Раздел II. Россия на рубеже тысячелетий. Литературная история нового разлома

Глава 1. Политика и литература

1.1. Филологический подход к политике

В современных определениях политики и науки о политике (политологии) акцентируется главное: политика - порождение человека, а человек, порождающий политику (и науку о ней), - существо активное и максимально мотивированное. Чем он интересен для политолога и для писателя? Кто он: биологическая особь, продукт социума, актор, «политическое животное», «человеческий фактор», определяющий лицо и сущность политики? И как его изображать в художественном тексте? И что же это получается за текст, в котором политика представлена как среда обитания, сфера публичной деятельности, влияющей на судьбы государств, их социально-политический строй и идеологическое содержание?

Даже краткий историко-политический и историко-литературный очерк периода российской истории с 80-90-х годов XX в. вплоть до нынешних времен (шестого президентского срока) показывает тесную взаимосвязь политических и культурных, в том числе литературнохудожественных процессов. Опыт зарубежной литературы приводит к тем же выводам. Их можно выразить следующим образом: в определенный исторический момент происходит активная политизация общественного сознания. В этот период, который может охватывать несколько десятилетий, политика пропитывает все сферы человеческой деятельности, в том числе и художественной. Для того чтобы у писателя, поначалу далекого от политики, возникло желание написать произведение, в котором отразились бы реальные политические события, он должен сам политизироваться. Его гражданское и художественное сознание проходит в этом направлении сложный многофазовый процесс, начинающийся с пристального внимания к реальным политическим событиям и явлениям.

К писателю приходит понимание их значения для судеб общества и цивилизации. В его сознании происходит глубокое осмысление политических идей, доктрин, идеологий, и формируются собственные политические взгляды. Он уже не может безучастно и свысока смотреть на политическую борьбу и, в конце концов, оказывается втянутым в нее на чьей-нибудь стороне. Литературные критики называют такую вовлеченность ангажированностью и относятся к этому неодобрительно, потому что, по их мнению, не дело литературы ввязываться в политические противоборства. Место писателя - над схваткой, иначе его одолевает политическое косоглазие, и он теряет должную объективность. В конечном итоге писатель испытывает желание выразить свое личное отношение к разнообразным вопросам внешней и внутренней политики, к политическим деятелям, правительству, партиям и социальным группам, чьи интересы сталкиваются на политической арене. К тому же его интересует, как это все внедряется в сознание сограждан и какие соображения толкают их к политическому выбору.

Необходимо еще одно условие, чтобы из-под пера писателя появилось художественное произведение, а не научный политологический труд: должна произойти эстетизация политики, то есть главной героиней художественного повествования должна стать сама политика со своим непредсказуемым характером и непреодолимой притягательностью, со всей безумной сложностью и противоречивостью, капризами и коварством, неотвратимостью и бесчисленным множеством обличий и масок. Рассуждая филологически, можно сказать, что в момент создания романа о политике комплекс реальных политических идей трансформируется в художественную эмоционально-образную систему. Происходит перекодировка политического мышления в эстетическое, в ходе которой политические события, явления, факты и акторы преобразуются в условную романную действительность,

существующую по своим особым, в том числе и жанровым законам. Но и этого мало: автор такого произведения не может не выразить собственного отношения к политике, не дать ей оценку с позиций нравственности. И сделать это он должен не в прямых декларациях, а создав психологически убедительный и живой Образ политики, раскрывающий ее сущность. Именно в этой точке враждующие между собой эстетика и политика могут слиться в единое гармоничное целое. В политологии этот аспект называется аксеологическим и впрямую связывается с антропологическим, психологическим и др. гуманитарными аспектами политики.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >