Дискурс профессиональной культуры журналиста

Дискурс профессиональной культуры журналиста, иначе говоря, анализ всего многообразия проблематики и методологических подходов к рассмотрению информационной деятельности в новых условиях, на наш взгляд, позволяет систематизировать большинство из представленных в литературе точек зрения. И ключевым при этом, конечно же, будет понятие культуры. Ведь она не только средство социализации - приобщения человека к социуму, к общественному целому, но и индивидуализации - обретения личностью своего неповторимого «я». Культура превращает социальный опыт поколений в индивидуальный, и наоборот.

Вышеизложенное, на наш взгляд, позволяет зафиксировать становление профессиональной группы (в нашем случае журналистов) не только в качестве творца и субъекта профессиональной культуры, но и субъекта социального действия. Предметом профессиональной культуры журналиста и предметными зонами, повторим, являются становление, динамика и формы, способы, технологии взаимодействия с аудиторией не только его, но и других субъектов массово-коммуникациоиной деятельности, а также учет взаимовлияния в контексте реализации интересов как индивидуумов, так и социальных институтов, организаций, структур, систем. При этом нельзя не брать во внимание и другие составляющие, как то: творческие процессы, поведение личности, тенденции и противоречия изменения современного общества как системы при информационном обмене и взаимодействии данного рода.

В целом же аксиологические основания в рамках дискурса профессиональной культуры журналиста лучше всего представить в их совокупности. Поэтому мы не только остановимся на тех теориях, которые сублимируют современную коммуникационную практику, но и попытаемся обнаружить некий методологический потенциал среди других концептуальных подходов, прежде всего - социологических. Как нам кажется, это очень важно сделать, намечая перспективы исследований данного рода проблематики[1].

Так, С. Г. Коркоиосенко, говоря о некоем пренебрежительном отношении к теоретическому осмыслению фактов объективной реальности (и конкретно - с использованием методов социологии), свойственном зачастую репортерам-практикам, замечал, что «оно в равной мере подстерегает исследователей СМИ, если они позволяют себе отвлечься от сложнейшего социального контекста, в котором, помимо нашей воли, растворена пресса - со всеми предпосылками ее возникновения, содержанием текстов, причинами успеха и провала, эффектами деятельности. За порогом такого пренебрежения развивается явление асоциальности прессы. Журналистика как бы отворачивается от общества, конструирует “вторую” информационную реальность, по субъективным основаниям творит и сокрушает кумиров -т. е. демонстрирует свое непослушание обществу, свою равновеликость ему или господство над ним. Асоциальность получила и другую форму существования - в виде замкнутости прессы на интересах, ценностях, жизненном опыте квазиэлитарной журналистской корпорации»[2].

Анализ аксиологических компонентов современной журналистской практики с использованием методов социологии - весьма перспективный путь получения эмпирических знаний. Но не все молодые ученые знакомы с содержанием и основными направлениями исследований представителей различных научных школ. Позволим себе дать краткое описание основных взаимопересекаю- щихся с медийными компонентами составляющих.

Когда заходит речь о профессиональной культуре журналиста, большинство коллег-практиков, как свидетельствует опыт выступления на различных семинарах, становятся настороженными: «Ну, опять будут говорить о нормах и правилах поведения, об этич- ности-неэтичности поступков...» Причем восприятие нормативности как ведущей доминанты содержания данного термина иногда характерно даже для теоретических разработок[3]. Поэтому вначале обратимся к теоретико-методологическим его характеристикам.

Профессия журналиста была всегда под перекрестным огнем критики, а сегодня в особенности: все - от ведущих политиков до бабушек на скамейках ежедневно находят основания для досужих разговоров о снижении профессионализма журналистов. Нередко эти высказывания справедливы, но чаще всего бьют по воробьям, образно выражаясь, прилетевшим из других видов массовой коммуникации - пропаганды, пиара, рекламы. Но в том-то и дело, что спрятаться за журналистские формы у нас в России очень легко, и это недоказуемо и ненаказуемо. Как ненаказуемым бывает порой неумышленно совершенное противоправное действие. Но нам-то с вами от этого не легче.

Поэтому вначале попытаемся разобраться в хитросплетениях теоретических постулатов ученых, не один год дискутирующих по поводу того, сколько на самом деле осталось журналистики в современной журналистике. Попробуем в ходе анализа найти что-то полезное для практики любого средства массовой информации или лично для конкретного журналиста. Но главное - попытаемся вместе ответить на сакраментальный вопрос: а чем же наше профессиональное сообщество отличается (или должно отличаться) от других? Почему журналистику называют профессией уникальной? Что такое социальный статус нашей профессии? На эти и другие вопросы нельзя ответить, ограничиваясь только анализом практики. Поэтому там, где не обойтись без минимума теоретических знаний, будем приводить выдержки из работ ученых, чьи выводы прямо или косвенно касаются тенденций развития нашего профессионального сообщества. А также акцентируем внимание на научных терминах, суть которых невозможно изложить более доступным языком.

Итак, несколько теоретических постулатов о сути профессиональной культуры журналиста.

Общество все отчетливее осознает дефицит общей культуры. И иначе, как парадоксальной, не назвать ситуацию, когда остаются недостаточно разработанными вопросы формирования и развития современной российской корпоративной культуры в целом и профессиональной культуры журналистов в частности. Это касается методологического описания общего и единичного в ряде внешне сходных, но принципиально различающихся по реализуемым целям творческих профессий (назовем хотя бы журналиста и пи- армена). Например, нельзя разграничивать журналистику и другие творческие профессии или профессии, имеющие ярко выраженный общественно-политический характер, преимущественно по «технологическим», правовым, этическим аспектам, как чаще всего бывает в литературе о журналистике.

Журналистика неотделима от политической, экономической жизни общества, неразрывно связана с развитием его культуры в целом. Культура принадлежит не только миру Вечности, но и земному, временному миру. Она двойственна, точнее, двумерна: с одной стороны, культура - мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей, средство социализации; с другой стороны - качественная характеристика («способ», «всеобщая технология») живой человеческой деятельности.

Основой возникновения и становления профессиональной культуры выступает органическое взаимодействие профессии и профессиональной культуры. И в обыденном и в научном сознании понятие «профессия» отражается зачастую неоднозначно. Традиционно выделяется три группы определений этого понятия:

  • - профессия как совокупность знаний и трудовых навыков, принадлежащих конкретному человеку;
  • - профессия как род трудовой деятельности, служащий основным источником доходов;
  • - профессия как совокупность людей, занятых тем или иным видом труда.

Но при таком подходе к феномену профессиональной культуры журналиста обнаруживается разрыв между содержанием данных определений и требованиями к понятиям категориального ряда (например, «большой» культуры). Поэтому мы считаем, что более плодотворен в методологическом смысле подход, при котором профессия рассматривается как «социально-технологический механизм, который создан обществом для обеспечения своих материальных и духовных потребностей (путем локализации его в определенном виде профессиональной деятельности) и предназначен для производства определенного продукта»[4]. В этом смысле профессия противопоставляется профессиональной группе.

При этом в структуре профессиональной культуры можно выделить две органически взаимодополняющих друг друга стороны: праксиологическую и ментальную.

Праксиологическая сторона (от греч. praxis - действие) характеризует способ взаимодействия субъекта профессиональной культуры с орудиями, средствами и предметами труда, а также степень его готовности к осуществлению конкретного вида деятельности. На этом зачастую сегодня и делается акцент при обучении в краткосрочных школах журналистики, а также на различного рода курсах, действующих в ряде регионов России при телекомпаниях и редакциях газет. В рамках праксиологического похода выделяются такие элементы, как профессиональные знания, навыки и умения, в том числе стиль профессионального мышления, т. е. алгоритмы коллективной и индивидуальной профессиональной деятельности.

Ментальная сторона выступает интегральной характеристикой состояния коллективного и индивидуального сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности. Здесь содержание понятий более сложное для понимания, систематизации и описания. Профессиональное сознание есть такой вид отражения действительности, в котором аккумулируется вся совокупность алгоритмов, норм, ценностей и языка, свойственных обособившемуся виду профессиональной деятельности. Профессиональное сознание обеспечивает целостность и взаимодействие праксиологической и ментальной сторон профессиональной культуры.

Культура отдельной личности, социума, общества в целом существует чаще всего как бы «в разрыве», в напряжении - между сущим и должным. Поскольку профессиональная культура -

это действия или технологии в сфере «большой» культуры, то они, несомненно, не только взаимосвязаны с ней, но и определяются уровнем, характером ее развития. Ведь профессиональная культура также в широком смысле есть «во-первых, некий способ (движение) установления порядка в ментальном мире человека и в мире его деятельности, восходящий к некоему Абсолюту, основанному на господствующей в данном обществ идеологии; во-вторых, совокупность особенностей, проявляющихся и передающихся через конкретные факты и события, и формирующих особую оптику взгляда на мир через призму данного рода деятельности»[5]. В данном контексте в качестве «особого взгляда» можно рассматривать саморефлексию, постоянное использование журналистами в творчестве примеров из собственной жизни или жизни близких, или, допустим, профессиональный цинизм, который порой возникает у некоторых из них от ощущения некоей «причастности», всезнания и т. д.

Здесь необходимо ввести понятие концептов, т. е. культурных полей - наиболее общих, фундаментальных образов, через которые конструируются все остальные. В концепт входит то, что определяет значение и смысл понятия, и то, что делает его фактом культуры: этимология, история, сопутствующие социальные оценки и т. д. Определенную роль, несомненно, играет в этих процессах и журналистика. Ведь концепт переживается иногда и с привлечением «оперативного» материала: это целостный «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, интенций, воспоминаний.

Концепты - это нечто вроде «материализовавшихся» проявлений архетипов, по К. Юнгу, врожденных формальных образцов поведения. В психике человека, как считал ученый, отражены пласты животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального происхождения, и они - движущие силы развития субъекта.

Итак, культура не существует как вневременная, абсолютная идея или только как комплект материальных предметов или технологий. Профессиональная культура в целом и профессиональная культура журналиста в частности - квинтэссенция концептов и интеллектуальных практик специфического свойства, но вместе с тем она трансформирует, перестраивает, координирует силовые линии ментального пространства отдельных социумов, а иногда и всего общества, задавая не только содержательные характеристики, но и ценностные ориентации.

  • [1] Отметим, что тема «Аксиология журналистики информационной эпохи»активно разрабатывается исследователями Санкт-Петербургского университета,в частности В. А. Сидоровым. Данным автором и под его редакцией опубликовано уже немало трудов по этой теме.
  • [2] Коркоиосепко С. Г. Социология журналистики в системе теории журналистики // EVARTIST : [сайт]. URL: http://evartist.narod.ru/text9/51.htm (дата обращения: 1.08.2013).
  • [3] См., к примеру: Симкачева М. В. Профессионализм журналиста: трансформация понятия, модели практического воплощения : автореф. дис. ... канд.филол. наук. Казань, 2006.
  • [4] Модель И. М, Модель Б. С. Предприниматель: культура богатства. Екатеринбург : Ин-т философии и права УрО РАН, 1996. С. 174. См. об этом также:Их же. Профессиональная культура предпринимателя // Социол. исслед. 1997.№ 10.
  • [5] Кузнецов В., Некрасов С. Национальная культура как форма национальнойидеи // НГ-Exlibris : прил. к «Независимой газете». 2001. 5 июля. См. об этомтакже: Степанов Ю. С. Константы : словарь русской культуры. 2-е изд., испр.и доп. М. : Акад. проект, 2001.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >