девятая СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Т^осле знакомства с основной категорией политической философии — категорией власти и выводимыми из нее понятиями господства и государства и рассмотрения разных форм их проявления в виде различных политических режимов — стоит более подробно изучить те представления, которые регулируют отношения внутри общества, определяют поведение людей конкретного общественного организма.

Изначальным является представление о справедливости, о том, на каких принципах должна быть устроена жизнь в обществе. Некоторые философы, например Дж. Роулз, считают справедливость системообразующим фактором для создания общественных систем. Вопрос о справедливости связан с пониманием добра и зла в отношениях совместно проживающих людей. Справедливость «касается человеческих взаимоотношений во всех их общественно значимых разновидностях (от межличностной сферы до международных отношений). Специфический предмет справедливости — благо и зло совместного существования в рамках единого социального пространства»[1]. Если спросить у разных людей, что они понимают под справедливостью или под справедливым обществом, справедливыми отношениями, ответы будут самыми разными, вплоть до отрицания справедливости. Представления о справедливости как таковой имеют и ярко выраженный мировоззренческий оттенок, меняются в историческом плане, отражая представления о справедливости в обществе и одновременно воздействуя на них. Вот почему рассмотрение проблемы справедливости должно проводиться на разных уровнях.

На каждом историческом этапе категория «справедливость» трактуется по-своему в зависимости от условий жизни людей, их представлений об окружающем мире, существующей структуры общества и места человека в нем.

  • [1] Гусейнов АЛ. Справедливость // Новая философская энциклопедия. Т. 3.М.: Мысль, 2001. С. 622.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >