Эпоха Просвещения

Восемнадцатый век называют эпохой Просвещения. «Родоначальницей» этой эпохи и культуры стала Франция. Однако культура Просвещения охватила также такие страны Европы, как Англия, Германия, Италия и Россия. Для этой эпохи была характерна твердая вера в человеческий разум как орудие преобразования мира и в достижимость гражданских свобод и равноправия, убежденность в необходимости освобождения от многих предрассудков, догм и религиозной нетерпимости, а также рост религиозных свобод и возникновение атеизма. «Имей мужество пользоваться собственным умом!» — таков девиз эпохи Просвещения.

Этот девиз был близок многим деятелям эпохи Просвещения, в том числе и французскому аббату де Кондильяку (1715— 1780) (светское имя Этьен Бонно). В знаменитом «Трактате об ощущениях» (1754) Кондильяк доказывал, что все психические процессы выводятся из ощущений, и оспаривал теорию врожденных идей Декарта. Кондильяк воспользовался воображаемой моделью статуи, которая была бы лишена всех психических способностей, за исключением способности воспринимать обонятельные ощущения. Неожиданное и сильное обонятельное ощущение, считал он, порождает внимание. При повторном воздействии два стимула сравниваются. Это с необходимостью требует участия памяти, способности сравнения и способности выносить суждения. А это составляет суть самых сложных действий интеллекта. Кондильяк считал, что каждое ощущение сопряжено с эмоцией удовольствия или неудовольствия, что в свою очередь определяет направленность деятельности или волевой импульс. Таким образом, вся деятельность души, как верно считал Кондильяк, возникает из ощущений и их превращений, а человек есть только то, что он приобрел через ощущения.

Всё различив между дурными и хорошими людьми состоит в том, что у первых частный интерес преобладает над общим, тогда как вторые жертвуют своим собственным благом ради друга или ради общества.

Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751), французский мыслитель, философ и врач

В отличие от Кондильяка полковой врач и философ Жю- льен Офре де Ламетри (1709-1751) не критиковал, а в какой-то степени явился сторонником и последователем идей Декарта относительно машинообразности телесных функций. Он полагал, что человек со всеми его душевными способностями является чувствующим, мыслящим и стремящимся к наслаждениям автоматом, что, безусловно, является явным упрощением реальной картины. При этом душа человека имеет не божественное, а естественное, материальное происхождение. Данную позицию Ламетри обосновывает в работе «Естественная история души» (1745). В качестве доказательства он приводит довольно убедительные данные об анатомическом сходстве человека и животных. Он считает, что все психические функции имеют телесное происхождение и порождаются материальными процессами. Ламетри показал преемственность видов в растительном и животном мире. Он доказал, что растения, животные и человек образуют лестницу с незаметными ступенями, которые природа проходит постепенно одну за другой. Кроме того, Ламетри предсказал существование зоофитов — организмов, промежуточных между растениями и животными, что на самом деле соответствует действительности и позднее было обнаружено учеными. В работе «Человек-машина» (1748) данные идеи Ламетри получили полное философское обоснование. И, наконец, Ламетри вошел в историю психологии еще и тем, что ввел понятие «потребность», хотя считал основными потребностями человека биологические (в пище и наслаждениях). Он утверждал, что счастье человека состоит в удовлетворении именно биологических потребностей и телесных удовольствий. В последнем утверждении, конечно, кроется слабость и ограниченность его концепции. Тем не менее, вклад Ламетри в историю психологии является достаточно весомым.

Одно из самых значительных исследований умственных способностей человека в эпоху Просвещения было сделано французским философом Клодом Гельвецием (1715—1771).

Верный способ судить о характере и уме человека по выбору им книг и друзей.

Клод Гельвеций (1715-1771), французский философ

В трактате «Об уме» (1758) он доказал, что наиболее важной предпосылкой формирования способностей ума является обладание развитыми чувствами. Иными словами, человек должен иметь хорошо сформированные сенсорные способности, поскольку ум — это — способность замечать и понимать отношения между предметами — зависит от памяти, внимания и общей эмоциональности человека. Гельвеций заметил, что люди становятся глупыми, когда они перестают быть охваченными страстью. Он писал: «...люди похожи на деревья одной породы, семена которых, будучи абсолютно одинаковыми, вырастают в бесконечное множество разнообразных форм, ибо никогда не попадают в одинаковую землю и не испытывают на себе совершенно одинакового действия солнца, ветров, дождя» (Гельвеций К., 1973. С. 329). Стоит ли сомневаться в истинности данных слов? Надо отметить, что очень многие идеи, высказанные Гельвецием в его трактате «Об уме», не потеряли актуальности и до сегодняшнего дня. Например, идея о том, что один ум способен понять второй ум только в пределах своих возможностей. То есть если, образно говоря, один умен на 100%, а другой только на 20%, то этот другой поймет первого лишь в пределах своих 20%. Остальное он не заметит и даже не будет догадываться о его существовании.

Но не только во Франции, но и в других странах Европы философы и ученые эпохи Просвещения проводили исследования и делали открытия, важные с точки зрения истории психологии.

Немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754) в 1732 году впервые ввел термин «эмпирическая психология» [работы «Эмпирическая психология» (1732), «Рациональная психология» (1734)] для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Он же ввел в научный оборот термин «психометрика» . Вольф полагал, что можно измерять величину удовольствия осознаваемым совершенством, а величину внимания — продолжительностью аргументации.

Английский врач Дэвид Гартли (1705—1757) раскрывал закономерности образования ассоциаций с механистических позиций и пытался объяснить психические процессы с точки зрения работы организма человека как «вибраторной машины». Он предвосхитил многие идеи современной нейропсихологии. За счет вибрации импульсы передаются по нервам (Гартли считал их цельными структурами, а не полыми трубками, как Декарт) из одной части тела в другие. Данные вибрации порождают малые колебания в мозге и выступают физиологической основой возникновения мыслей у человека.

Таким образом, деятельность крупнейших мыслителей и ученых эпохи Просвещения явилась важной исторической вехой на пути формирования психологии как самостоятельной науки. Однако сам процесс становления научной психологии произойдет лишь во второй половине XIX века.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >