стало уже обычным делом для медийной практики и то, что на сайте многих радиостанций есть статьи, колонки и фоторепортажи, а на сайге газеты или информационного агентства есть звуковые новости и видеорепортажи. К примеру, телевизионное ток-шоу в Интернете, поддержанное мультимедийными статьями со звуковыми и видеофрагментами, контекстными ссылками, инфографикой, ЗО-анимацией, - это уже не просто фантазии топ-менеджера, борющегося за повышенное внимание аудитории, а реальность, воплощенная рядом отечественных и зарубежных массмедиа.

Но можно и без технологических наворотов заставить аудиторию говорить о тебе. Так, информационное агентство URA.RU в августе 2012 года, в «мертвый» для СМИ сезон, использовав конвергентные возможности своего интернет -телеканала Е2Е4 и все имеющиеся ресурсы для продвижения, включили в информационную повестку дня всей страны и зарубежья мнения по самым актуальным вопросам таких неординарных медиаперсон, как писатели Владимир Войнович и Захар Прилепин[2]. Другой пример: организаторы церемонии вручения престижной в мире кинопремии «Оскар», больше не надеясь исключительно на телевизионную трансляцию, позволили киногурманам при посредстве своего сайта следить за трансляцией церемонии онлайн. Причем просмотр этой трансляции можно было на какое-то время прервать или отложить, отследить только ключевые моменты, оставить комментарий, получить экспресс-ответ, любую справочную информацию и т. д. и г. п.

Два мощных потока - профессиональный и пользовательский - обогащали и дополняли друг друга и во время завершившихся в 2012 году летних Олимпийских игр в Лондоне и в 2014 году - зимних Иф в Сочи. Они, по сути, стали Олимпиадой Twitter, Face- book и других социальных сетей, несмотря на то, что Международный олимпийский комитет накануне Иф в Лондоне ввел довольно жесткие ограничения на блогинг. Это было сделано для всех, кто был там аккредитован. Имелось в виду, что до официального озвучивания результатов, показанных в тех или иных видах спорта, нельзя было их выкладывать в Глобальную сеть. Из этого, правда, мало что вышло. Ведь невозможно было распространить запрет на всех, кто сидел на трибунах, стоял на трассах или поздравлял спортсменов. Снимать, брать интервью, комментировать «впрок» не могли позволить себе и журналисты, особенно местных и видовых но тем или иным дисциплинам СМИ. А в режиме реального времени, ссылаясь на них, могли работать и «федералы».

Поэтому в Сочи таких ограничений уже не было. Хотя можно согласиться с МОК, что изобилие второстепенных факгов, торопливость в компоновке и подаче информации, ее множащаяся дискретность не идут чаще всего на пользу смыслу и не способствуют системному анализу. Но, в отличие от поисковиков типа Google, к которым традиционные СМИ относятся по-разному, все другие массмедиа одинаково дружелюбны к блогерам как к помощникам, расширяющим их возможности.

Можно констатировать, что на наших глазах не только печатные версии газет, «традиционное» радио, но даже и массовое эфирное телевидение в определенной мере сдают позиции перед активно наступающим Интернетом. Не только как наиболее востребованным аудиторией каналом оперативного информирования, но и каналом коммуникации. Скорость, мобильность, мультиме- дийность, универсальность, помноженная, как мы уже отмечали выше, на интерактивность, - вот основные ценности информации в новых реалиях времени.

По данным аналитической компании TNS (ежемесячный мониторинг более 300 проектов сети), к примеру, сайт Вести.Ru за два года исследований продемонстрировал рост ежедневной аудитории на 223 %, став, таким образом, лидером но этому показателю среди 15 наиболее посещаемых сайтов российского сектора Сеги4. Следом шли сайты Rian.ru, KP.ru, Rbk.ru, оставив позади Gismetio, ЖЖ, Яндекс, Вкон гакте[3]. У любого традиционного СМИ прирост аудитории даже на 15-20 % считается неплохим результатом. Здесь же налицо показатель, который свидетельствует не о факте, а о ярко выраженном массмедийном феномене.

Что на практике принесет обществу развитие данной тенденции? И означает ли все это «стирание технологических границ» в способах распространения информации между различными СМИ? На каком уровне и при каких условиях эти границы исчезают? Очевидно, что они могут исчезать как на этапе производства медиасообщений, так и на этапе их приема. По данным известных исследователей данного феномена, ученых Андерса Фагерйор- да и Таньи Сторсула[4], наиболее полно термин «конвергенция» выражается через шесть его интерпретаций. Каждая из этих интерпретаций рассматривает особый аспект и раскрывает сущность через феноменологический анализ понятия.

Конвергенция сетей, как отмечает московский исследователь А. Г. Качкаева[5], предполагает превращение аналогового сигнала в цифровой, делая, таким образом, абсолютно безразличным то, какие данные и какой вид коммуникационного сообщения транслировать. Примером здесь может выступать появление современных цифровых кабельных телевизионных сетей, которые позволяют транслировать не только телевизионную картинку, но и, например, компьютерные данные, предоставляя доступ в Интернет, а также к телефонной цифровой связи.

Конвергенция терминалов предполагает объединение некогда различных устройств в единое мультифункцио- нальное устройство, предназначенное для приема и потребления информации. Понятно, что конвергенция терминалов становится возможной благодаря конвергенции сетей, то есть тому, что цифровой контент может представлять собой любой вид коммуникации.

Компьютер, безусловно, стал таким конвергентным терминалом. Однако к таковым относятся и современные планшетные устройства, и ноутбуки, и многофункциональные телевизионные приставки, позволяющие не только смотреть кабельные каналы по телевизору, но и получать доступ к Интернету на экране телевизора. В том числе это и развивающийся рынок смартфонов, некоторые из которых обладают мощностями (многоядерные процессоры и гигабайты оперативной памяти), сопоставимыми с ноутбуками.

Конвергенция услуг предполагает, что на базе цифровых сетей и терминалов появляются совместные услуги, совершенно различные по своей сути, но предоставляемые одним и тем же, «электронным», способом. Сюда относятся службы коротких сообщений в мобильной телефонии, чаты, блоги и иные виды услуг, а также услуги доступа к электронной почте через телевизор посредством пульта к телевизионной приставке. Распространенная шутка но поводу смены традиционных услуг: звоню через компьютер, в Интернет выхожу через телефон, новости смогрю на планшете, газеты читаю на экране телевизора «Sony».

Можно привнести в данную проблематику и сугубо экономическое наполнение. Ведь конвергенция рынков вытекает напрямую из конвергенции терминалов, сетей и услуг и приводит к тому, что телекоммуникационные компании сегодня активно играют на медиарынке (открывая собственные телеканалы, например). Свидетельство чему мы постоянно находим в новых и новых сделках, в ходе которых компании телекоммуникационного рынка сливаются с компаниями медиарынка (например, слияние концерна Time Warner и интернет-провайдера AOL). Или объявление Google о покупке за 12,5 млрд долларов компании Motorola Mobility (части Motorola, производящей телефоны).

Конвергенция жанров и форм предполагает, что в результате сочленения различных медианлатформ (печатных СМИ с телевизионными на базе интернет-порталов) жанры, ранее свойственные какой-либо одной медианлатформе, проникают и ассимилируются с другими (например, возникли понятия «интернет- колонка» или «медиакригика Интернета»),

Конвергенция регулирования напрямую вытекает из конвергенции рынков, гак как в результате возникновения совместных рынков власти вводят регулирующие процедуры, общие для всех этих больших рынков. «Именно поэтому в нашей стране... мы наблюдали в последние пять лет процесс постепенного сочленения разных министерств (в том числе массовых коммуникаций и связи) в одно большое министерство. А также ряд законопроектов об основах регулирования Интернета. Схожие процессы наблюдались в Евросоюзе, который предложил регулировать отныне не каждый конкретный вид коммуникации отдельно, а горизонтально», - замечает по этому поводу А. Г. Качкаева[6].

Отметим, что специфика мульгимедиаязыка заключается в том, что если для всех других способов коммуникации существует свой специфический язык (изображение, речь, письменный язык), то суть мультимедиаязыка как раз состоит в сочетании различных языков. Как они взаимодействуют? Во-первых, преимущественно методом дополнения: один языковой элемент, к примеру фотолента, дополняет другой - к примеру текст. Во-вторых, методом построения иерархии информации (менее важная информация представлена в другой форме). В-третьих, методом навигации (иная форма информации в мультимедиа упрощает навигацию по информационному пространству).

Интерактивное медиа - эго медиа, которое читатель создает как бы самостоятельно на основе бесчисленного предложенного количества вариантов. В этом состоит принципиальное отличие языка мультимедиа от языка других сред: без вмешательства пользователя информация остается неполной (только пользователь может своими действиями вывести на экран и потребить интегральную версию информации). Если аудиовизуальное изображение в кино и на телевидении представляет собой «картинку-действие», то мультимедийное изображение заставляет пользователя самостоятельно определять свои перемещения и свою логику получения информации. Таким образом, потребитель мультимедийного текста активен, гак как потребление продукта требует от него не только «пассивного усвоения материала», но и разработки логики неких собственных действий, необходимых для получения гой или иной информации.

В этом смысле пользователь мультимедийной информации должен постоянно «учиться учиться» с тем, чтобы иметь возможность пользоваться комплексным интерфейсом, позволяющим ему совершенно разными путями получать информацию. Пользователь должен одновременно понимать, каким образом воспринимать информацию, а также - каким образом осуществлять навигацию в этой информации.

Превращение традиционных СМИ в мультимедийные СМИ на базе Интернета существенно изменило и многие традиционные редакционные процессы. Если еще недавно любая интернет-редакция представляла собой обособленный внутри СМИ отдел, который занимался «переупаковкой» (точнее - простым размещением) традиционного контента в онлайновый контент, то мультимедиатизация содержания потребовала глубокого проникновения принципов создания мультимедиа в собственно редакционный процесс подготовки и трансляции контента.

Сегодня недостаточно просто сделать репортаж, к примеру радиожурналисту, а затем отдать его в интернет-отдел для размещения. Потребовалось понять, что именно, помимо этого репортажа автор считает важным разместить в Интернете с учетом специфики интернет-аудитории, и подготовить такие материалы. А это, в свою очередь, требует от журналистов исполнения новых обязанностей и новых компетенций, а от редакционных гоп-менеджеров - стратег ического, а не ситуационного управления. Динамика развития медиаограсли и современная практика ведущих СМИ, но мнению одного из топ-менеджеров издательского дома «Алта- нресс» Олега Копылова, диктуют даже «необходимость превращения журналистов в транспрофессионалов. Базовые транспрофессиональные компетенции включают в себя сиециализицию в какой- либо области, способности к межнрофессиональной коммуникации и трансдисциплинарному синтезу знаний, ориентацию на сочетание фундаментальных исследований с практическим решением проблем, навыки командной работы, постоянное саморазвитие и самосовершенствование»[7].

Так постепенно появляются мультимедийные, или, как их называют, конвергентные редакции - редакции, в которых содержание по видам СМИ распределяется централизованно и в которых отдельные редакции конкретных видов СМИ не столь автономны, как в обычных холдинговых структурах. Сегодня уже невозможно сказать, какой вид содержания первичен, к примеру, для французской «Монд», отечественной «Комсомольской правды» или екатеринбургской газеты «Вечерний Екатеринбург». Менеджеры последнего издания очень быстро поняли, что в новых условиях, когда «вечерняя» газета в силу многих обстоятельств попадает читателям в руки утром, спасти ситуацию с привлечением аудитории может только новый технологический прорыв. И данное СМИ одним из первых в городе стало транслировать контент и на новейшие источники получения информации через Интернет. К слову, сняв в какой-то мере упреки в свой адрес, что читателями ее являются только люди старшего поколения. Другое дело, что сейчас необходимо изучить, насколько эффекгивен этот способ распространения информации.

Перспекгивы любого массмедиа в условиях развития конвергентной журналистики связаны не просто с «приходом в Сеть» и созданием собственного сайга (чем, например, ограничиваются большинство местных и корпоративных СМИ). Их обусловливает в первую очередь переход редакций к принципиально иным форматам работы. Многообразие шрифтового наполнения, графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы - все это создает интегрированную информационную среду, в которой пользователь обретает качественно новые возможности.

Конвергентные редакции возникают в разных частях мира, в разных но величине и охвату аудитории редакциях и на базе разных СМИ - газег, радио, телевидения. Увеличивается и количество мультимедийных сред для таких СМИ. Теперь это не только Интернет. Такой средой стали мобильные телефоны, особенно в тех странах, сотовые сети которых перешли на более современные стандарты передачи данных, обеспечивающие высокую скорость транслирования цифровой информации. Теперь мультимедийный контент (видео, аудио, фото, комментированное фото, инфографика) стал доступен не только через Интернет, но и через мобильный телефон. Причем процесс интерактивности позволяет представителям аудитории не только получать, но и отправлять в режиме реального времени актуальную, эксклюзивную информацию. Принципы так называемой «народной журналистики» также успешно реализуются на практике многими отечественными и зарубежными СМИ.

Современная тенденция, или тренд, не просто интерактивный контент (контент, который можно «организовывать под себя»), это также размещение на сайтах традиционных СМИ площадок для общения и дискуссионных клубов сотрудников редакции с читателями (блогов), а также постепенное разбавление материалов, подготовленных профессиональными журналистами, гак называемым User generated-контентом, то есть контентом, созданным самими пользователями и присланным в редакцию. Это могут быть фотографии, сделанные с помощью мобильного телефона, любительское видео, личные дневники пользователей (блоги). По сути, мы наблюдаем процесс постепенного стирания грани между «профессиональной журналистикой» и «непрофессиональной журналистикой», что, безусловно, не может не вызывать споры и беспокойство журналистского сообщества.

Так, генеральный директор Международной ассоциации издательских и медиатехнологий (Ifra) Райнер Миттельбах в одном из выступлений в Москве позволил себе сделать предположение о будущем медиатехнологий в издательском бизнесе в перспективе до 2033 года[8]. Возможные сценарии развития медиарынка, по мнению Миттельбаха, включают стирание траней между информацией и рекламой, конкуренцию пользовательского контента с редакционным. Печатные издания все еще будут играть важную роль наряду с цифровыми медиа, однако пальму первенства получат бесплатные печатные издания (30-40 % от общего количества печатных СМИ в мире). В таких условиях печатным СМИ необходимо будет остаться примером первоклассной, аналитической прежде всего, журналистики.

Вместе с тем новейшая медийная практика все больше являет примеров того, как между цифровыми и бумажными проектами создается эффект синергии. В их ряду, к примеру, журнал о путешествиях «AFAR», бумажной версии которого, благодаря нескольким цифровым платформам, лаконично дополняющих бумажный контент, удалось за четыре последних года увеличить тираж с 50 до 250 тысяч экземпляров. Как результат, доходы от размещения рекламы в бумажной версии за 2013-2014 годы удвоились.

Цифровая эпоха принципиально меняет коммуникационную среду, стирая 1рань между видами СМИ. Журналист будет становиться все более универсальным, к контенту будет предъявляться все больше требований, в вузах будущих специалистов будут учить не только оперативно находить, но и системно анализировать огромные объемы информации. Инфографика и реконструкция событий станут такими неотъемлемыми частями материала, как заголовок или подпись. Люди не перестанут стремиться к знаниям, но будут имегь возможность получать эти знания не только через процесс чтения.

Мы считаем, что реализовать все это, как сегодня, так и завтра (впрочем, так было всегда), можно только будучи высокопрофессиональным специалистом. Принципы профессиональной культуры журналистов, впрочем как и других субъектов информационной деятельности, также должны стать вектором развития сферы масс- медиа. Время самоучек и талантливых перебежчиков из других областей деятельности, мало понимающих, а зачастую и просто не принимающих этических кодексов, корпоративных принципов, словом, всего того, что определяет осмысленную, направленную на социальную перспективу деятельность, постепенно уходит. По той прос той причине, что конвергентная журналистика требует от профессионала не только многих умений и оперативности, но и «информационного интеллекта», включенности в профессиональное сообщество и цеховой солидарности. Неслучайно во многих странах Запада, к примеру, профессия журналиста по многим параметрам является «закрытой». Не в силу снобизма или бюрократических издержек, а по причине высочайшей социальной ответственности и сохранения традиций СМИ, ставших своего рода национальными брендами.

Хочется верить, что новейшие принципы конвергентной журналистики и в России будут способствовать развитию профессиональной культуры не только журналистов, но и, в силу технологического развития каналов, все увеличивающегося числа других субъектов информационной деятельности. Об этом пойдет речь во второй главе учебного пособия.

  • [1] См.: Артюхин В. В. Веб 2.0 как источник неконструктивной активностив Интернете [Электронный ресурс]. URL : http://ifets.ieee.org/russian/depository/v 13_i2/htm 1/1 l.htm (дата обращения: 28.12.2014).
  • [2] http://e2-4 tv/f/news/eksklyuziv/2012/08/17/pisatel_voynovich_cherez_uraru_ob-ratilsya_k_putinu_napominay.html (дата обращения: 17.08.2012).
  • [3] TNS Global : [сайт]. URL : http://www.tns-global.ru/rus/data/ratings/index/index.wbp (дата обращения: 11.08.2014).
  • [4] 1) Автор участвовал в работе летней и зимней школ факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, большинство занятий проводили именно этиисследователи. В данном учебном пособии мы далее без специальных ссылокбудем использовать некоторые данные, приведенные ими в ходе занятий, а также представленные слушателям в раздаточном материале.
  • [5] Подробно об этом см.: Журналистика и конвергенция: Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. С. 35-38.
  • [6] " Подробно об этом см.: Журналистика и конвергенция: Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. С. 39.
  • [7] Копылов О. В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции : автореф. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2013.С. 8.
  • [8] См.: О будущем медиатехнологий в издательском бизнесе : отчет // Новости о СМИ : [сайт]. URL: http://news.osmi.ru/2008-02-26/956.htrnl (дата обращения: 13.11.2014).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >