Этикет и воспитание подрастающего поколения В XVIII веке

Возникшие в начале XVIII века учебные заведения поставили перед собой цель воспитания и образования людей, способных решать грандиозные задачи отечества. До этого времени в школах, создававшихся при церквях и монастырях, детей обучали грамоте, знакомили с Часословом и Псалтырью. Однако резко возросшая потребность общества в образованных людях не могла реализо-

4~ Юности честное зерцало. - С. 19.

ваться через церковные и монастырские школы. Началось создание сети светских учебных заведений.

Особое место занимали те из них, в которых молодых людей обучали профессии. Большинство таких заведений открывалось в Москве - Военная школа при бомбардирской роте Преображенского полка, Военная навигацкая, Инженерно-артиллерийская, Госпитальная, Инженерная школы. Такие же школы появились и в провинции. Помимо государственных создавались частные школы, в основном силами иностранцев, оказавшихся по воле случая в России. Так, например, появилась школа пастора Иоганна Глюка.

Учащиеся учебных заведений, наряду с арифметикой, грамматикой, дисциплинами, носящими профессиональный характер, приобретали светскость и лоск, называемые тогда политесом, познавали азы формировавшегося в то время этикета, вырабатывали новый стиль поведения и общения. Их учили танцам, фехтованию, иностранным языкам, справедливо полагая, что эти занятия делают осанку красивой, походку лёгкой, вносят элегантность в поведение и общение.

Многие дети из богатых семей, прежде всего - девочки, получали домашнее воспитание и образование, для чего к ним приглашались учителя, в основном из иностранцев. К середине XVIII века немцы или французы служили воспитателями в каждом богатом дворянском доме. Обучая детей иностранным языкам, они вводили их в круг европейского общения, в мир европейской литературы, философии и этикета.

С конца XVII века в России появился и активно использовался такой способ получения образования как обучение в других странах, что способствовало проникновению в жизнь русских людей европейского этикета. Молодые люди, учившиеся за пределами отечества, знакомились с обычаями и нравами Европы, расширяли своё представление о тонкостях европейского быта, общения и поведения. Незнание иностранных языков, нехватка денежных средств, непривычные условия жизни, оторванность от семьи заметно осложняли процесс заграничного обучения. Тем не менее, тот, кто учился за пределами Отечества, не только приобретал нужные профессиональные и научные знания, осваивал тайны ремесла и торговли, формировал в себе административные навыки, но и становился носителем европейских манер.

В стране развернулась огромная работа по формированию у молодёжи культуры поведения, отражавшей новое состояние общества. Среди теоретиков и практиков педагогики первой половины XVIII века, внёсших значительную лепту в это дело, следует назвать Ф. Прокоповича, И.Т. Посошкова, Ф.С. Салтыкова, Л.Ф. Магницкого, В.Н. Татищева [1]. Изучение их взглядов и деятельности расширяют наши представления об их влиянии на развитие поведенческой культуры российского общества и на воспитание культуры поведения у молодых людей того времени.

Сподвижник Петра I Феофан Прокопович, государственный и церковный деятель, участвовавший в создании Санкт-Петербургской академии наук и Московской духовной академии, организовал в Петербурге при епископском доме школу, ставшую лучшим учебным заведением того времени. Большое внимание в этой школе уделялось нравственному и эстетическому воспитанию. Такие учебные предметы как рисование, вокальная и инструментальная музыка, развивали духовный мир воспитанника, который обязательно проявлялся внешне - в красоте и в утончённости манер. Учащиеся организовывали концерты, давали сценические представления, и посредством таких занятий воспринимали нравственную основу, эстетику и правильность поведения.

В деятельности Ф. Прокоповича ясно просматривается противостояние светских и религиозных подходов к воспитанию. При огромной деятельности, направленной на развитие светского воспитания, он отстаивал ограниченно-религиозные взгляды. Так в 1721 году в составленном им Духовном регламенте, излагавшем программу школьного обучения, среди условий обучения объявлена необходимость жизни молодых людей по монастырскому образцу: замкнуто, изолированно от окружающей действительности и от влияния родных.

На следующий год вышла в свет его книга «Первое учение отрокам», ставшая пособием для школ и училищ первой половины XVIII века. В ней автор, раскрывая педагогические взгляды, первое место отвёл воспитанию у молодёжи нравственно-религиозного начала. Понимая важность периода отрочества для формирования личности и характера, Ф. Прокопович раскрыл основные нравственные требования к поведению молодого человека, некоторые из них напоминали требования, просматриваемые ещё в допетровское время: родителей следует любить, им надо во всём повиноваться [2] [3]. Однако в реальной жизни от данного нравственного требования, как и прежде, нередко отступали.

И.Т. Посошков, известный публицист XVIII века, в своём труде «Завещание отеческое сыну» (1705) также дал молодому поколению ряд наставлений нравственно-поведенческого характера, в которых защищал сильную отцовскую власть и строжайшее обращение с детьми. Он утверждал: дети обязаны постоянно своими речами и поведением оказывать отцу почтение. А родители, ответственные за судьбу детей, обязаны вести себя с детьми так, «...чтоб и взгляду вашего боялись», не потакать им и не принимать детские радости и горести . Автор «Завещания», оберегая мальчиков от «ражжения плоти», т.е. от раннего сексуального созревания, предлагал не допускать их с 12-летнего возраста в женское общество.

В наставлениях И.Т. Посошкова звучала значительная уступка домостроевским настроениям прошлого, в которых предписывалось учить детей розгами, сокрушая им рёбра.

Наряду с этим были высказаны и весьма позитивные для начала XVIII века мысли: «...никакого человека дураком не называй, но перед всеми себя смиряй, а повыситися ни перед каковыми и самыми простыми людьми не моги». Обучая собственного сына искусству общения, И.Т. Посошков внушал ему: проявляй уважение к людям через свои слова.

Ф.С. Салтыков - сторонник внедрения образования в широкие народные массы - отмечал в сочинении «Пропозиции» (1712) 49 необходимость эстетического развития в учебных заведениях, физической подготовки и разносторонних технических знаний. Он предлагал помимо общеобразовательных дисциплин ввести обучение поэтике, музыке, скульптуре, верховой езде и танцам, что, несомненно, способствовало воспитанию людей, приятных в общении, галантных в поведении.

В.Н. Татищев - историк, философ и государственный деятель, придерживаясь в основном позиций средневековой педагогики, вместе с тем ввёл в педагогику ряд новых положений. Он развил идею о необходимости создания в России образовательной системы. Особенное значение придавал учителям, выступал за сокращение числа иностранных учителей и за формирование русских учительских кадров.

Этот государственный деятель выдвигал следующие требования к учителям учебных заведений: быть пригодным к воспитательной и образовательной деятельности, «ибо не всякой ученой к научению других есть способен, особливо люди свирепого и про- дерзного нрава...»; иметь «довольное искусство в науках» и «ревностное радение в пользе отечества»; обладать свободой «от подаяния соблазна»; желательно иметь жену и детей. Он также утверждал, что учитель должен являться примером поведения и общения с учениками э0.

Вопросы воспитания молодёжи поднимались В.Н. Татищевым и в публицистическом сочинении «Духовная...» (1733), названном так в соответствии с древнерусской традицией. В своих нравственных наставлениях он требовал проявления почтения к родителям: [4] [5]

«... проклят есть, кто отца или матерь злоречит», «...не надобно скоро и запальчиво поступать...», «...старайся, чтоб ты никогда никому и ничем не был должен»'^1.

В российском обществе и в его воспитательных взглядах по-прежнему неукоснительно соблюдался принцип непогрешимости родителей перед детьми, силы родительского авторитета. Но В.Н. Татищев одним из первых высказался за разумность детско- родительских отношений, отвергая право родителей на деспотизм по отношению к детям.

Будучи сторонником светского образования, он считал, что оно должно преследовать практические цели, т.е. давать то, что необходимо человеку для жизненного благополучия. Человек, подчёркивал он, должен осознать самого себя и свой внутренний мир, понять, что ему полезно, а что вредно, научиться различать зло и добро, выбирая путь добродетели.

По его мнению «нужные» науки необходимо дополнять науками «щегольскими», т.е. поэтикой, музыкой, танцами, рисованием, а также домоводством, в котором воспитанники смогут обучиться тому, как вести домашнее хозяйство.

Семейное воспитание теперь не играло определяющей роли, и, тем не менее, ему уделялось значительное место в жизни человека. Требование уважения и почитания родителей традиционно сохранялось. Новыми же были такие рекомендации родителям: любить и ласкать детей, не грубить им, вызывать к себе детскую любовь.

Ещё не существовало стройной системы семейного воспитания. В одних дворянских семьях давали детям слишком много воли, в других наказывали за малейшую провинность. В одних от старших членов семьи и слуг дети перенимали грубые манеры, в других не могли без родительского позволения сказать слова, не могли сидя, не поднимаясь с сиденья, отвечать на родительские вопросы, как и не могли сесть без разрешения взрослых. Во многих

51 Татищев В.Н. Духовная тайнаго советника ... - С. 17,22,23,55.

семьях дети привыкали ко лжи и капризам, били прислугу, пересмеивали старших.

Резко критикуя состояние общества и существовавшее воспитание, известный публицист того времени князь М.М. Щербатов с горечью отмечал негативное развитие детско-родительских отношений, печалясь, что нет почтения детей к родителям, более того, дети противоречат родителям и смеются над ними. Да и родители не испытывают любви к детям 52.

Во второй половине XVIII века, как мы уже отмечали, слово «этикет» активно вошло в лексикон дворянства. Патриархальный поведенческий порядок был вытеснен новым, выработанным дворянством. Дворянский этикет, получивший сильнейший импульс к формированию при Петре I, во времена Екатерины II широко проявлялся в общественных отношениях, прежде всего, правящего класса.

Перемены в развитии страны вызывали к жизни потребность в новых этических взглядах и в их поведенческом выражении. Появилось много переводных и отечественных книг нравоучительного содержания.

Выросло могущество Российской Империи, значительно расширились её границы, преобразовалась экономика с учётом потребностей времени, изменился житейский быт. В стране развивалось просвещение, появлялись новые учебные заведения, отрабатывались учебные программы. Проводилась в жизнь идея создания «новой породы людей», не знакомой с рутинностью прежних веков и достойной великих предначертаний Отечества. В общении вырабатывалась привычка проявлять «учтивство», благопристойность и добронравие.

Активно входили такие значительные явления общественной жизни как театр, ставший законодателем придворной моды, петровские ассамблеи, позже переродившиеся в балы, с европейскими танцами, принёсшими в общество реверанс и поцелуй руки дамы.

52 Щербатов М.М. О повреждении нравов в России. - С. 6.

Среди государственных и общественных деятелей 2-й половины XVIII века, так или иначе участвовавших в развитии российского этикета, можно назвать А.Т. Болотова, М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, М.М. Щербатова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Е.Р. Дашкову, И.И. Бецкого, И.И. Шувалова и других. Одни писали нравственные наставления молодому поколению, другие участвовали в развитии русского просвещения, третьи критически переосмысливали происходящее.

В связи с усилением влияния дворянства, ставшего социальной опорой государственной власти, широко развивалось дворянское образование, основой которого стали закрытые учебные заведения, носившие узко сословный характер: Сухопутный Шляхетский корпус, Морской корпус, Артиллерийская и Инженерная школы, Пажеский корпус, Смольный институт благородных девиц. Совершенствовалось преподавание в кадетских корпусах, создавались частные и государственные институты женского образования, открывались народные училища, выходила в свет учебная и педагогическая литература, благодаря чему в России произошли значительные изменения по всем направлениям культуры.

Государство вырабатывало воспитательные принципы, которые проверялись в гарнизонных школах, училищах, кадетских корпусах. В уставах учебных заведений наряду с учебными программами определялись пути формирования светского человека, одним из качеств которого считалось отменное, т.е. приятное поведение. Государственная педагогика, активно развиваясь во второй половине XVIII века, ставила перед обществом задачу воспитания благонравных людей, включая в это понятие высокую нравственность, понимаемую, в первую очередь, как почитание Бога и полнейшую подчинённость интересам самодержавного государства. Среди виднейших деятелей государственной педагогики того времени можно назвать саму императрицу Екатерину II и её ближайшего сподвижника в деле воспитания И.И. Бецкого.

Императрица Екатерина II, увлечённая общим стремлением к созданию воспитательной литературы, написала ряд работ педагогического характера (Наставление к воспитанию внуков; Российская азбука для обучения юношества чтению, напечатанная для общественных школ по высочайшему повелению; Продолжение начального обучения). Эти произведения не стали открытием в педагогике, однако в них отражены идеи, господствовавшие тогда в обществе.

Будучи заинтересованной в наилучшем воспитании собственных внуков, один из которых в будущем наследовал престол, Екатерина II в 1784 году составила «Наставление к воспитанию внуков», в котором дала подробную инструкцию князю Н.И. Салтыкову, назначенному воспитателем великих князей. В этом документе, тщательно продуманном с учётом новейших для того времени педагогических идей, были определены такие направления воспитания как развитие и сохранность детского здоровья; воспитание добродетелей и учтивости, обучение правилам поведения и обхождения в свете.

Рассматривая пути осуществления намеченной программы, императрица отмечала: «Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их...»; «Не оставлять Их Высочеств никогда в праздности»; «Всякое приобретение знания им приятно тогда, когда оное получают без принуждения... не принуждая наставить можно, а принужденно их учить не должно и нездорово»; «Никакое наказание обыкновенно детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно...»; «Кто с младенчества не поважен повиноваться приказанию и совету родителей и приставников, тот, созрев, не в состоянии будет слушать совета здравого рассудка и справедливости» [6].

Желая видеть своих внуков людьми учтивыми и приятными в общении, Екатерина II высказала требование воспитания учтивости: «Благоволение к роду человеческому, человеколюбие, уважение ближнего, почтение к человечеству, осторожность в поведении, чтоб не пренебрегать, не презирать никого, но показывать каждому учтивость и приличное уважение, бдение, чтоб поведение никому не обратилось в тягость, и обхождение с людьми добровоспитанными да служат в основании учтивости» [7].

Императрица была твёрдо убеждена, что такой подход необходим в воспитании любого ребёнка дворянского происхождения. Сквозь все её наставления прослеживается главная идея воспитания - научить подчиняться и подчинять, вырастить образованных и приятных молодых людей, умеющих совершать во имя отечества великие дела, а в обществе проявлять себя с самой лучшей стороны.

И.И. Бецкой, общественный деятель и педагог, высказывал мысль о возможности воспитания людей, лишённых пороков и недостатков как своих родителей, так и общества в целом. Для этого, полагал он, надо лишь оградить детей от родительского влияния. С этой целью в стране стали создавать закрытые учебные заведения, строившиеся на сословном принципе: для дворян, для купечества и т.д.

Под его руководством в 1764 году было разработано «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», ставшее основой для создания учебных заведений и организации в них воспитательно-образовательной работы.

В этом документе утверждалось: «корень всему злу и добру воспитание», поэтому необходимо «произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям» [8].

И.И. Бецкой одним из первых выступил против наказаний, а также за то, чтобы воспитатели учитывали природные склонности воспитанников, умели «вселять в юношество страх божий», утверждать в них положительные склонности, приучать к правилам, соответствующим их происхождению и положению; воспитывать в них трудолюбие и нелюбовь к праздности; формировать учтивое, благопристойное поведение. Предписывалось также обучать воспитанников ведению домашнего хозяйства, воспитывать в них стремление к чистоте и порядку, просвещать их науками и искус-

56

ством .

Анализируя «Генеральное учреждение» с точки зрения совпадения его положений с реальной действительностью, следует отметить идеалистичность и документа, и взглядов его автора. В реальной жизни постановка воспитательно-образовательного дела была самым тесным образом связана с патриархальными традициями прошлого, но то, что появились идеи о необходимости учёта индивидуальных особенностей воспитанников, о значимости отношения детей к своим учителям, стало серьёзным шагом в педагогических воззрениях того времени.

Ярким образцом воспитательных надежд и чаяний И.И. Бецкого явилось открытое в 1764 году при Смольном женском монастыре Общество для обучения благородных девиц, получившее позже название Смольного института.

В закрытом учебном заведении, предназначенном для девочек из богатых и знатных семей, а также из небогатых, но имевших для обучения в Смольном веские основания, связанные с заслугами и дворянским происхождением родителей, воспитанницы жили, подолгу не видя дома и родных. Посещения родителей разрешались крайне редко.

Хотя обучение в Смольном институте проходило поверхностно, всё же оно формировало у воспитанниц умение красиво держать себя в обществе. Этому способствовало обучение иностранным языкам, танцам, пению, игре на музыкальных инструментах. Влияло на поведение смолянок обучение рукоделию, домоводству, рисованию и лепке. Вместе с тем, нельзя не отметить, что непро- [9]

думанность программы обучения воспитанниц, как и дискомфортное самочувствие девочек из-за оторванности от близких людей, несомненно, сказывалось на общем деле воспитания.

Положительным было то, что во второй половине XVIII века государство впервые обратило внимание на женское образование и стало создавать женские учебные заведения.

Обучение и воспитание мальчиков в шляхетских корпусах, как известно, строилось по такому же закрытому принципу обучения дворянских детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Учебные дисциплины, объединённые в четыре группы, давали знания, а также способствовали воспитанию.

К первой группе дисциплин относились те, содержание которых обогащало знанием математики, механики, физики, истории, географии, иностранных языков, логики, красноречия.

Ко второй группе относились нужные любому гражданину нравоучения, право (естественное, всенародное, государственное), государственная экономия.

В третью группу входили дисциплины, считавшиеся полезными для профессиональной военной деятельности: физика, химия, астрономия, география, история, морское и воинское искусство, фортификация и артиллерия.

К четвёртой группе предметов, называемой художественным циклом, относились рисование и живопись, гравирование, скульптура, как записано в учебных документах - изваяние и делание статуй, архитектура, музыка, танцевание, фехтование. Первейшая педагогическая цель кадетских корпусов заключалась в воспитании образованного, «истиннаго христианина и честнаго человека» 57. Среди изучаемых дисциплин, как видно из их перечисления, есть те, что давали дворянину представление о правильном и приятном поведении в светском обществе.

В 1786 году был принят «Устав народным училищам в Российской империи», в соответствии с которым в 25 губерниях стра-

57

Устав Императорского Шляхетнаго Сухопутнаго кадетскаго корпуса. - С. 7, 8-16.

ны открылись малые и главные училища. В них обучались дети купцов, ремесленников и мелких служащих. Педагогическим руководством к преподаванию в этих училищах стала книга австрийского педагога И.И. Фельбигера «О должностях человека и гражданина», переведённая с немецкого языка и отредактированная императрицей Екатериной II. Впервые эта книга была опубликована в 1783 году, впоследствии не раз переиздавалась и использовалась как обязательное учебное пособие.

Изучая её, молодой человек осознавал исключительное социальное положение дворянства в обществе. Он читал важные положения, которые государство считало главными ориентирами в вос-

58

питании молодого поколения :

  • - более всего надо бояться подлости, то есть неблаговидных поступков и непристойных дел, которые приводят к потере чести;
  • - само дворянское происхождение несовместимо с подлостью и даёт преимущества перед другими сословиями, например, занимать высокие должности в государстве, быть приближённым к монарху;
  • - дворянину с раннего возраста следует готовиться к проявлению себя на благо Отечества.

Учащийся народного училища, не являвшийся представителем высшего сословия, изучая книгу И.И. Фельбигера, осознавал разницу своего положения с положением дворянина, и должен был безоговорочно принимать сословное преимущество дворян. Но он также осваивал поведенческий порядок, который постепенно становился господствующим в обществе. По сути дела, это был учебник, защищавший и отстаивавший устои русского самодержавия, направленный на воспитание верноподданнических чувств во всех слоях населения. Состоящий из многочисленных поведенческих правил и советов по ведению хозяйства, этот учебник стал своего [10]

рода энциклопедией нравов и жизненных установок последних десятилетий XVIII века.

Чтобы добиться жизненного благополучия, следовало соблюдать ряд добродетелей: всегда поступать справедливо, совершать поступки, совместимые с понятием чести, терпеливо переносить сложные жизненные обстоятельства и обиды; следовать добрым советам и наставлениям, быть правдивым.

По отношению к другим требовалось проявление дружелюбия, миролюбия, услужливости, искренности, честности и почтительности; по отношению к себе самому - необходимо соблюдение порядка в делах, в собственной внешности и в доме, проявление трудолюбия. Надо довольствоваться тем, что имеешь, быть хозяйственным и бережливым, поскольку эти качества дают возможность сохранить то, что получено от родителей, и приобрести чест-

59

ныи достаток .

Высказанные И.И. Фельбигером рекомендации отражали требования государственной педагогики самодержавного периода, и вместе с тем, в них можно усмотреть и сегодняшнюю потребность в воспитании многих из перечисленных качеств, разумеется, на современной - демократической основе.

Характеризуя педагогические взгляды, распространённые в XVIII веке, отметим, что они самым тесным образом связаны с взглядами средневековья, хотя в них появилось новое, совершенно несвойственное предыдущему периоду. Например, внимание к своему поведению, через которое можно не только стать человеком приятным и общительным, но и добиться жизненного успеха. Об этом писали в своих педагогических произведениях Екатерина II, И.И. Бецкой, И.И. Фельбигер и др. Высказывалось убеждение в необходимости изучения правил поведения как самостоятельно, читая нравоучительную литературу, так и путем обучения в учебных заведениях.

Фельбигер И.И. О должностях человека и гражданина. - С. 20-24, 26-35, 35-43.

Мы видим, что поведенческая структура русского общества XVIII века претерпела значительные изменения, отражавшие особенности времени. Появились новые нравственные позиции, среди них самоуважение, основанное на внутреннем достоинстве и чести, обходительность, благодарность, благопристойность, уважение к женщине. Эти нравственные позиции ещё не имели широкого распространения, но уже были заявлены как необходимые составляющие русской поведенческой культуры. В то же время сохранились нравственные истоки поведения, выработанные прежними веками, такие как почитание Бога, скромность, уважение и почтение к возрасту, родовитости, высокому социальному положению.

Можно также отметить и тот факт, что народное направление в поведенческой культуре, базировавшееся на обычаях и традициях русского народа, в основе своей содержало нравственное начало, хотя далеко не все из представителей простого народа и не всегда их придерживались. Среди высших слоёв населения с формированием этикета больше внимания уделялось внешней стороне поведения, оторванной от нравственных основ. Но и в этикетном направлении поведенческой культуры существовал эталон, нередко расходившийся с реальным поведением дворянства. Этим эталоном было сочетание в человеке красивой внешности и манер с нравственным внутренним стержнем.

  • [1] См.: Антология педагогической мысли России XVIII в./ Сост. И.А. Соловков. ~ 57 ~
  • [2] Прокопович Ф. Первое учение отрокам. - Л. 17.
  • [3] 4Х Посошков И.Т. Завещание отеческое сыну. - С. 43. ~ 58 —'
  • [4] 44 См.: Антология педагогической мысли России XVIII в./ Сост.И.А. Соловков.
  • [5] Татищев В.Н. Разговор о пользе наук и училищ. - С. 154 - 156. ~ 59 ~
  • [6] Екатерина Великая. Наставление к воспитанию внуков. - С. 22, 23, 28, 37. ~ 63 ~
  • [7] ?4 Екатерина Великая. Наставление к воспитанию внуков. - С. 49-50.
  • [8] История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. - С. 102. ~ 64 ~
  • [9] История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. - С. 102-104. ~ 65 —'
  • [10] Фельбигер И.И. О должностях человека и гражданина. - С. 52-53.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >