Суперкомпенсационные последствия нагрузки

Любая нагрузка создает суперкомпенсационную волну. Первое время после нагрузки мы испытываем эйфорию, которая обычно проходит за 2 часа. Далее мы испытываем утомление, затем восстановление, прилив сил.

Мы попросили поучаствовать в новом эксперименте участников разного возраста. Приведем данные одного из них - Андрея П. (45 лет), поскольку остальные во многом аналогичны. Для начала необходимо было построить график распределения интеллектуальной нагрузки в течение дня вне поля воздействия физической нагрузки. Была выбрана игра в шахматы.

Распределение уровня игры в течение суток

Рис. 24. Распределение уровня игры в течение суток

Распределение уровня интеллектуальной активности в течение дня можно определить из сопоставления результатов соперничества стабильного во времени ПК и нестабильного занимающегося. Были подобраны шахматные программы (Chessmaster 2000— 5000), с которыми играли в блиц с соотношением результатов 50 на 50. В день игралось не более 2-3 блиц-партий в разное время. Результаты обобщались внутри часовых отрезков. Зависимость результатов выигранных (N(+)) и проигранных (N(-)) партий А = 1000x(N(+)-N(-))/(N(+)+N(-)) от времени приведена на рис. 24 и отражает суммарное значение общеизвестных фактов.

Это типичный график «совы». Для «жаворонков» график просто сместится влево на 2-3 часа. Оба пика воспроизведутся при любой физической нагрузке. После установления пика по описанной выше процедуре был определен пик, равный 352 избыточным сокращениям дневной нагрузки. Далее мы попросили участника побегать утром с разной нагрузкой - 200, 300, 400, 500 - и активно поиграть в шахматы и тетрис. Это позволит нам определить суперкомпенсационный цикл таких нагрузок. Поскольку график строился для небольшой «шахматной» или «тетрисной» нагрузки, естественно было ожидать падения в уровне игры в зависимости от частоты игры. Па более короткой турнирной дистанции мы всегда показываем более хорошие результаты, чем на более длинной. Компьютер нс «устает» в отличие от нас, поэтому число таких игр было фиксировано.

Из рис. 25 можно предположить, что переход от крайне низкой точки до самой высокой, равный половине цикла, для нагрузки в 270 (при пиковой 352) составляет 4 часа, для 300 - уже 5 часов, для 362 - 6 часов, для 400 - 8 часов и, наконец, для максимальной нагрузки 519 - не менее 12 часов.

Для того чтобы проверить эти предположения, приведем график того же участника по игре в тетрис (рис. 26). Можно уже более уверенно говорить, что повторился выход на максимум для нагрузки 400 за 8 часов, 270 - за 4 часа, 300 - за 5 часов, для 362 - за 6 часов. Чем больше нагрузка, чем больший период суперкомпенсационной волны мы наблюдаем (рис. 27).

Рис. 25

, 26. Изменение уровня игры после нагрузки в виде утренней пробежки в течение дня (шахматы, тетрис для Андрея П., 45 лет)

Рис. 25, 26. Изменение уровня игры после нагрузки в виде утренней пробежки в течение дня (шахматы, тетрис для Андрея П., 45 лет)

Темпы восстановления после утренней нагрузки (Андрей П., 45 лет)

Рис. 27. Темпы восстановления после утренней нагрузки (Андрей П., 45 лет)

Так же уверенно можно говорить о том, что при большем или меньшем МПК (у данного испытуемого 47 мл/кг/мин) значения циклов также изменятся. Чем больше МПК, тем быстрее восстановление после нагрузки. Линейный характер связи очевиден.

Формула будет выглядеть так:

Время восстановления до пика =

= 0,0321 X нагрузка (1 дня) - 4,89.

Посчитаем время восстановления после пиковой нагрузки 350: Время восстановления = 0,0321 X 350 - 4,89 = 6,35 ч.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >