Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Физика arrow Концепции современного естествознания

ТЕМА 3 МИРОПОНИМАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Основные вопросы: 1. Духовная жизнь Европы в Средние века. 2. Всплеск развития культуры на Востоке. Соприкосновение Западной и Восточной культур. 3. Эпоха Возрождения. Зарождение экспериментального естествознания. 4. Гелиоцентрическая система Коперника.

5. Отношение к учению Коперника его современников.

Джордано Бруно. Галилео Галилей. 6. Мировоззренческое значение гелиоцентрической системы мира.

1. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

После заката греко-римской цивилизации (V в. н. э.) в Европе почти на тысячу лет воцарилось Средневековье. Условия феодализма при господстве натурального хозяйства и ограниченности торговли не стимулировали развития научного знания. Вся духовная жизнь общества определялась церковью, которая подчинила себе философию, мораль, науку и искусство. В эпоху Средневековья основная направленность общественной мысли состояла в поиске иллюстраций к нормам морали и религии. Процветали и развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, магия, схоластика. Любые проблемы, в том числе естественнонаучные, привязывались к толкованию текстов Священного Писания. Роль науки сводилась к решению чисто практических задач. Она утратила одно из самых ценных качеств античной науки — познание истины ради самой истины.

В Средние века мировоззренческие вопросы также решались не наукой, а теологией (философским учением о Боге). Весьма важным для средневекового мышления был догмат о сотворении мира Богом из ничего, что противоречит миропониманию эпохи Античности. Отсюда непосредственно вытекает телеологизм — истолкование всего существующего и происходящего как исполнение заранее предопределенных целей. Считалось, что Бог всемогущ и может в любой момент вмешаться в естественный ход природных процессов.

В средневековой картине мира не было концепции объективного природного закона, поэтому мыслители той эпохи искали не связи между явлениями, а отношения между явлением и Богом. Ясно, что в таких условиях естественнонаучная мысль не могла получить сколько-нибудь существенного развития. И действительно, в отличие от Античности, Средневековье не предложило фундаментальных научных программ. Появляются лишь новые интерпретации (толкования) ранее существующих учений.

Итак, в целом в Средние века в Европе происходит — по сравнению с эпохой Античности — глубокий упадок научного знания (особенно это касается естественных наук). Однако не следует рассматривать это время только как эпоху регресса и застоя. Так, интерес к астрологии подготовил будущее развитие астрономии, а алхимия стимулировала появление химии. (Заметим, что алхимия являла собой не просто предшественницу химии — это была философская система. Ее основой служило представление о том, что вся Вселенная заполнена знаками и символами, распознав которые, человек сможет проникнуть в тайны природы и управлять ей.) Начинается математизация физики. Привычка к изощренным схоластическим спорам способствует развитию логики, а искусство аргументации порождает идею доказательности. Внедрение логического мышления явилось, выражаясь словами К. Г. Юнга, «беспрецедентным интеллектуальным тренингом», приведшим в дальнейшем к появлению абсолютного доверия к логике и математике, а также к основанным на них положениям и теориям. Именно в Средневековье возникает идея экспериментальной проверки физики и механики, хотя сами эти науки трактуются как «постижение божественного замысла». Средневековье не создало новых научных программ и концепций, но оно сохранило и провело через целое тысячелетие ведущие идеи античной мысли, трансформировав их в соответствии с догматикой религиозных учений. Таким образом, в Средние века в религиозно-схоластической оболочке формировались методологические принципы естественнонаучного мышления последующих эпох. Говоря кратко, средневековая схоластика подготовила почву для европейского рационализма.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы