ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИДЕИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ ХУН-ХУШ вв.

Естествознание ХУ1-ХУП вв. было связано с производством, энергетической базой которого служило механическое движение. В конце XVIII в. промышленность Европы вступает в стадию крупного машинного производства. Начинается использование паровых двигателей на транспор- те (паровоз, пароход). Это потребовало исследования вопросов преобразования различных видов энергии в тепловую и тепла в механическую работу. Возникает наука, изучающая законы преобразования тепловой энергии, — термодинамика. В результате развития промышленности, транспорта, роста городов происходит резкое увеличение производства сырья и продовольствия. Это, в свою очередь, повлекло развитие наук, связанных с сельским хозяйством: биологии, агрономии, селекции растений и животных. В связи с производством искусственных удобрений, красителей, развитием металлургии, промышленной нефте- и газодобычи мощный импульс получили такие науки, как физика, химия, геология, минералогия.

Для решения новых задач потребовалась и новая методология, учитывающая связи между различными формами движения. Все это привело к становлению в естествознании нового подхода к явлениям природы, основанного на эволюции процессов и явлений действительности и учете взаимосвязей между ними. Тем самым в метафизический взгляд на природу, сложившийся в ХП-ХГП вв. под влиянием механицизма, постепенно проникает идея всеобщей связи, утверждается принцип развития, т. е. диалектика.

До середины XVIII в. большинство ученых считало, что природа неизменна с момента ее сотворения Богом. Первую брешь в этих представлениях пробил немецкий философ И. Кант. В 1755 г. появилась «Всеобщая естественная история и теория неба» Канта, в которой Земля и Солнечная система рассматривались не как сотворенные, а как произошедшие во времени. В 1792 г. эта гипотеза была развита французским математиком и астрономом П. Лапласом, и в дальнейшем она вошла в историю науки как космогоническая гипотеза Канта-Лапласа. В ней рисуется грандиозная картина эволюции Вселенной, рождения и гибели миров, космического круговорота материи.

Эволюционные идеи, касающиеся развития Земли, высказывал русский ученый М. В. Ломоносов. В своем трактате «О слоях земных», опубликованном в 1763 г., он говорит об изменчивости природы, подвергая критике тех, кто в разнообразии природных явлений усматривает божественное начало. В этой работе рассматриваются причины образования гор и вулканов, работа поверхностных и подземных вод, образование каменного угля и нефти. В ней же сформулирован важный принцип геологии: по наблюдениям современных процессов судить о ходе таких же процессов в далеком геологическом прошлом (принцип акту ализма).

С конца XVII в. начинает развиваться новый раздел биологии, тесно связанный с пониманием эволюции жизни, — микробиология. Первопроходцем в этой области явился создатель первых микроскопов голландец Антони ван Левенгук. В 1676 г. с помощью отшлифованных им линз он впервые увидел бактерии. Так как Левенгук повсюду находил микроорганизмы, то он сделал вывод о повсеместном распространении микроорганизмов в природе.

В XVII в. в математике было разработано дифференциальное и интегральное исчисление — аппарат анализа динамических процессов и явлений (Ньютон, Лейбниц). Декарт создает аналитическую геометрию, благодаря которой греческая математика — геометрия — соединяется с арабской математикой — алгеброй.

XVIII в., вошедший в историю цивилизации как век просвещения, своим идеалом считал научное объяснение всех явлений природы, причем цементирующим элементом научного знания выступала математика. Недаром крупнейшие французские ученые (Лаплас, Даламбер, Лагранж) были математиками, внесшими также значительный вклад в физику и астрономию. Энциклопедизм — характерная примета той эпохи. В 1728 г. выходит 2-томная английская энциклопедия, в 1732-1759 гг. — немецкая в 64 томах, с 1751 г. по 1765 г. — Великая французская энциклопедия, явившаяся фактическим собранием всех научных знаний той эпохи. Ставилась задача устранения субъекта из познания мира. Идеалом научной истины считалась абсолютная, окончательная истина «на все времена». Образцом в этом отношении выступали законы Ньютона. Следующие слова, принадлежащие выдающемуся математику второй половины XVIII — начала XIX в. Жозефу Лагранжу, характеризуют отношение ученых той эпохи к заслугам Ньютона в описании мира: «Ньютон был счастливейшим из смертных, ибо существует только одна Вселенная, и Ньютон открыл ее законы».

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >