3. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Эпоха Возрождения — период (Х1Г-ХН вв.), когда старую культуру средневековой Европы сменяет новая культура. Характерными ее чертами являются следующие.

Восстановление интереса к античности и античным ценностям (отсюда происходит название эпохи — Возрождение, или Ренессанс). Еще в период, предшествующий Возрождению, европейцы познакомились с трудами античных авторов — важнейшими из них были сочинения Аристотеля, Евклида, Птолемея. Интерес к памятникам античной культуры особенно велик был в Италии, где античные традиции до некоторой степени сохранялись в течение всего Средневековья. Итальянские писатели и ученые разыскивали забытые труды греческих и римских авторов, устанавливали подлинные тексты взамен тех, которые были сознательно искажены в Средние века. Эти труды распространялись и читались по всей Европе. В европейских университетах создавались кафедры древних языков. Европейцы восприняли не только стиль, но и философское, научное и историческое содержание работ античных мыслителей. В целом эпоха Возрождения — это не просто возрождение античной культуры, — она явилась поиском новой культуры, адекватной зарождающемуся буржуазному строю, и сопровождалась мощным духовным подъемом.

Начало формирования экспериментального естествознания. Научные достижения Средних веков были весьма незначительны. В ХГУ-ХУ вв. в Европе начинается рост производства. Расширяется торговля, развивается мореплавание, происходят географические открытия, совершенствуется военное дело. Все это приводит к накоплению в огромных масштабах эмпирического материала. Наука, которая в Средние века находилась под властью церкви, носила абстрактно-схоластический характер и была совершенно оторвана от практики, теперь получает мощный импульс для своего развития. Поиск естественных причин для объяснения явлений природы, использование опыта как средства научного познания способствуют становлению экспериментального естествознания. В отличие от единой науки античности — натурфилософии, в Возрождении начинается процесс дифференциации научного знания, отделения наук друг от друга, что приводит к более глубокому проникновению в тайны природы.

Основное место среди наук того времени занимает механика (изучается движение различных тел, строительная механика, работа машин и механизмов), а также астрономия (уточненные наблюдения за движением небесных тел).

Все большую роль в исследовании природных явлений играют математические методы. Изучаются задачи нахождения центра тяжести, законы баллистики, проблемы гидростатики и гидродинамики. Развитию математики способствуют также происходящие в обществе экономические и социальные процессы: рост городов, развитие торговли и банковского дела. Многие математики работают в «счето- водных лавках», где производятся торговые операции, составляются контракты, решаются банковские проблемы, касающиеся цен, обмена, обращения и стоимости денег, а также распределения прибыли.

В XVI в. европейские ученые начинают постигать природу магнетизма. Было обнаружено магнитное поле Земли. В мореплавании уже используют магнитный компас. Географические открытия способствуют развитию географии, ботаники, зоологии, геологии. Совершенствуются географические карты и глобусы, создаются первые естественнонаучные музеи (в основном, при королевских и княжеских дворцах). Медицина постепенно освобождается от средневековых догм о «таинственных силах», под непрестанным влиянием которых якобы находится человек, и начинает изучение процессов, происходящих в человеческом организме. Параллельно с медициной развивается химия, увеличивается производство лекарств химическим способом. Большую роль в распространении научных знаний той эпохи сыграло изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом (середина XV в.).

Эмпирические познания, постепенно накапливавшиеся в эпоху Средневековья, привели к изменению представлений о соотношении веры и разума в картине мира. Если в раннем Средневековье религия доминировала над научным знанием, в XIII в. они признавались равными, то в эпоху Возрождения разум был поставлен выше откровения. Начинает стираться граница между наукой как постижением высших сущностей и практически-технической деятельностью.

Естествознание XV-XVI вв., связанное с производством и практикой, ослабило влияние церкви и привело в дальнейшем к пересмотру философских представлений о мире, которые сложились в эпоху Средневековья.

Расцвет искусства и возникновение идеологии гуманизма. Впервые после тысячелетнего господства религии было выработано новое мировоззрение, которое в центр мира ставило не Бога, а человека. В феодальном обществе личность была подавлена религиозными предписаниями и ограничениями; проявление самостоятельной мысли осуждалось церковью как величайший грех. В античном мире человеку также отводилась весьма скромная роль: главное место в античности занимали боги. В эпоху Возрождения возникает небывалый интерес к человеку как личности, человек становится центральной фигурой Природы. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. При этом художественное творчество, и особенно изобразительное искусство, стали понимать как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник как бы вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает одновременно и лабораторией, и храмом, где пути естественнонаучного познания и богопознания постоянно пересекаются.

В культуре Возрождения возвеличение человека сочетается с преклонением перед самой природой (что, в частности, нашло отражение в живописи). Натурфилософский пантеизм (обожествление природы) стал важнейшей предпосылкой научного стиля мышления в естествознании. Идеология гуманизма сформировала новый идеал человека, провозгласив культ человеческой личности, веру в возможности человека, в его разум. Новый взгляд на мир и на человека способствовал появлению выдающихся открытий, ставших прологом классического естествознания.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >