КЛАССИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА. МЕТОДОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Классический этап естествознания — конец ХУП — конец XIX в. В естествознании того времени ведущую роль играла физика. В силу этого мировосприятие европейской цивилизации Нового времени определялось физической картиной мира, основу которой составляли идеи Ньютона о пространстве, времени, материи, происхождении и структуре Вселенной (см. тему 5, вопр. 1). На базе представлений Ньютона и успехов астрономии и физики ХУШ-Х1Х вв. сформировалась та картина мира, которую принято называть классической.

В классической физике фундаментальным является понятие силы. Она трактовалась как физическая мера взаимодействия тел. Зная силы, действующие на любое тело, можно по законам Ньютона рассчитать его движение, причем движение земных и небесных тел подчиняется одним и тем же законам. Считалось, что движение непрерывно и однозначно определено действующими силами, а законы движения рассматривались как воплощение детерминированной (однозначной) связи между причиной и следствием.

Концепция детерминизма базируется на общефилософском приципе причинности: все происходящее в мире имеет свою причину и приводит к определенному результату. Детерминизм не оставляет места случаю: не существует случайности, которая не может быть понята как необходимость. Крайней формой детерминизма является так называемый лапласовский детерминизм, согласно которому будущее полностью предопределено настоящим. Например, если известны координаты и скорости всех тел замкнутой системы, то можно абсолютно точно указать состояние такой системы в будущем. Принцип причинности, оправдывающий себя в мире механических явлений, физиками ХУН-Х1Х вв. был экстраполирован (распространен) и на другие природные явления. Абсолютизация лапласовского детерминизма приводит к тезису (сформулированному Лапласом), о том, что «существо, способное охватить всю совокупность данных и состояний Вселенной в какой-то момент времени, могло бы не только точно предсказать будущее, но и до мельчайших деталей восстановить прошлое».

Классическое естествознание определило соответствующую методологию, которую иногда называют «классической парадигмой». Укажем ее характерные черты:

  • 1. Методология классического естествознания базировалась на существовании в природе однозначных причинно- следственных связей, которые описываются законами, подобными законам Ньютона (принцип причинности). Закономерность всех происходящих в мире явлений не оставляла места случайности. Случайность рассматривалась как результат неполноты знаний, а потому она изгонялась из научных представлений.
  • 2. Считалось, что изучение любого сложного явления может быть сведено к изучению его более простых составных частей (принцип редукционизма). Далее этот принцип может быть применен к составным частям и т. д.
  • 3. В методологии классического естествознания принимался постулат «разделения субъекта и объекта», состоящий в том, что наблюдатель отстранен от объекта исследования и может в принципе постичь все его свойства, не нарушая «естественного хода вещей».
  • 4. Считалось, что природа повторяется на всех уровнях, поэтому микро-, макро- и мегамир аналогичны (принцип повторяемости ). Природа в целом воспринималась как завершенная и лишенная возможностей дальнейшего развития (принцип статичности).

Классическая картина мира просуществовала в науке до конца XIX в. С созданием в начале XX в. теории относительности и в дальнейшем квантовой механики стало ясно, что мир устроен намного сложнее, чем это представлялось Ньютону.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >