Как сопоставить достижения ребенка в разных видах спорта?

Более подробно и корректно вопрос рассмотрен в книге «Рейтинг в спорте: вчера, сегодня, завтра» (Советский спорт, 2007). Здесь приведем самые простые практические примеры. Представим, что участник Петя пробежал дистанцию в лыжных гонках и пришел к финишу 4-м при 11 участниках. То есть он выиграл у 7 соперников, но проиграл троим. Как это можно упрощенно «свернуть» в рейтинг? Всем участникам исходно присваивается условный рейтинг 2200. Считаем рейтинг Пети:

Далее выяснилось, что в школе таких соревнований в течение года будет не одно. В этом случае в итоге нам нужен рейтинг сразу по всем соревнованиям. 11а следующее соревнование пришло уже 20 школьников. Тем из них, у кого нет рейтинга (новичкам), исходно также присваиваем 2200. У остальных участников уже есть рейтинг с предыдущего соревнования. Далее считаем средний рейтинг всех участников данного, второго по счету, соревнования. Предположим, что он равен 2300. Всего участников кроме Пети было 30. При этом он пришел к финишу 13-м. То есть он выиграл гонку у 18 участников, но проиграл ее 12. Рейтинг Пети в рамках второго соревнования будет равен:

Теперь настало время обобщения результатов двух соревнований. Для Пети оно будет выглядеть так:

Итак, рейтинг Пети после двух соревнований равен 2600. Если будет третье соревнование, его результаты будут обобщены аналогичным образом.

Так можно расположить участников в каждом виде спорта и потом в качестве критерия взять средний рейтинг того же Пети по всем видам спорта. Несложно расставить участников турниров по настольному теннису или борьбе, проведенных по олимпийской системе. Если Петя попал в полуфинал и там проиграл, также будет какое-то количество выше- и нижестоящих соперников. Если нужно провести турнир по аэробике, то и здесь не будет сложности. Обычно в таких турнирах постепенно снимают по одному участнику, пока не останется победитель. Соответственно, будут уже снятые соперники и еще не снявшиеся. Расчеты аналогичны.

Особую трудность в этом смысле представляют игровые виды спорта. Игра - это борьба за результат. Результат - это разность забитых (3) и пропущенных (Г1) мячей, очков и т.п. Чем больше разность - тем лучше результат. Командная разность создается из разностей составляющих ее игроков. Вы не сможете придумать действие, которое было бы полезно команде, но не влияло на ее разность. Если защитник грамотно подставляется под фол, он забирает атаку соперника, передавая мяч своей команде. Если игрок мало забивает, но хорошо играет в обороне, он минимизирует пропущенные мячи, улучшая разность. Не бывает полезных действий, не сказывающихся на командной разности. Однако оценить приносимую игроком разность, «увидеть» ее в обычной игре невозможно. Партнеры и соперники могут «экранировать» его фактический уровень. Более сильный партнер даст ему лучшую разность. Более сильный соперник его «утопит». Возникает проблема отделения фактически создаваемой разности игрока от «фона», от степени превосходства партнеров над соперниками. При этом свести все к игре 1X1 было бы грубой ошибкой. В такой игре нет паса, тактического взаимодействия, а переизбыток нагрузки превращает это противостояние в соревнование на выживание. Нужно, чтобы играли 10Х 10. Но как? Необходимо, чтобы все игроки команды побывали как партнерами, так и соперниками. Тогда уже никто не сможет сказать, что его результаты хуже, поскольку ему достались только слабые партнеры. Каждый сыграл с каждым и против каждого равное количество игр, и это полное равенство для всех предопределяет объективность оценки. Нельзя забывать, что на поле партнеров данного игрока на одного человека меньше, чем соперников. Следовательно, число игр с каждым игроком в качестве партнера будет меньше, чем число игр с ним же, но в качестве соперника. Как это сделать практически? Сначала упрощенный пример. Представьте, что в футболе играют 2 х 2. В первом микроматче игроки 1 и 2 играют против 3 и 4, во втором -13/24, в третьем -14/23. Каждый игрок стал своего рода командой, которая сыграла в круг. Он сыграл с каждым из партнеров по 1 микроматчу, против каждого соперника - по 2. Причем играют до равной суммы 3 и II! Например, до 4 очков.

12/34 = 3:1; 13/24 = 2:2; 14/23 = 2:2.

Игрок 1 «собрал» разность 7-5 = +2. Игрок 4 - 5-7 = -2.

Все играли равное время, суммарная результативность по каждому игроку тоже равна. Общая разность по всем игрокам будет нулевой. Только одни игроки вложили в этот нулевой результат свою положительную разность, а другие сравняли се с нулем своей отрицательной разностью. В официальной игре так и получается - одни дали своей команде положительную разность, другие снизили ее своей отрицательной разностью. Только здесь общий баланс - ноль, и эта разница рельефно просматривается.

Для 2X2:

1.1 2/34 2.13/24 3.14/23

Для 4X4:

  • 1.1234/5678 2.1256/3478 3.1278/3456 4.1357/2468 5.1368/2457 6.1458/2367
  • 7.1467/2358 Для 5x5:
  • 1.12345/678910 7.125710/34689 13.138910/24567
  • 2.1 2368/4579 10 8.1 289 10/34567 14.14589/236710
  • 3.12379/456810 9.13578/2469 10 15.14678/235910
  • 4.1 2478/3569 10 10.134 69/2 5 7 8 10 16.1479 10/23568
  • 5.1 24610/35789 11.134 5 10/2 67 89 17.15679/234810
  • 6.1 2569/3478 10 12.1367 10/24589 18.156810/23479 Для 6X6:
  • 1.12 34911/5 67810 12 7.1 34 5 6 10/2 789 11 12
  • 2. 1 2 357 8/4 69 1011 12 8.14589 12/2367 10 11
  • 3.12 689 10/34 5 7 11 12 9.1 579 10 11/23 46812
  • 4.1247 10 12/35689 11 10.1 256 И 12/34789 10
  • 5.1367 9 12/24 5 8 10 11 11.14 678 11/2359 10 12
  • 6.138 10 11 12/245679
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >