Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Физика arrow Концепции современного естествознания

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

ТЕМА 31 НАУКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

Основные вопросы: 1. Основные составляющие культуры. 2. Многоплановость науки и характер ее развития. 3. Специфика научного знания. 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

1. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ

Наука есть исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся на основе общественной практики система знаний о природе, обществе и человеке. Она сформировалась в ходе многовековой познавательной деятельности человечества, являясь закономерным итогом развития цивилизации. Вместе с тем современная цивилизация невозможна без науки. Наука есть один из способов познания окружающего мира наряду с философией, религией и искусством, образующими в совокупности интеллектуальный базис человеческой культуры.

Общим для перечисленных форм познания является то, что все они представляют собой отражение материального мира в сознании человека. При этом каждая из указанных составляющих культуры имеет свои характерные черты и особенности.

Религия является фантастическим отражением окружающего мира в мозгу человека, основанным на вере в сверхъестественные силы. Религия создает мир трансцендентного знания, в котором ведущей является идея взаимоотношений человека и Бога. По своей сущности религия представляет собой отражение мира в иллюзорных образах, представлениях и понятиях, искажая тем самым реальные сущности природы.

Философия рассматривает фундаментальные проблемы бытия: что представляет собой окружающий человека мир и каково место человека в этом мире. Основным вопросом философии является отношение мышления к бытию, а также форм и законов мышления к формам и законам материального мира. Философия не сводится к сумме знаний частных наук, изучающих конкретные виды движения материи. Ее основной задачей является формирование целостного мировоззрения и разработка методологии научного знания.

Искусство отражает действительность в художественных образах. Художественный образ есть созданное автором искусственное целостное представление, выражающее как содержание познаваемого явления, так и отношение к нему автора. Из их синтеза и рождается художественный образ, представляющий собой новое целостное единство. Объектом искусства является все сущее, но при обязательной соотнесенности с личностью познающего. Психологической основой искусства служат субъективные переживания авторов создаваемых художественных произведений.

В отличие от искусства, наука стремится к объективному знанию, независимому от создающего его субъекта. Поэтому научное знание формируется на проверяемых и воспроизводимых экспериментах, результаты которых обрабатываются на базе логики и математики. Наука отражает реальный мир в форме положений, сформулированных в виде законов, теорий или научных гипотез. Характерными особенностями научного знания являются системность, рациональность, доказательность, фундаментальность (см. тему 1, вопр. 4).

Параллельно «нормальной» науке существуют и развиваются многочисленные разновидности «оккультных» наук (астрология, алхимия, парапсихология, магия, экстрасенсорика, эзотерика, теория торсионных полей идр.). В целом их можно определить как совокупность воззрений, верований и знаний о таинственных силах и свойствах природы, в основе которых лежит мистика. С наукой оккультизм сближает стремление проникнуть в суть вещей и постичь глубочайшие тайны мироздания и человеческой души, а также построить целостное мировоззрение. При этом оккультизм в качестве исходного пункта всего сущего признает божественное начало, что сближает его с религией. Главным источником познания оккультизм считает откровение. В качестве основного метода познания оккультисты чаще всего используют аналогию, которая предоставляет широкие возможности для создания мистических фантасмагорий.

В ходе исторического развития человеческого общества постоянно возникало преобладание одних областей культуры над другими. В донаучную эру ведущей формой общественного сознания была мифология — совокупность мифов, в которых в олицетворенной наглядно-образной и бессознательно-художественной форме отражены явления природы и общества. В мифах причудливо соединялись элементы реалистических знаний о действительности, вымысел, художественные образы, нравственные предписания и нормы, а также религиозные представления. Наиболее распространенными были сказания о возникновении и эволюции мира, Солнца, Луны, звезд (космогония); происхождении животных и человека; Всемирном потопе и т. п. Основой мифологического знания служат не понятия, а символы и образы, для которых возможны любые превращения (метаморфозы). Мифологическое знание является субъективным отражением переживаний людей под воздействием природы. Однако при всем этом мифологическое мышление использует определенные познания (главным образом, из области ботаники, зоологии, медицины). По мнению известного антрополога и этнографа К. Леви-Стросса, мифологическое мышление обладает своей логикой и дает человеку определенное чувство комфортности в мире. На начальных этапах развития человечества мифологическое знание имело определяющее значение в плане передачи жизненно важной информации от поколения к поколению, обеспечивая тем самым стабильность общества.

В эпоху Античности все отрасли научного знания, а также философия, были слиты воедино (синкретическое знание). В Средние века идеология, философия и наука находились под властью религии. В эпоху Возрождения наука постепенно освобождается от религиозных пут, при этом главную роль в мировоззрении начинает играть философия. В ХУШ-Х1Х вв. и, особенно, в XX в. в связи с успехами естествознания наука неуклонно завоевывает ведущие позиции в культуре и мировоззрении. Этот процесс продолжается по настоящее время.

С точки зрения системного подхода наука представляет собой открытую систему, для которой в качестве среды выступают другие составляющие культуры, а также общество. Наука связана со средой сложной сетью прямых и обратных связей. При этом ее развитие в значительной степени определяется тем, насколько культура и общество восприимчивы к ее идеям.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы