Факторы, снижающие точность методики

Если «творчески» подходить к данной методике, то при узости пика систематически попадать в него нереально. Главное условие точности методики, воспроизводимости пика - минимизация погрешности и стабильность выполнения.

  • 1. Точность измерения пульса (см. параграф 14.8).
  • 2. Малое время бега. Часть времени бега тратится на самый обыкновенный разогрев организма. В этот момент пульс нарастает постепенно. Чем больше доля такой части по отношению ко всему времени бега, тем больше погрешность. Целесообразное время бега - 10-12 и более минут.
  • 3. «Незаявленная» дополнительная нагрузка в виде подъема на 9-й этаж, бега за трамваем, домашней работы и т.п. 11а точность методики влияет любая эпизодическая нагрузка с превышением 60% порога ЧСС.
  • 4. Малое время выхода на восстановление при малых нагрузках. Если выход на пик состоится уже через час после нагрузки, то к середине дня эффекта не будет как такового. Наиболее желательными являются близкие к нашим биоритмам (рис. 24) периоды в 4-5 часов. Другая крайность - большое время выхода на пик после перегрузок дает очень малую суперкомпенсационную отдачу.
  • 5. Уровень игры будет падать с увеличением времени игры.

Мы устаем, а ПК продолжает играть в полную силу, поэтому с ростом объема времени игры в день уровень нашей игры экспоненциально падает. Следовательно, суммарная продолжительность игр в течение дня должна быть фиксированна, одинакова для разных дней. Умственное утомление мы также можем испытывать от превышения привычного объема на работе.

6. Стрессовые, депрессивные состояния. Под стрессом одни понимают пролитый кофе, другие - потерю близких.

Стрессы переполняют нашу жизнь. Все мы обеспокоены здоровьем близких, развитием наших детей и т.д. Даже двух неблагоприятных, тревожных «звонков» по любой из таких тем достаточно для стресса. Во время стресса результаты в интеллектуальных играх не просто ухудшаются. Они проваливаются, потому что стресс - не просто большая нагрузка. Это очень большая нагрузка. Человек зациклен на теме и выматывает свою нервную систему. Не выполняя физической работы, он испытывает колоссальное переутомление, поэтому, как и при любой другой перегрузке, результаты в интеллектуальных играх резко падают. Достаточно один вечер понервничать и в течение ближайших 4 дней результаты не восстановятся до исходного уровня (рис. 36).

Воздействие стресса на уровень игры Игоря С. при фиксированной недельной пиковой нагрузке 2000

Рис. 36. Воздействие стресса на уровень игры Игоря С. при фиксированной недельной пиковой нагрузке 2000

7. Изменение интереса к тестирующей игре. Любая компьютерная игрушка проходит три стадии интереса к ней: бурный рост результатов за счет все более точного понимания специфики игры, стабилизация результатов, падение интереса, выражающееся в снижении частоты игры и уровня результатов. Эти три фазы могут занимать в сумме разное время, в зависимости от сложности алгоритма игры и ее интеллектуальной насыщенности. Шахматы, шашки могут служить очень долго при возможности коррекции уровня игры компьютера. Интерес к простеньким играм может «выдохнуться» уже через 2-3 месяца (рис. 37).

Изменение уровня игры во времени

Рис. 37. Изменение уровня игры во времени

Именно поэтому мы объективно вынуждены время от времени менять наши увлечения. В поиске пика были использованы разные подходы. Когда мы искали его особенно интенсивно, играя каждый день по две игры втетрис, то получали интенсивный рост результатов в компьютерной игре иногда даже безотносительно к нагрузке. Это относилось, в основном, к людям очень эмоциональным. В таких случаях явно просматривался рост результатов вне связи с нагрузкой, поэтому в дальнейшем пришлось довольствоваться только одной игрой в тетрис в день. Нельзя в погоне за точностью допустить дестабилизации уровня игры. Для тестирования необходимо находиться либо на первом, либо на втором горизонтальном участке графика на рис. 37.

Есть еще один принципиально важный момент. Нельзя в один день бросить одну игрушку и пересесть за другую. На новой игрушке не менее месяца будет наблюдаться рост результатов, который никак не связан с физической нагрузкой. Для тестирования ее можно запускать только на этапе стабилизации уровня игры. До этого момента лучше пользоваться прежней игрой. Начиная с какого момента необходима новая игра? С того самого, как частота игр в нее на текущей неделе по сравнению с предыдущей сократится в 1,5-2 раза. Важно преодолеть негативное отношение окружающих. Многие люди считают компьютерные игры баловством, детством, формой безделья. Это неверно. Мозгу необходим отдых в виде переключения на иную деятельность. Компьютерные игры поддерживают наши интеллектуальные возможности на хорошем уровне, борются с нашими стрессами и усталостью мозга.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >