Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Биология arrow Практическая дидактика в преподавании естественнонаучных дисциплин

4 ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛЕКЦИЯ 27 ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

План лекции

  • 1. Основные виды воспитания.
  • 2. Характеристика мировоззрения школьников.
  • 3. Система мировоззренческих знаний.
  • 1. Воспитание — широкое педагогическое понятие. Оно охватывает трудовое, физическое, нравственное и другие виды воспитания. В курсе «Практическая дидактика» мы остановимся на двух видах воспитания — мировоззренческом и экологическом.

Следует отметить, что выделенные виды воспитания неравноценны. Формирование мировоззрения, т.е. формирование в сознании школьников научного взгляда на мир, в целом более широкое понятие, чем экологическое воспитание. Экологическая культура составляет как бы часть мировоззрения школьника. Однако важность экологических проблем, необходимость понимания их каждым гражданином страны заставляет выделять экологические вопросы в отдельную как бы самостоятельную часть воспитания.

Нужно также отметить, что экологические проблемы, раскрываемые на уроках естественнонаучных дисциплин, составляют ядро нравственного воспитания. Тем самым, экологическое воспитание играет двоякую роль — с одной стороны, содержание экологических вопросов составляет существенную часть мировоззренческого аспекта воспитания, а с другой, постановка этих вопросов, нахождение путей их решения составляют основу нравственного воспитания средствами естественнонаучных дисциплин.

Формирование мировоззрения представляет собой развитие в сознании учащихся обобщенных знаний. Поэтому особую роль в процессе их формирования играет прием обобщения, представляющий, как известно, мысленный переход от единичного к особенному и всеобщему. При этом сам этот переход может осуществляться лишь на основе нахождения общих черт и различий в изучаемых предметах и явлениях. Существенную роль при формировании мировоззрения играют такие умственные операции, как анализ, синтез, конкретизация. Поскольку все эти умственные операции проводятся над изучаемым объектом, то мы еще раз можем видеть, что все три направления работы учителя — обучение, развитие и воспитание — дополняют и совершенствуют друг друга и представляют собой единый учебно-воспитательный комплекс воздействия учителя на ученика.

2. И. Я. Лернер определял мировоззрение личности как «систему предельно обобщенных научных знаний о действительности и месте человека в ней». Он считал также, что истинно мировоззренческими эти знания могут быть лишь тогда, когда школьники сумеют использовать их для познания и преобразования действительности. А сделать это возможно лишь в том случае, если учащиеся убеждены в истинности и эффективности этих знаний «как инструмента деятельности»[1]. Тем самым, для формирования мировоззрения необходимо перевести обобщенные теоретические знания в инструмент познания.

Таким образом, мировоззрение в дидактике связывается не только с формированием научного, обобщенного и системного знания, но и с преобразованием их в инструмент деятельности школьника. Основой же деятельности знания могут выступить только тогда, когда они будут переведены в убеждения.

В качестве структурных элементов мировоззрения ди- дакты называют взгляды и убеждения. Под взглядами

Э. И. Моносзон понимал определенную точку зрения, сформировавшуюся у человека, на сущность важнейших явлений природы, общественной жизни, человеческого познания. На уроках химии такая точка зрения может формироваться на сущность химических явлений (в самом широком смысле слова) и на сущность познания человеком химических явлений.

Следует заметить, что студенты, а вслед за ними и отдельные учителя, часто не отличают знания каких-либо химических явлений и точки зрения на эти явления, т. е. личное их восприятие, отношение к ним. Конечно, знания о составе, строении, свойствах веществ, закономерностях химических превращений воспринимаются обучаемыми как некая данность и вряд ли могут быть как-то личностно окрашены. Но ведь в курсе химии рассматриваются и химические производства, и экологические вопросы, и нравственные проблемы применения тех или иных веществ. Ознакомление школьников с такими вопросами и проблемами требует выработки у них определенной точки зрения, в основе которой должны лежать социально значимые нравственные ориентиры. Тем самым, знание факта и отношение к нему — разные вещи, и для их формирования требуются разные методические решения.

Убеждения — более высокая ступень осознанности учащимся окружающего мира. Под убеждением понимают осознанную потребность человека, побуждающую его действовать в соответствии со своими ценностными ориентирами. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов человека (политических, философских, естественнонаучных), убеждения выступают как основа его мировоззрения. Убеждения позволяют отстаивать свои знания, бороться за их осуществление.

Взгляды школьников совершенствуются под влиянием формирующихся знаний о действительности. Такие знания об окружающей природе они получают на уроках естественнонаучных дисциплин. Тем самым, развитие взглядов учащихся связано с совершенствованием их знаний, которые определяются содержанием и методами преподавания дисциплин.

Формирование убеждений — задача более трудная, чем формирование знаний. Трудность эта состоит и в определении способов воздействия на школьников с целью формирования убеждений, и в объективной проверке меры их сформирован- ности, и в определении самой меры. Расспросы учащихся об их убеждениях не дают достоверных результатов, ведь убеждения предполагают определенные действия, а не высказывания об этих действиях. Эти и другие трудности не позволили изучить проблему формирования убеждений в должной мере, а поэтому в настоящее время отсутствует эффективная методика формирования этого качества личности. Понятно, что без устойчивых убеждений невозможно сформировать целостное мировоззрение, которое могло бы служить реальным ориентиром в познании школьниками окружающего мира.

Мировоззрение предполагает не только обобщенные знания о мире, но и знания о роли и месте в нем человека. А это во многом зависит от господствующих в обществе политических взглядов.

Отказ нашего общества от коммунистических идеалов не привел к появлению новых общественных идей, которые могли бы служить общими значимыми ценностями, объединяющими общество. Поэтому говорить об общественно значимых идеалах в настоящее время невозможно. Видимо, необходимо время для осмысления обществом свершившегося не только материального, но и идейного переворота. В связи с этим формирование мировоззрения учащихся в буквальном смысле этого слова в современной школе невозможно. Из всей этой большой работы в настоящее время может быть реально осуществлено лишь формирование мировоззренческих знаний школьников.

3. Отдельные учебные предметы, в частности химия, вносят вклад в формирование научного представления о мире, его составе, строении, роли и месте в нем химической формы движения материи. При этом у школьников, прежде всего, должна быть сформирована система мировоззренческих знаний, которые в дальнейшем будут определять взгляды учащихся на мир.

Содержание курса химии, как и содержание других естественнонаучных дисциплин, позволяет внести вклад в формирование основы мировоззренческих знаний, так как в нем раскрываются наиболее общие закономерности химической формы движения материи, пути познания человеком мира веществ и химических превращений и пути практического использования этих знаний. По содержанию данный вклад представляет главным образом химическую составляющую научной картины мира, однако включает в себя ряд общих вопросов. К ним можно отнести знание мировоззренческих идей, философских законов и положений.

Осуществляя переход от частных химических объектов к более общим, учитель с помощью созданной в курсе химии системы обобщений подводит школьников к пониманию зафиксированных в программе мировоззренческих идей. К ним относятся: материальность мира; объективное (независимо от нашего сознания) существование материи; единство мира, заключающееся в его материальности; неисчерпаемость и вечность материи, движение — способ существования материи; всеобщая связь явлений; взаимосвязь разных форм движения материи; истинность и объективное значение научных теорий; бесконечность познания человеком окружающего мира, познаваемость мира.

Всю совокупность мировоззренческих знаний условно можно разделить на три группы:

  • 1) материальность мира;
  • 2) диалектика природы;
  • 3) познание природы человеком.

Положения и понятия, раскрывающие эти идеи и положения, могут быть разной степени общности:

  • • философские;
  • • общие естественнонаучные;
  • • химические (общие для всей химической формы движения материи).

В первую группу мировоззренческих знаний (материальность мира) входят следующие понятия:

  • а) философские: материя, движение, материальное единство, качество, количество;
  • б) естественнонаучные: вещество, генетическая связь, многообразие, система, структура;

в) химические: простое и сложное вещество, химический элемент, состав, строение, свойства веществ, гомология, изомерия и др.

Во вторую группу мировоззренческих знаний (диалектика природы) входят следующие понятия:

  • а) философские: движение, развитие, закон, причина, следствие, сущность, явление, возможность, действительность, часть и целое, противоположности, отрицание и др.;
  • б) естественнонаучные: круговорот, развитие, эволюция, равновесие, условие, низшее, высшее, простое, сложное и др., принцип Ле-Шателье;
  • в) химические: химическое равновесие, взаимное влияние атомов в молекуле, механизм химической реакции и др.

Третью группу мировоззренческих знаний (познание природы человеком) составляют следующие понятия:

  • а) философские: сознание, отражение, познание, истина, идеальное, субъективное и др.;
  • б) естественнонаучные: гипотеза, модель, механизм, практика как источник и средство познания, взаимосвязь теории и практики, практика как критерий истины и др.;
  • в) химические: модели веществ и процессов, гипотеза в химии, химические теории, их роль в науке, химический эксперимент как объект познания, метод и критерий истинности химических теорий, объективность химического знания, ограниченность химического знания.

Приведенные философские идеи, группы философских знаний отражают возможности формирования мировоззренческих знаний школьников на основе грамотно составленного школьного курса химии в целом. Развитие же этих знаний начинается с самого начала изучения химии. Понятно, что на разных этапах обучения мировоззренческие знания будут различными. Полный объем таких знаний, определяемый стандартом школьного химического образования, может быть достигнут лишь к окончанию учеником школы.

Для организации работы по формированию мировоззренческих знаний в грамотно составленных программах специально обозначены ведущие идеи курса. Так, в программе

Е. Е. Минченкова, И. И. Пронинова и других для 8-11 классов в качестве основных выделены следующие идеи:

  • • свойства веществ зависят от их состава и строения; применение веществ основывается на их свойствах;
  • • в состав неорганических и органических веществ входят одинаковые атомы химических элементов;
  • • превращения веществ обусловлены действиями законов природы;
  • • знание законов протекания химических реакций позволяет управлять химическими превращениями веществ;
  • • развитие химической науки служит интересам общества и государства и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством[2].

Традиционно путь развития мировоззренческих знаний состоит:

  • • в последовательном раскрытии конкретного материала курса химии;
  • • в подведении учащихся к выводам на химическом уровне;
  • • в введении общих естественнонаучных понятий и выводов на соответствующем теоретическом уровне;
  • • во включении в курс философских понятий, положений и законов;
  • • в формировании выводов мировоззренческого уровня;
  • • в формировании понимания ведущих (мировоззренческих) идей курса.

Развивая курс таким образом, мировоззренческая идея как бы выкристаллизовывается из материала химии и родственных наук и, постепенно теряя черты конкретности, приобретает для учащихся общее методологическое значение, так как они постепенно осознают применимость этой идеи для анализа все более широкого круга явлений природы.

Как отмечалось, в состав мировоззрения человека входит система предельно обобщенных научных знаний о действительности. Такие знания могут формироваться в курсе, содержание которого выстроено с учетом системы обобщения понятий. Такая система построения курса существует, идеальная модель которой — логическая структура курса (см. лекцию 7). Тем самым, курс, построенный с учетом логической структуры, будет способствовать формированию у школьников мировоззренческих знаний и в конечном счете пониманию заложенных в курс ведущих идей.

СЕМИНАР 27

Вопросы и упражнения

  • 1. Что называют воспитанием? Какое воспитание может проводиться на уроках естественнонаучных дисциплин? Ответ обоснуйте.
  • 2. Перечислите основные виды воспитания. В каком отношении находятся мировоззрение и экологическое воспитание? Ответ обоснуйте.
  • 3. Объясните ваше понимание мировоззренческого знания. Почему И. Я. Лернер считал мировоззренческое знание предельно обобщенным?
  • 4. Как вы понимаете, что представляют собой убеждения человека? Можно ли проверить имеющиеся у человека убеждения с помощью заданий, которыми мы проверяем знания? Ответ обоснуйте.
  • 5. Почему трудно формировать убеждения?
  • 6. Чем отличаются взгляды человека на что-либо от убеждений? Ответ обоснуйте.
  • 7. Можно ли формировать взгляды человека? Ответ обоснуйте.
  • 8. Чем отличается знание какого-либо факта от отношения человека к этому факту? Приведите примеры.
  • 9. Объясните, почему курс химии может вносить вклад в формирование у школьников мировоззрения. Ответ обоснуйте.
  • 10. На какие группы можно разделить мировоззренческое знание? Перечислите эти группы.
  • 11. Какие мировоззренческие идеи входят в каждую группу? Перечислите эти идеи. Какие степени общности могут иметь понятия, раскрывающие эти идеи?
  • 12. Какие понятия составляют первую группу мировоззренческих знаний — материальность мира?
  • 13. Какие понятия составляют вторую группу мировоззренческих знаний — диалектика природы? Чем понятия второй группы отличаются от понятий, входящих в первую группу?
  • 14. Какие понятия составляют третью группу мировоззренческих знаний — познание природы человеком? Чем понятия третьей группы отличаются от понятий, входящих в первую и вторую группы?
  • 15. По программам и учебникам 8-11 классов покажите, где формируются понятия первой, второй и третьей группы мировоззренческих знаний.

Данный семинар посвящается проверке выполнения студентами предыдущих заданий.

  • [1] Теоретические основы содержания общего среднего образования /под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М., 1983. — С. 71.
  • [2] Минченков, Е. Е. Программы и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Химия 8-11 классы / Е. Е. Минченков,А. А. Журин, И. И. Пронина [и др.]. — М.: Мнемозина, 2011. — С. 4.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы