РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Семья как институт воспитания и социализации личности

Семейное воспитание и социализация личности

Воспитательную роль семьи следует рассматривать в контексте трансформационных процессов, происходящих с семьей как социальным институтом последние два века. Исследование воспитательного потенциала семьи можно проводить только в тесной взаимосвязи со всей совокупностью социальных, экономических, демографических и психологических факторов.

Воспитание рассматривается в обществоведении как функция общества и его социальных институтов по передаче накопленной старшими поколениями культуры и усвоению ее младшими поколениями через систему знаний, умений, навыков, норм, способов деятельности[1].

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности.

По сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания. Семья является разновозрастной группой, в которой ребенок приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола. Влияние семьи на ребенка охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную, поведенческую), продолжается практически непрерывно (с рождения и на протяжении всей жизни, в любое время года, суток и т. д.) и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома.

Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может происходить и посредством особенного механизма социального научения, который получил название “викарное научение”.

Викарное научение — процесс усвоения социального опыта за счет наблюдения за поведением других людей.

Привычное и понятное каждому слово “воспитание” происходит от старославянского “питати”, “пасти”[2].

Воспитание — это сознательно организованная, целенаправленная система воздействия на личность. Термин “социализация” в отечественной социологии стал употребляться в последние десятилетия. Понятие социализации является более общим и широким, чем понятие воспитания.

Социализация может протекать как в условиях воспитания, так и в форме стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — приобщение человека к социальной жизни. Человек рождается и в процессе социализации становится личностью. Развиваясь, человек получает статусную позицию и ролевой набор. Благодаря социализации индивид усваивает определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющую ему стать членом определенного общества.

Социализация является адаптационной функцией, благодаря которой люди вступают во взаимоотношения с другими членами общества, социальными группами, организациями и обществом в целом.

Социализация — активный процесс, продолжающийся от рождения человека до его смерти и имеющий несколько стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности. Первыми агентами социализации, как правило, являются родители. Ребенку нужно не только подарить жизнь, но и подготовить его к жизни в обществе.

На стадии детства механизм социализации состоит из имитации и идентификации.

Имитация — стремление ребенка подражать поведению родителей, родственников, сверстников, друзей, знакомых и др. Имитация позволяет усваивать элементы культуры, навыки, традиции, обряды. Культура в ее главных чертах не наследуется генетически, а передается из поколения в поколение через социализацию.

Идентификация — способ усвоения ребенком социальных установок как своих собственных.

По мере развития личности растет число агентов социализации. Последовательно меняются программы и содержание социального воздействия в сторону их усложнения. Кроме социализирующей роли семьи усиливается влияние воспитательных заведений, школы, средств массовой информации.

Особую роль в социализации играют социальные нормы, выступающие моделями должного поведения людей. Нормы, выступая в качестве шаблонов деятельности, являются социальными регуляторами, без которых невозможно сотрудничество людей. Только руководствуясь социальными нормами, человек способен сотрудничать с другими людьми.

Через процессы социализации обеспечивается воспроизводство людских ресурсов общества и задаются их качественные параметры, преемственность поколений.

Семейная социализация должна готовить для общества социально компетентную, зрелую, здоровую личность, овладевшую будущими семейными ролями.

Семейная социализация является первичной и базовой, ее главная цель — формирование социальной ответственности и умения подчинить индивидуальное общему. Семья должна выработать у ребенка потребности социального уровня в образовании, труде, творчестве, а также в браке и семье.

В настоящее время институт семьи вынужден самостоятельно регулировать семейные отношения и нести огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан.

Но, к сожалению, часто и сама семья самоустраняется от процесса воспитания. Многие родители, будучи заняты проблемами выживания, нередко неспособны помочь своим детям. Перед обществом стоит актуальная задача — полноценное включение семьи в воспитание детей, повышение ее ответственности за жизнедеятельность ребенка.

Социализация — важнейший процесс, который формирует не просто личность, но и создает человека в целом. Социализация рассматривается в двух аспектах — во-первых, как вхождение индивида в общество, приобщение к социальной жизни[3]. Важность этого процесса обусловлена тем, что человек рождается только с предпосылками социального существа. А во-вторых, для того, чтобы он развился в полноценную человеческую личность, необходима его социализация, которая включает воспитание как целенаправленную передачу социальных норм и социальных ценностей, неосознанное восприятие (“впитывание”) социальной информации, складывание характера, эмоционального строя и других черт личности под влиянием сформулированных и не сформулированных требований общества.

Врожденные предпосылки: психофизиологическая конституция, задатки интеллекта — получают в этом процессе более или менее полное развитие, причем объем и содержание такого развития в первую очередь определяются возможностями семьи данного ребенка и потребностями общества. Данные элементы следует рассматривать именно в таком порядке. Но в тех случаях, когда семья данного ребенка не может создать ему должных условий для социализации, обусловленных уровнем требований общества, когда она не может обеспечить факторы воспитания, адекватные природным задаткам именно этого ребенка, со всеми его сильными и слабыми сторонами, когда, наконец, у ребенка нет семьи и он воспитывается в стационарном учреждении, мы говорим о неадекватной социализации.

Такая деятельность, специально именуемая иногда первичной социализацией, является основной функцией семьи как социального института[4], независимо от ее типа и уровня развития общества. В семье ребенок усваивает язык, эмоциональный строй, основные ценностные нормы и содержательные представления данного общества. Впоследствии значительная часть его семейных взаимоотношений будет строиться на основе того фундамента, который сформировался в результате его семейного опыта или опыта квазисемьи в виде детского дома, интернатного учреждения и т. д.

Однако социализирующая роль семьи ограничена, в первую очередь, тем, что функцию социализации с семьей разделяют другие институты, в особенности институты образования. Поскольку среднее образование в большинстве обществ является обязательным, школа этого уровня представляет собой непременную ступень и элемент социализирующего процесса, которая не только доставляет детям определенный набор знаний, но также прививает соответствующие возрасту социальные навыки и поведенческие нормы.

Семья, кроме того, ограничена в своих социализирующих воздействиях также и во времени. В одной из своих центральных работ Т. Парсонс (в соавторстве с Р. Бейлсом)[5] показал, что взрослеющий подросток нуждается в специальном институте, опосредствующем его отрыв от теплого семейного мира и приспособление к жесткому миру взрослых. В качестве такого института они рассматривали подростковые группировки, членство в которых позволяет вытеснить авторитет родителей и заменить его авторитетом сверстников, непосредственного социального окружения. На основе усвоения этих групповых социальных ролей происходит, согласно представлениям американских авторов, переход к статусу самостоятельного взрослого человека.

Современная наука, прежде всего отрасли социального знания, накопила достаточный объем знаний о проблемах адекватной и неадекватной социализации детей, о специфике личности детей, воспитывающихся в интернатных детских учреждениях, о воздействии феминизированной воспитательно-образовательной среды на формирование подрастающего поколения.

Кроме усвоения социальных знаний индивид приобретает в обществе определенное место, то есть известный статус и социальную роль. Второе значение социализации предусматривает именно это целенаправленное и сознательное действие, которое индивид производит на протяжении всей своей жизни, а не только в детстве. Адаптационные механизмы социализации позволяют индивидам вступать во взаимоотношения с другими членами общества, социальными группами, институтами, организациями и обществом в целом, реализовывать свои способности в достижении индивидуальных целей и в конечном счете — целей всего общества. В этом контексте процессы социализации учитывались и изучались преимущественно на материале школьных и трудовых коллективов, на материале профессионального становления. Это рассмотрение включает в себя процессы познания окружающей действительности и самопознания, принятие новых ролей и статусов, вступление индивида в новые для него группы, овладение новыми навыками и формирование новых ценностных ориентаций и установок.

Помимо этого социализация обеспечивает усвоение культуры и преемственность развития общества. В соответствии с таким подходом социализация происходит на протяжении всей жизни человека, включая в себя усвоение, воспроизводство и развитие социальных норм и культурных ценностей.

Социокультурный смысл этого явления предусматривает понимание не только того, что усваивают индивиды, но также и того, как это усваивается. Виды социализации и ее институты культурно и социально специфичны. Поэтому Н. Смелзер рассматривает социализацию как .способы формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям”[6], подчеркивая субъектную роль индивида в этом процессе.

Процесс социализации включает адаптацию как свой первоначальный элемент, однако помимо приспособления, заключающегося в принятии норм внешней среды, в него входит еще такой элемент, как интернализация (или интериоризация) усвоенных понятий, норм и ценностей, то есть включение их во внутренний мир личности, их присвоение. Это механизм социальнопсихологический, основанный на непосредственной привлекательности для личности каких-то внешних условий, духовных ценностей, конкретных людей, на личной заинтересованности в приобретении знаний, ценностей, общения с людьми[7].

Отталкиваясь от такой трактовки, можно сделать вывод, что для минимально приемлемого функционирования в определенной социальной среде индивиду нужна адаптация к ней. Но, совершая адаптацию, индивид не всегда осуществляет социализацию по отношению к этой среде, довольствуясь иногда только внешним приспособлением к обстоятельствам. Таким образом, социализированный человек — это всегда целостная личность с достаточной степенью субъектности. Целостность обозначает:

  • — наличие потенциала социализации;
  • — способность к формированию социальных качеств;
  • — способность к осуществлению социальной деятельности.

Вместе с тем этой целостностью может не обладать адаптированный индивид, который лишь частично реализует свой потенциал социализации. Иначе говоря, адаптация является необходимым, но не достаточным условием социализации.

Если же рассматривать обобщенные причины, которые лежат в основе социальной дезадаптации как массового явления современности, то они имеют преимущественно социальный характер. В этом аспекте можно говорить о дисфункциональное™ важнейших социальных институтов, определяющих социализацию детей, — семьи и институтов общественного воспитания (главным образом школы). Неудовлетворительное выполнение ими своих обязанностей ведет к масштабной социальной дезадаптации детей и подростков, патологической по своему содержанию, достаточно длительной и устойчивой.

Таким образом, говоря о дезадаптации с точки зрения этого элемента системы, то есть самих детей, мы констатируем, что дети и подростки в силу каких-то неблагоприятных воздействий утратили способность осуществлять нормальные для возраста виды деятельности, устойчиво прибегают к асоциальным или даже антисоциальным формам поведения. Таких детей официально, в научных текстах и нормативных документах, называют дезадаптированными, с ними проводят реабилитационную работу, чтобы восстановить их адаптивные свойства.

С другой стороны, причиной морально не одобряемого поведения и противоправных поступков детей в значительной мере является такая деформация самого общества, при которой обычные детские и подростковые занятия становятся недоступны юным индивидам соответствующего общества. Трансформация собственного поведения, приобретение навыков асоциального и антисоциального поведения: бродяжничества, попрошайничества, проституции, воровства и т. д. — необходимы им для выживания. Таким образом, мы может говорить, что для многих дезадаптированных детей и подростков их объективно асоциальное, неодобряемое или преступное поведение является как раз формой кризисной адаптации к условиям социума с деформированными социально- экономическими и морально-психологическими основами.

Вернемся к вопросу разграничения понятий социализации и воспитания, близких по содержанию, но не тождественных друг другу.

Воспитание — это сознательно организованная, целенаправленная система воздействия на личность.

Как уже было сказано, в дошкольном детстве главными агентами воспитания являются отец и мать, осуществляющие социализирующее влияние на ребенка в ходе повседневной семейной деятельности. Решающими факторами семейного воспитания являются личностные качества матери и отца, уровень их культуры и образования, взгляды, мировоззрение, темперамент, характер и степень подготовленности к родительской роли. Огромную роль играет стиль супружеских и детско-родительских отношений. Образцом поведения для ребенка могут служить только доброжелательные и доверительные отношения между супругами, родителями и детьми.

У всех народов нравственные нормы, правила, моральные идеалы прививаются прежде всего в семье. Первые нравственные кирпичики закладываются в семье в течение пяти лет жизни ребенка. К ним относятся такие общечеловеческие ценности, как честность, справедливость, доброта, верность, великодушие, самоотверженность и т. д.

Эгоистическое поведение человека не является образцом ни в одной этнокультурной общности. Во все исторические времена культура любого народа была призвана преодолевать разрушительные устремления человека, выражающиеся в тенденциях агрессивности, враждебности, соперничестве, злобности, борьбы за власть, ненависти к другим народам. Подобные проявления в конечном счете ведут к общественной анархии, произволу, дезорганизации и всеобщей разобщенности. Аморализм может привести человеческую цивилизацию к гибели. Для общества ценность семейного воспитания безгранична.

Социализация и воспитание в семье связаны с историческим временем и в значительной мере определяются господствующими в данном обществе идеологическими, политическим, нравственными, правовыми, эстетическими и другими воззрениями.

В условиях идейного плюрализма в современной России выходят на первый план гуманистические общечеловеческие ценности. В этом отношении представляет интерес доклад ЮНЕСКО “В новое тысячелетие”, где перечислены актуальные воспитательные задачи интернационального характера: “.. .научить учиться; научить жить; научить жить вместе; научить работать и зарабатывать”.

Современные прогностические исследования, проведенные научными организациями, исследующими семью и вопросы воспитания, показали снижение воспитательного потенциала семьи, связанное объективно с усилением атмосферы антигуманизма в обществе.

Приоритетными вопросами общественной жизни становятся вопросы безопасности: экономической, информационной, экологической, военной, педагогической и др.

Гуманизация развития общества жизненно необходима. Гуманистическая идеология провозглашает такие ценности, как человек, семья, отечество, планета Земля, мир, труд, культура, знания. Основу гуманистического воспитания составляет принцип толерантности — терпимости. Семейное воспитание должно выработать в подрастающем поколении толерантную этическую устойчивость, являющуюся средством приобщения к национальной и мировой культуре.

Актуальной является задача развития поликультурных связей, дружбы народов и интернационального сотрудничества. Толерантность предполагает одинаково уважительное отношение к национальным и общечеловеческим ценностям.

В рамках поликультурного процесса следует рассматривать проблему патриотического воспитания. Существует опасность подмены патриотизма крайностями этнокультурного самоутверждения за счет унижения других народов.

Этнокультурное воспитание связано с передачей семейных национальных традиций, заповедей, запретов, обычаев, нормативных установок, религиозных представлений, ценностных ориентиров, норм поведения и мировоззренческих убеждений.

Этнокультурное воспитание в современном российском обществе должно поставить предел поруганию прошлого нашей Родины. Пора прекратить обливать грязью историю народа. Общество не прощает его поругания. Интеграция усилий общества, семьи, потенциала гуманитарных наук должна обеспечить изучение и бережное постижение прошлого. Только через уважительное отношение к национальным ценностям люди приобщаются к мировой культуре.

Социализация есть усвоение социального опыта, благодаря которому личность развивает свой человеческий потенциал и усваивает культурные ценности.

Процесс социализации исследуется социологами, психологами, педагогами в рамках теории бихевиоризма, разработанной в XX веке Дж. Уотсоном. Согласно бихевиористической парадигме, люди становятся людьми только при взаимодействии с окружающей социальной средой. Человек рождается — личностью становится. Реализация врожденного генетического потенциала индивида полностью зависит от условий социального окружения.

Специалисты выделяют несколько этапов социализации.

Первый — младенчество — от рождения до трехлетнего возраста. Основная форма деятельности — общение. Агентами социализации выступают семья и ближайшие родственники.

Второй — детство — от трех до семи лет. Основная форма деятельности — игра. Наряду с семьей вступают в процесс социализации дошкольные воспитательные учреждения. На этом этапе появляются новые для ребенка агенты социализации: книга, радио, телевидение, кино, театры, компьютерная техника.

Третий этап охватывает период от семи до четырнадцати лет. Меняется основная форма деятельности — появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни и отношений. На смену дошкольным учреждениям приходит институт школы как важнейший фактор социализации. При этом роль семьи не должна ослабевать, а только усиливаться. Этот этап осложняется процессом полового созревания, накладывающим особую сложность в деле воспитания.

Четвертый этап — от 14 до 25 лет. Происходит завершение учебы и переход к профессиональной и трудовой деятельности. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, при этом усиливаются досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание, чаще всего начинается половая жизнь. Снижается воспитательное влияние семьи, резко возрастает роль социальной среды и товарищеского окружения.

В процессе социализации на этом этапе решаются важнейшие жизненные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью и устройством личной жизни.

Личность одновременно является объектом и субъектом — как воспитания, так и социализации. Результаты социализации во многом завися от собственных усилий индивида, степени его внутренней активности, способности к самореализации.

Под влиянием воспитания и социализации происходит становление основных черт личности, связанных с ответственностью, ценностными ориентациями, мировоззренческим и духовным складом, способствующих приобщению индивида к определенному уровню культуры.

В состоянии общественной аномии социализация и воспитание приобретают особое значение для адаптации формирующейся личности к новым историческим условиям. В случае успешной адаптации личность приобретает высокий социальный и профессиональный статус, определяющий высокую самооценку и удовлетворенность профессиональной деятельностью и личным образом жизни.

Безуспешная адаптация чрезвычайно опасна как для отдельного индивида, так и для общества в целом. Дезадаптация приводит к отклоняющемуся поведению, криминализации, маргинализации, в конечном счете, к культурной деградации общества.

Продолжительная дезадаптация детей и подростков ведет за собой их неадекватную социализацию, которая выражается в конфликте с моральными, поведенческими и юридическими нормами общества.

  • [1] См.: Зборовский Г. Е. Общая социология. М., 2004. С. 495.
  • [2] См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. III. СПб.,1996. С. 268.
  • [3] См.: Черняк Е. М. Социализация // Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. Т. 2. М., 1997.
  • [4] См.: Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  • [5] See: Parsons Т., Bales R. Family, Socialization and Interaction Process.Glencoe, 1955.
  • [6] См.: Смелзер Н. Социология. М., 1993. С. 659.
  • [7] См.: Шепелъ В. М. Социально-психологические проблемы воспитания. М., 1987. С. 45.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >