МАТЕРИАЛЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ В ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ (ТВ, РАДИО, ИНТЕРНЕТ-СМИ)

Специфика жанров, которые функционируют в печатной, радий- ной, телевизионной и сетевой журналистике, связана с особенностями типа коммуникации. Как было сказано в главе 7, печатную журналистику мы не выделяем в отдельную группу, так как на ее примере рассматривается в учебнике технология работы журналиста, независимо от типа коммуникации, и типологические черты журналистского текста.

Материалы разных жанров на ТВ. Телевидение — средство массовой коммуникации, для которого главными являются следующие характеристики:

? электромагнитные колебания несут телевизионный сигнал, благодаря которому информация может быть подана в любую точку пространства;

  • ? сообщение передается в форме движущихся изображений, которые сопровождаются звуком;
  • ? отображение события на экране может происходить одновременно с ним.

Основные конструктивные элементы телевещания — каналы, программы, передачи.

Канал — это протяженная по времени телевизионная программа, включающая в себя самостоятельные передачи (составные части). Например: «НТВ», «Первый канал», «Россия 1», «Россия К» («Культура») и др.

Телепрограмма — это совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющая постоянное название и выходящая в эфир не реже раза в год.

Телепрограмма может включать в себя самостоятельные передачи, которые обладают общим единством (территория, тематика, ведущий).

Телепередача — аудиовизуальное сообщение, выходящее в рамках одной телепрограммы.

Телепередачи могут быть новостными, экономическими, социально политическими, культурными, развлекательными, приключенческими, образовательными, спортивными, научными, детскими и др.

Особенности жанров в практике телевизионных СМИ

Фактором жанровой дифференциации в журналистике, как говорилось выше, является объектно-предметное многообразие действительности и поливариантность информационных потребностей общества. С этих позиций представим жанры телевизионных сообщений и технологию их создания.

Новостная журналистика (краткая и расширенная заметки, репортаж и острый сигнал) составляют основу выпусков новостей.

Краткая заметка — это словесное сообщение без видеоряда. Предметом отображения является факт, вызывающий большой интерес, без видеоматериалов, так как они еще не получены. В одном предложении сообщается что?кто?где?когда?произошло. Пример такого сообщения:

«Сегодня в администрации президента дал и оценку действиям властей такой-то страны, которые накануне задержали и выслали из страны тележурналистку».

Расширенная новостная заметка — это словесное сообщение, в котором предметом отображения является система фактов. В нем даются ответы на дополнительные вопросы: как? почему? Присутствует комментарий, в котором звучит оценка происходящего. Кроме того, сообщение содержит видеоряд.

Приведем пример: «Пресс-секретарь президента назвал случившееся неприемлемым» (фрагмент видео из выступления пресс-секретаря).

МНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ -

На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка. В документальном кинематографе видеозаметку часто называют хроникальным репортажем: это короткие материалы, показывающие основные моменты события в их естественной последовательности. Что же касается практиков телевидения, то в их обиходе бытуют названия «информация» (о любом хроникальном сообщении, в том числе устном), «сюжет» (как правило, о видеозаметке, иногда об отдельной «страничке» сложной сценарной передачи). По-видимому, нет особой необходимости ломать обиходные привычки практиков и бороться за искоренение хотя и неточно употребляемого, но столь широко распространенного термина. Заметка — наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент бюллетеней (выпусков) новостей.

Телевизионная журналистика / Ред. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский.

4-е изд. Изд-во Московского университета. Высшая школа, 2002. С. 165.

Репортаж — сообщение с расширенным видеорядом. В центре — событие в развитии. По способу трансляции различается прямой и фиксированный репортаж. Прямой репортаж — это трансляция в эфир в момент совершения действия с помощью передвижной станции (ПТС).

ИЗ ПРАКТИКИ-

Репортаж с акции «Бессмертный полк», которая прошла в Москве в день 70-летия Победы (фрагменты).

Ведущий: Итак, в Москве стартовала акция «Бессмертный полк». Колонна, в которой около 200 тысяч человек начала свое движение. За шествием наблюдает моя коллега Мария Маргун.

Корреспондент: Толпа людей растянулась на километры. Мимо меня идут люди, в руках у которых портреты их родственников, участников войны. Это сплошная человеческая река, река из лиц, из имен фронтовиков...

Репортаж с акции «Бессмертный полк» // Вести. Ru. 2015. 9 мая.

МНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

На радио репортер должен словами «нарисовать» событие, поэтому описательная функция — главная в творческой работе газетного и радиорепортера. Совершенно иначе обстоит дело на телевидении: телекамеры наблюдают саму жизнь; репортер смотрит на событие глазами телезрителя (точнее, телезрители видят события глазами оператора и репортера). А поскольку описательная функция осуществляется камерами, репортеру остаются закадровые пояснения, рассказ о неочевидных обстоятельствах происходящего. Поэтому и нет никакого противоречия в том, что, с одной стороны, телерепортаж отражает жизнь в формах самой жизни, т.е. максимально приближен к реальной действительности, объективен по сути своей, а с другой стороны, сущностным свойством жанра становится то, что субъективное восприятие события репортером выходит на первый план, журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участником отражаемого действия.

Телевизионная журналистика/ Ред. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. 4-е изд. Изд-во Московского университета, Высшая школа. 2002. С. 179.

Проблемно-аналитическая журналистика (корреспонденция, комментарий, обозрение, статья) составляет основу различных тематических телепередач.

Корреспонденция — сообщение в форме тематической передачи, предметом отображения в которой является локальная ситуация в процессе получения нового знания о ней. На телевидении часто прибегают к журналистскому расследованию как разновидности персонифицированной корреспонденции. Отметим, что у журналиста и правоохранительных органов разные задачи. Журналистское расследование — это всегда расследование какого-то явления. Журналист не пытается доказать виновность того или иного человека. Для него важно раскрыть саму систему, как это происходит. Примером журналистских расследований может служить программа Артема Боровика «Совершенно секретно». Его называют родоначальником этого жанра на российском телевидении.

МНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ -

Журналистское расследование и есть поиск, исследование и обнародование неких фактов, которые до поры до времени находились вне поля общественного внимания. Действия журналиста-расследователя порой в чем-то схожи с приемами, которые используют правоохранительные органы в поисках преступника, что дает иногда повод сравнивать работу детектива и журналиста. Журналист не должен отождествлять свою деятельность с функциями правоохранительных органов. Его задача — не ловить преступника, а предать гласности факты его противоправной деятельности, обозначить проблему и, может быть, предложить пути решения.

Константинов А. Д. Журналистское расследование. М.: ACT, 2010. С. 13-14.

Комментарий — сообщение в формате тематической телепрограммы, в которой обсуждается вероятностное развитие событий в той или иной сфере жизни. В центре — анализ тех последствий, которые может вызвать новое событие, в интерпретации экспертного сообщества. Примером комментария служит программа «Структура момента» на «Первом канале», где приглашенные эксперты обсуждают общественно значимые события и возможные варианты их развития. В отличие от комментария, опубликованного в газете, комментарий на ТВ представляет собой живое обсуждение последствий какого-то принятого решения. Например, в студии программы «Структура момента» от 30.06.2015

эксперты рассуждали, кто будет принимать решения о включении общественных организаций в стоп-листы (перечень организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории страны) и какие это повлечет за собой последствия. Участниками дискуссии были председатель комиссии Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, президент Института региональных проектов и законодательства Борис Надеждин, главный редактор проекта «Сноб» Николай Усков, заместитель председателя комитета ГД РФ по международным делам Леонид Калашников, американский журналист Майкл Бом и председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин.

Обозрение — сообщение в формате тематической программы, в которой обсуждается общественно значимое событие и его развитие за определенный период времени. Телевизионное обозрение — это чаще всего авторская программа, для которой характерно единство темы в пространстве и во времени. В ходе подготовки программы собранные факты группируются в соответствии с авторским замыслом и рассматриваются в их взаимосвязи. В отличие от комментария, в центре которого находится один факт, обозрение характеризуется широтой исследования. Ярким примером может служить программа «Неделя с Марианной Максимовской» на канале «РЕН ТВ», которая выходила в эфир 11 лет. В программе рассказывалось о самых важных событиях недели.

ИЗ ПРАКТИКИ-

Ведущая Здравствуйте, о том, как изменился мир за минувшие семь дней в программе «Неделя». В студии Марианна Максимовская.

Вклад пенсионный. Министр финансов Силуанов рассказал «Неделе», вернут ли россиянам их замороженные пенсионные накопления.

Ни мира, ни войны. Вячеслав Николаев спросил у ополченцев на Донбассе, кто из них готов сложить оружие.

Поколение 20—18. Он потратил на будущее российского футбола десятки миллионов долларов. Меценат и торговый магнат Сергей Галицкий показал Сергею Митрофанову, как на свои деньги он готовит смену российской сборной.

РЕН ТВ (фрагмент) // Эфир 28.06. 2014.

Очерковая журналистика (житейская история, зарисовка, очерк, эссе) составляет основу тематических программ и документальных фильмов.

Житейская история — сообщение в формате тематической программы, в основе которой лежит межличностное общение. Пример программы, рассказывающей о нетипичных человеческих судьбах, — «Наедине со всеми» на «Первом канале». Ее ведущая Юлия Меньшова в интервью журналу «Искусство кино» так охарактеризовала свою программу: «Наш жанр — самый, что ни на есть житейский»1. В общении со своим гостем ведущая выявляет частные подробности его судьбы в момент преодоления им жизненных невзгод. Так, 2 июня 2015 г. героиней программы Юлии Меньшовой стала народная артистка России Александра Назарова, которая продолжает много работать в театре и в свои 74 года после смерти единственного сына одна воспитывает пятилетнюю внучку. Примером житейской истории как рассказа о череде жизненных ситуаций, образующих судьбу человека, могут быть и тематические телепрограммы — «Женский взгляд с О. Пушкиной» на НТВ и «Пока все дома» на «Первом канале».

Зарисовка — это сообщение в формате телефильма, в центре которого находятся ситуации сегодняшнего дня, но через них рассматривается недавнее или далекое прошлое. Шестисерийный фильм «Путешествие из Петербурга в Москву. Особый путь»», который был снят журналистом Андреем Лошаком и показан на канате «Дождь», по формальным признакам близок к жанру зарисовки. В основу фильма положен маршрут путешествия А. Н. Радищева, который был им описан в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» в 1790 г. Андрей Лошак в интервью на «Эхо Москвы» поделился замыслом создания фильма.

МНЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА -

Это было, прежде всего, мое внутреннее желание понять, что происходит за пределами МКАД, где я в последнее время редко бываю, и чем по-настоящему живет страна, что она из себя представляет, что люди думают на самом деле. И уже исходя из этого желания родилась идея совершить такое путешествие, а дальше нужна была форма. Мне кажется, что книга Радищева в этом смысле очень подходит... Прибывая в Вышний Волочек, он пишет, что это невероятно оживленный город с торговыми путями, там канал с баржами, идет торговля. Сейчас это просто кладбище. Заброшенные заводы, пустые дома...

Лошак А.// Эхо Москвы. 2014. 11 декабря.

Эссе — это сообщение в формате телепрограммы или небольшого телефильма, где воссоздаются уникальные ситуации из жизни уникального человека. У истоков этого жанра стоял актер, писатель, телевизионный ведущий Ираклий Андроников. В золотой фонд отечественного телевидения вошли его эссе «Воспоминания о Большом зале», «Невский проспект» и другие. Сценарист Гатина Шергова была автором фильмов- эссе: «Легенда и быль о Дашковой», «Ужельта самая Татьяна?». «Галина Михайловна создала такие шедевры, образцы документального кино, где документальные кадры сочетались с персоной ведущего, который

' Юлия Меньшова: «Наш жанр — самый что ни на есть житейский» / Беседовала Е. Стишова // Искусство кино. 1997. № 5.

обращается к миллионам людей» — так отозвался о Г. Шерговой известный журналист Эдуард Сагалаев. Документальный фильм «Бродский не поэт», снятый к 75-летию со дня рождения Иосифа Бродского, представляет собой сюжетную мозаику из житейских историй поэта. Авторы фильма — Николай Картозия, гендиректор телеканала «Пятница», и Антон Желнов, корреспондент «Дождя», — придали своему произведению черты эссеистики. Герой — «субъект влияния», к которому авторы не скрывают своего особого отношения. Об этом в рецензии сказала телекритик Слава Тарошина.

МНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ -

Вообще в цельном, опрятном и очень интересном фильме меня больше других удивило одно обстоятельство — то, как глубоко Картозия чувствует Бродского. Публичное чтение вслух — процесс личный, почти интимный. Он сродни мощному рентгену личности, когда невозможно скрыться за чужими словами. Тут спасает только одно: величие замысла, как говорил юбиляр. Замысел относительно Бродского в фильме, о котором речь, один — чистая, беспримесная и, возможно, безрейтинговая любовь к поэту.

Тарощина С. В присутствии Бродского // Новая газета. 2015. 26 мая.

Очерк — документальное сюжетное произведение, в основе которого лежит развернутый литературный сценарий. Предметом отображения в очерке являются жизненные ситуации, которые образуют судьбу человека как опыт преодоления жизненных препятствий. В очерке актуализируются непреходящие гуманистические ценности: честность, доброта, совесть, милосердие. С примером портретного телеочерка можно познакомиться, посмотрев документальный фильм Марины Голдовской «Горький вкус свободы». О создании фильма, посвященного жизни и судьбе известной российской журналистки Анны Политковской, его автор рассказала Н. Ростовой.

МНЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА -

Что меня привлекает в картине, которую удалось сделать, — что она о человеке, который полностью отдавал себя другим (и я не боюсь этого клише). Она жила для людей, а это очень редкое качество в наши дни. Ее не волновала зарплата, что она зарабатывает или не зарабатывает. Ей нужно было то, что нужно только для жизни, и она полностью себя посвящала работе и правозащитной деятельности, от которой большинство журналистов старается уйти — это требует слишком много времени и сил.

Марина Голдовская о своем фильме «Горький вкус свободы» / Беседовала Н. Ростова// Эхо Москвы. 2011.8 марта.

Культурно-просветительская журналистика (анонс, аннотация, рецензия, обозрение, творческий портрет, научно-популярный очерк, сообщение научно-популярной направленности, полемическое выступление, пропагандистское выступление) составляют основу тематических программ и телефильмов.

Анонс как сообщение о появлении артефакта в момент его подготовки и аннотация как сообщение об артефакте в момент его выхода в свет на телевидении могут быть представлены в специальных тематических программах, например в «Афише» на канале «Культура».

Рецензия и обозрение как сообщение о новых культурных событиях с анализом артефактов, как правило, представлены в тематических телепередачах, приобретающих характер дискуссии. Например, в рамках передачи «Смотрим и обсуждаем» на канале «Культура» ее ведущий Владимир Хотиненко собирает в студии известных критиков, журналистов, режиссеров, студентов ВГИКа.

Творческий портрет — рассказ о судьбе художника, воссозданной через обращение к его произведениям и авторским оценкам. На телевидении творческий портрет художника зачастую представлен в форматах телефильма, приуроченного к знаменательной дате, или авторской программы. Примером может служить авторская программа Анатолия Смелянского «Предлагаемые обстоятельства». Эта программа посвящена судьбам деятелей русского театра XX в.: Георгия Товстоногова, Анатолия Эфроса, Олега Ефремова и др.

ИЗ ПРАКТИКИ-

Ведущий: Олег Ефремов был одним из ярчайших выразителей самой идеи художественного театра. Он после смерти Сталина в середине 50-х годов организовал первый советский художественный театр и дал ему имя «Художественный». Незадолго до смерти Ефремов отрастил бороду и вышел играть Бориса Годунова после огромного перерыва. Он задыхался, не хватало воздуха. Он уже был на кислородном аппарате. Все боялись, что он не сможет довести спектакль до конца. Как это случалось в истории художественного театра — умрет на сцене...

Смелянский А. Куда ж нам плыть // Россия-Культура / Предлагаемые обстоятельства. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tvkultura.ru/video/show/

brand_id/32026/.

Речь ведущего сопровождается кадрами из спектаклей, фильмов с участием Олега Ефремова и видео из его личного архива.

Научно-популярный очерк — сообщение научно-популярной направленности — дает оперативное знание о появлении научного артефакта. На телевидении популяризация артефактов науки происходит в формате научно-популярных передач. Например, в каждом выпуске передачи ACADEMIA на канале «Культура» читается лекция из области фундаментальных наук. В рамках передачи с лекциями выступали нобелевский лауреат физик Жорес Алферов, профессор Сергей Капица, биохимик академик Владимир Скулачев и др. Телепрограмма «Черные дыры. Белые пятна» посвящена научным открытиям и приключениям. Она заявлена как альманах, который состоит из семи неравных частей. Некоторые из них связаны с сегодняшними открытиями в науке, а другие исследуют достижения прошлого.

Интерактивная журналистика (вопрос-ответ, отчет, литературная запись, обзор писем, интервью, беседа, ток-шоу, круглый стол).

На телевидении самыми популярными жанровыми моделями остаются ток-шоу, круглый стол и интервью.

Ток-шоу — это жанр, который сформировался на телевидении как разговорная программа, которая должна отвечать следующим характеристикам: ведущим является известный журналист, в студию приглашаются эксперты и гости, тема выбирается актуальная и зрелищная. Функциональная предназначенность ток-шоу — выработать методом мозгового штурма новые подходы к решению общественно важной проблемы. Примером ток-шоу могут быть «Вечернее шоу» с Филиппом Дзядко на канале «Дождь», «Школа злословия» на НТВ, которая просуществовала 12 лет. «Школа злословия» — эта разговорная телепередача (ток-шоу), беседа ведущих с гостем в студии идет в форме словесной дуэли, которая имеет острую, ироничную, а иногда и комичную форму. Налицо непосредственный активный контакт ведущих с приглашенным гостем, включающий повышенный эмоциональный фон в отличие от интервью. Ведущие «Школы злословия» писатель Татьяна Толстая и сценарист Авдотья Смирнова играли некие роли, за рамки которых они не выходили. Они «перемывали косточки» приглашенным гостям, среди которых были политики, писатели, кинорежиссеры, рестораторы, актеры, юристы и др. Ведущий в ток-шоу инициирует обсуждение социально важных тем и тем самым содействует самоопределению общественного мнения. Приведем фрагмент ток-шоу на канале «Россия 1», где обсуждались причины гибели людей в авиакатастрофе.

ИЗ ПРАКТИКИ-

Ведущий: В лицо Андреаса Любица теперь вглядывается весь мир, пытаясь понять, кто же этот человек. Андреас Любиц — второй пилот аэробуса А-320, который 24 марта 2015 года над французскими Альпами направил пассажирский самолет в смертельное пике.

Прямой эфире Борисом Корчевниковым// Россия 1. 2015. 30 марта.

В программе принимали участие политик В. Жириновский, психолог М. Киселева, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского Ю. Караш и др.

Интервью как жанр телевизионной журналистики имеет свои особенности. На глазах у телевизионной аудитории происходит реальное общение между журналистом и его гостем. Этот разговор иногда приобретает импровизационный, ярко выраженный личный характер, что добавляет наглядности и зрелищности в речевое общение. Примером интервью может быть телепрограмма «Познер» на «Первом канале» и «Собчак живьем» на «Дожде». По мнению Владимира Познера, в ходе активного контакта с собеседником журналист добывает новые сведения, которые представляют общественный интерес. Так, в одной из программ гостем Познера был ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов, который в ходе беседы доказывал достоинства современного школьного образования, отличающие его от советской средней школы.

Смеховаяжурналистика (юмореска, сатирическая заметка, фельетон, памфлет) составляет основу сатирических телепрограмм. Как известно, предметом отражения в смеховой журналистике являются абсурдные ситуации, возникающие в обществе. Примером телевизионного фельетона может быть телецикл передач «Куклы» Виктора Шендеровича на НТВ. Черты памфлета можно обнаружить в другом телевизионном цикле передач известного сатирика — авторской программе «ИтогО», а также в сатирической программе «Гражданин поэт» на канале «Дождь» (проект продюсера Андрея Васильева), где актер Михаил Ефремов читает стихи, написанные поэтом и журналистом Дмитрием Быковым в жанре политической сатиры.

Специфика технологии работы над материалами разных жанров в телевизионной практике. На телевидении в выпусках новостей используется устная речь и изображение (видеоряд). Сообщение по своей стилистике близко к «жесткой» новости в газете. В итоговых информационных выпусках в речи ведущего появляются детали, которые предъявляются с помощью объяснений, характеристик, апеллирования и т.д. Особенностью работы тележурналиста является подготовка синхронов и стендапов. Речь дополняют синхроны и стендапы.

В авторских программах аналитического характера устная речь ведущего сочетается с видеорядом и шумами. Интершум представляет собой набор звуков, имитирующий или передающий атмосферу окружающего пространства. Примером использования интершума может служить программа «Специальный корреспондент» на канале «Россия 1».

Музыка как элемент телевизионной образности активно используется в авторских программах очеркового характера. Она способствует передаче внутреннего состояния героев. Так, например, в программе «Женский взгляд» (ведущая — Оксана Пушкина), которая позиционируется как программа-портрет, музыка создает камерную обстановку, комфортную для рассказа о событиях, которые определили в дальнейшем судьбу знаменитого человека.

Произнесенный текст в кадре/за кадром должен быть лаконичным и не дублированным видеорядом. Исследователи предлагают избегать длинных предложений, которые трудно воспроизводить устно. Обратимся к опыту работы на телевидении Юлии Мучник.

МНЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА -

Я не считаю, что любой человек интересен телезрителю. Есть прекрасные люди, но с телевизионной точки зрения они не интересны. Для начала я стараюсь определить, интересен ли этот герой мне? Потому что, если он мне не интересен, я не смогу с ним разговаривать. И интересен он хотя бы части моих телезрителей? Когда человек сведущ в какой-то проблеме, которая сегодня актуальна, разговор с ним вызовет общественный интерес. Получится проблемное интервью. Сложнее и интереснее для меня портретное интервью. Когда ты зовешь на эфир человека, за которым какая-то судьба. У человека должна быть судьба с какими-то поворотами, тогда будет интересно с ним делать интервью. Это может быть кто угодно: актер, политик, спортсмен. А дальше — готовиться, готовиться, готовиться. К интервью я готовлюсь очень тщательно. Я обычно знаю о своем собеседнике и помню даже больше, чем он сам о себе.

Мучник Ю. // Открытая мастерская. 2015. 3 марта. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=JzERJmJVIqU.

МНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ -

Выходя на экран и принимая то или иное решение, журналист обязан взвесить

все возможные «за» и «против», всякий раз отвечая себе заново на вопросы:

  • — не буду ли я завтра испытывать чувство стыда за слова, произнесенные мною в эфире сегодня?
  • — смогу ли я после передачи взглянуть в глаза своему герою?
  • — не даю ли я зрителям повод понять меня не в том смысле, который вкладываю в свой текст?
  • — касаясь криминальных сюжетов, не позволяю ли я себе ненамеренно героизировать и романтизировать преступность?
  • — всегда ли в ситуации выбора я действую безотносительно к личному интересу и личной пользе?
  • — не выступаю ли невольным проводником политических интересов, которые вынуждают меня отдавать предпочтение одной социальной группе в ущерб другой?
  • — не оказываюсь ли я орудием пропаганды или даже носителем клеветы, пускай это происходит и неосознанно?

Муратов С. А. Телевизионная журналистика.

Материалы разных жанров на радио. Радио — это средство массовой коммуникации, главными характеристиками которого являются следующие:

  • ? корреспондент может выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии в момент начала этого события;
  • ? радио максимально учитывает интересы аудитории, постоянно расширяя жанрово-тематические параметры вешания;
  • ? радио ориентировано на слуховое восприятие, за счет чего оно оказывает большое психологическое влияние на людей.

Основные формы вещания: информационный выпуск (выпуск новостей), радиожурнал, серия (цикл) передач, канал.

Информационный выпуск (выпуск новостей) содержит оперативные сообщения, звуковые включения с мест события, утилитарную информацию.

Радиожурнал — периодическое радиоиздание, особенностью которого является единство темы («Человек и закон», «Родная природа», «Современница»).

Серия (цикл) — это совокупность самостоятельных передач, связанных общей темой и ведущим, который выходит в эфир на протяжении определенного временного периода.

Кана,* — форма вещания, характеризующаяся большой длительностью каждого выпуска программы и обладающая четкой композицией («Утренний канал», «Вечерний канал» на «Эхе Москвы»),

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >