Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Физика arrow Концепции современного естествознания

ТЕМА 4 ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

Основные вопросы: 1. Зарождение современной философии. Система натуральной философии Декарта.

2. Формирование основ естествознания. Научные принципы Галилея. 3. Законы Кеплера. Идея всеобщей гармонии. 4. Математические начала натуральной философии Ньютона. 5. Представления Ньютона о механике небесного движения и о сотворении мира. 6. Общая характеристика научного знания XVI—XVII вв.

1. ЗАРОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ. СИСТЕМА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА

В Средние века проблема внешнего мира отступила на задний план, уступив место теологии. Только в эпоху Возрождения философы вновь обращаются к реальному миру; зарождается современная философия, растет интерес к естествознанию.

Основателем современной философии по праву считается Рене Декарт (1596-1650): именно ему удалось создать систему натуральной философии, способную заменить аристотелевское представление о мироздании. В отличие от Аристотеля, считавшего, что истинное знание рождается из чувственного опыта с помощью интуиции и абстракции, Декарт в основу своего метода положил способность разума к непосредственному постижению ясных и четких истин, которая должна сочетаться с надежной дедукцией. В качестве путеводной нити, обеспечивающей верный путь к истине, Декарт рассматривал математику. Он установил два важнейших физических закона, относящихся к движению: закон инерции и закон сохранения количества движения. Геометрия Декарта, приведшая к созданию аналитической геометрии, стала решающим шагом на пути сведения геометрии к алгебре.

В философии Декарта природа предстает как причина самой себя. В соответствии с этим телеологический подход, согласно которому все происходящее в мире является осуществлением заранее предопределенных целей, заменяется механической конструкцией. Именно Декарт впервые сформулировал концепцию Вселенной, управляемой законами, а не волей потусторонних сил. Поэтому он стремился построить механистическую модель мира, в которой все было бы объяснено с помощью математики. Декарт представлял реальный мир состоящим из движущейся материи, и был уверен, что математического метода вполне достаточно для познания всех его свойств. Окружающий нас мир, согласно Декарту, состоит из совокупности тел, движущихся в пространстве и во времени, а вся Вселенная представляет собой огромную гармоничную машину, построенную на основе математических принципов и потому доступную для изучения с помощью математики.

Сформулированная Декартом философская концепция Вселенной как атомистической системы, управляемой законами механики, а потому доступной для науки, стала ведущей моделью для ученых XVII—XVIII вв. Его идеи о движении и протяженности как сущностях реальных объектов, сведение явлений природы к чисто физическим процессам, вера в неограниченные возможности человеческого разума, в неизменность законов природы — все это оказало решающее влияние на характер складывающегося научного мышления.

Начатое в XVII в. преобразование религиозной картины мира в научную происходило постепенно. Одним из основателей этого процесса наряду с Декартом был голландский философ-материалист Барух Спиноза (1632-1677). Центральным пунктом философской системы Спинозы является тождество Бога и природы (пантеизм). В отличие от христианства с его пониманием Бога как личности, возвышающейся над природой и человеком, пантеизм развивает учение о безличном мировом духе, внедренном в саму природу. Выдвинутый Спинозой мировоззренческий принцип «природа — причина самой себя» определил переход от телеологической концепции природы (объяснение развития осуществлением заранее предопределенных целей) к механистической (нахождение причин происходящих явлений).

Важную роль в развитии методологии эмпирического естествознания сыграл английский философ-материалист Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Попытка познания природы без определенного метода напоминает, по его словам, «ходьбу ощупью в ночное время». В основе предложенной Бэконом методологии лежит планомерно организованный эксперимент, посредством которого устанавливаются факты. Бэконом была разработана индуктивная логика, направленная на систематический анализ результатов опыта. Большое значение Бэкон придавал «очищению разума от отягчающих идолов» —типичных заблуждений, вызываемых несовершенством обыденного мышления и толкованием природы на основе человеческих аналогий. Индуктивно-эмпирические идеи Бэкона наряду с дедуктивным рационализмом Декарта явились важнейшими составными частями методологии наук Нового времени.

Благодаря деятельности Р. Декарта, Б. Спинозы, Ф. Бэкона, Г. Лейбница формируется рационализм — философское направление, которое мистике, схоластике и теологии противопоставляет веру в силу и могущество разума. Разум рассматривается одновременно как источник знания и критерий его истинности. Рационализм исходит из идеи естественного порядка, царящего в природе. Средневековое представление о непостижимости управляемой Богом природы заменяется уверенностью в том, что мир устроен рационально. Поэтому с помощью научного анализа он может быть расчленен на логически связанные между собой составные части, допускающие точное количественное описание. Отсюда следует возможность его изучения на базе физики и математики. Именно поэтому достижения математики, механики, физики, астрономии определили мировоззрение последующих эпох. А сформулированная Бэконом идея науки — как орудия власти над природой — имела определяющее значение для дальнейшего развития европейской цивилизации.

Впервые идеи господства человека над природой на основе ее познания возникли в эпоху Возрождения. В последующие столетия, вплоть до начала XX в., естествознание было сосредоточено в Европе, причем фактически оно стало синонимом науки вообще. Появившиеся на базе естествознания технологии впоследствии привели к колоссальному прогрессу техники, породившему техногенную цивилизацию со всеми ее плюсами и минусами. В отличие от европейской, восточная цивилизация (и вообще восточная культура) приняла созерцательное отношение к миру с установкой не на преобразование природы, а на нахождение гармонии с ней.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы