Особенности политической организации пуштунских племен и их влияние на структуру общества и государства в Афганистане

Племя как социальная группа, отличаемая по происхождению, культуре, языку и обычаям, представляет собой древнейшую форму социальной организации, основанной на особенностях хозяйства, кровнородственных связях и клановой системе. Такая социально-политическая организация, несмотря на ее кажущуюся архаичность, оказывается очень живучей: племена адаптируются к новым условиям и находят свое место в условиях классового общества и слабого государства. Афганские племена до сих пор остаются вооруженными организациями, военно-политическими объединениями ряда родов и возвысившихся над родом семейно-родственных групп — кланов, в которых общая легендарная генеалогия выполняет функции элемента политической и идеологической надстройки.

В этой связи необходимо отметить, что племя является универсальной социальной организацией, которая регулирует все стороны общественной жизни. Племя как социально-политическая организация особенно эффективно при сравнительно небольшой численности населения. Такая социально-политическая структура сохраняется дольше всего у горных народов в силу того, что горный ландшафт позволяет компактно проживать на определенной территории небольшому количеству людей, которые могут лишь в весьма ограниченной степени заниматься земледелием и поэтому сосредотачиваются в своей хозяйственной деятельности в основном на скотоводстве. Скотоводство предполагает примитивные орудия труда, которые не требуют длительного изготовления, развитого разделения труда при его производстве и т.п. В целом кочевое хозяйствование как бы консервирует племенную структуру, поскольку не позволяет по-иному разделить население. Все эти обстоятельства, а также географическая изолированность, прежде всего от центральной власти, делают племя наиболее подходящей формой социальной организации в определенных географических/пространственных условиях. Таким образом, горы как часть ландшафта, скотоводство как форма хозяйственной организации и племя как социально-политическая структура оказываются тесно связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга. Преобладание у афганцев скотоводства объяснялось горным характером населенной ими территории, недостатком земли, пригодной для обработки, и засушливым климатом. Сочетание всех этих факторов вело к сохранению традиционных политических институтов. Более того, в высокогорных районах возможен процесс ретрайбализации, т.е. восстановления племени как социально-политической структуры при существовании в стране в целом достаточно модернизированной и современной политической системы.

Следует отметить, что племенное деление характерно не только для пуштунов, но и для всех остальных этносов Афганистана, за исключением таджиков, осуществляющих самоидентификацию по месту проживания (герати, лагмани и т.п.). Однако у пуштунов племенная идентичность всегда превалировала над этнической. Не случайно поэтому, что даже режим талибов в Афганистане апеллировал не столько к пуштунам в целом, сколько к отдельным пуштунским племенным группам, причем к одной из них (гильзаям) даже в большей степени, чем к другим.

Объединения афганцев называются племенами также потому, что мироощущение их членов сходно с миропониманием представителей кочевых племен. Согласно представлениям кочевников, мир не имеет границ и центра. Соответственно, специфика мировосприятия кочевых племен состоит в игнорировании любых, прежде всего государственных границ, что крайне затрудняет формирование современного типа государственности в стране, населенной в основном такими племенными образованиями.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >