Уличный театр в контексте современной городской культуры Франции

Moisseeva Daria. Le theatre de rue dans le contexte de la culture urbaine contemporaine de la France

L’article est consacre a l’analyse de la nature du spectacle de rue en tant que phenomene de la culture urbaine contemporaine. Les principes de base du theatre de rue tels que le refus du quatrieme mur, l’aspiration a la democratisation et l’humanisation de la culture, l’engagement social sont mis en relief.

Современное уличное представление — феномен на перекрестке многовековых традиций народной культуры и постмодерна, праздника и повседневности.

С одной стороны, истоки его уходят сквозь века в глубокую древность. Люди играли, изображали, облачались в маски, приобщались к различным обрядово-зрелищным формам Смеховой культуры задолго до рождения театра в классическом понимании — со сценой, одетой в бархат, ложами и креслами.

От Феспида[1], который еще в VI до н.э. играл на телеге посреди рынка в Афинах, через творчество средневековых жонглеров, мистерии, масленичные празднества, ярмарочные представления, бульварные театры, политический и революционный театр, через авангардистскую драматургию абсурда и уличные демонстрации мая 1968 г., непрерывно трансформируясь и насыщаясь новыми смыслами, — уличный театр возродился в современном городе. «Как полевой цветок, пробившийся из-под асфальта... Театр, который не ждет зрителя, а сам врывается к нему в жизнь»[2] [3].

С другой стороны, уличный театр конца XX — начала XXI в. во многом феномен постмодернистского сознания, мировоззрения, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало-'. Такие черты современного уличного представления, как смешение жанров и стилей, обращение к художественным традициям при ироничной их трактовке, соединение несое- диняемого, отказ от иерархичности, разнообразие интердисциплинарных творческих форм[4], т.е. форм, возникающих в процессе взаимодействия различных видов искусства, делают его чем-то большим, а не только хранителем народной культуры. «Если начать перечислять те сложные интеллектуальные игры, в которые играет уличный театр (наряду с простыми), а именно перформанс, хепенинг, инсталляция, акция, флеш-моб, клоунада, эксцентрика, гипертекст, ассоциация, парадоксия, энвайронмент, коллаж, визуальный театр и т.д., — мы выйдем далеко за пределы актерского искусства и окунемся в такие области искусства и науки, как постмодернизм, философия, анархия, поп-арт, метафизика...»[5].

Эта двойственность уличного представления, насыщенность и актуальность его содержания делают этот вид искусства все более востребованным как в Европе, так и в России. И не случайно особенно бурное развитие уличное искусство получило во Франции, где карнавальная жизнь, а вместе с ней и развитие всех форм смеха достигли расцвета в XV—XVI вв.[6] и оставили глубокий след в культуре последующих поколений. Согласно результатам современных социологических исследований, в эпоху массового потребления продуктов «цифровой культуры» (culture numerique) уличный театр стоит в числе самых популярных культурных практик французов, и его аудитория постоянно растет. Каждый третий житель Франции старше 15 лет регулярно посещает уличные представления, в то время как публика театральных залов составляет лишь 19% французов[7].

Чем же привлекателен этот вид театра для зрителя, и каковы его социально-художественные функции в культуре города?

  • [1] Фсспид — древнегреческий драматург, которого историки признаютотцом аттической трагедии. Произведения Фсспида не дошли до нашихдней, однако считается, что он первым ввел в представление, прежде исполнявшееся только хором, актера, который изображал мифического илиисторического персонажа. Ему приписывается также введение полотняныхмасок.
  • [2] Смирнягина Т. Театр мечты Вячеслава Полунина // Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 90-х годов. СПб., 2004. С. 163.
  • [3] Об этом см.: Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб., 1998.
  • [4] См.: Садохин А.П. Мировая культура и искусство. М., 2007. С. 420.
  • [5] Семёнова Е.А. Уличный театр против театра военных действий // Педагогика искусства. Электронный научный журнал. 2011. № 3. С. 3. URL:http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2011/scmcnova-е-10-09-2011 .pdf (дата обращения: 30.01.2013).
  • [6] См.: Рюмина М.Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность.М., 2010. С. 201.
  • [7] Donnat О. Pratiques culturelles des francais a l’ere numerique. Enquete 2008.P., 2009.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >