Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Физика arrow Концепции современного естествознания

ТЕМА 2 ВЗГЛЯД НА МИР В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

Основные вопросы: 1. Ионийский период. Милетская школа. 2. Пифагор. Возникновение атомистического учения. 3. Классический (афинский) период. Академия Платона. Система мира Аристотеля. 4. Эллинистический (александрийский)период. Развитие геометрии, механики, астрономии. Измерение размеров Земли.

  • 5. Греко-римский период. Геоцентрическая система Птолемея. 6. Научное знание и культура Древнего Рима.
  • 7. Характеристика вклада античной мысли в формирование современной научной картины мира.

1. ИОНИЙСКИЙ ПЕРИОД. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Историю Древней Греции принято делить на три периода, хронологические рамки которых связаны с определенными историческими событиями. Первый период — ионийский, или милетский, — охватывает VI в. до н. э. В это время развитие греческих полисов наиболее интенсивно происходит в Ионии — греческой колонии в Малой Азии. Высокого уровня достигают ремесла, активно развивается торговля и мореплавание. Город Милет, расположенный на Мало- азийском побережье Эгейского моря, был крупным портом, через который проходили торговые пути от греческих городов на Восток. Именно там возникла первая в истории цивилизации научная школа — ионийская, или милетская, школа, основателем которой был математик, философ и купец Фалес Милетский (624-547 гг. до н. э.). Фалес первым установил существование электричества, впервые определил продолжительность года в 365 дней. Фалесом было предсказано наступление солнечного затмения в 585 г. В математике он одним из первых использовал дедукцию, которая до настоящего времени является основным методом проведения математических рассуждений.

К наиболее крупным представителям ионийской школы, наряду с Фалесом, относятся Анаксимандр (610-546 гг. до н. э.), Анаксимен (585-525 гг. до н. э.), Анаксагор (500- 428 гг. до н. э.). Ионийские философы отвергали ссылки на потусторонние силы и стремились постичь истинную природу вещей, которую они именовали физис (от этого слова произошел термин «физика»). Взамен мифологических представлений древности начинается рациональное (основанное на разуме) познание мира. Мыслители милетской школы пытались найти естественные основы бытия; важнейшим для них в этом плане был поиск единого первоначального вещества. Фалес учил, что им является вода (влага): вода есть то первовещество, из которого все происходит и в которое все возвращается. Анаксимандр трактовал вопрос о первовеще- стве иначе, чем Фалес, полагая, что таковое нельзя искать среди эмпирически данных веществ; он назвал его апейрон (беспредельное), понимая под ним, по-видимому, неопределенную материю. Анаксимен считал, что первоначалом всего является воздух, а младший современник Анаксимена — Гераклит усматривал первоначало всех природных явлений в огне. Осознание первовещества, несмотря на различия в его трактовке, как единой реальности, отвлеченной от конкретных форм ее проявления, было важным шагом в понимании целостности мира.

Делаются попытки найти движущие силы природы. Анаксимандр считал источником движения противоположность теплого и холодного, Анаксимен — противоположность расширения и сжатия. Анаксагор упорядочивающим началом мира объявляет «нус» — самое тонкое из всех веществ природы. Формулируется идея объективного Мирового закона. Наибольшее развитие она получила у Гераклита в его учении о Логосе. Гераклит рассматривал мировой порядок как проявление объективного закона всеобщего развития, который осуществляется путем борьбы противоположностей.

Философские взгляды представителей милетской школы были тесно связаны с их естественнонаучными представлениями. По учению милетской школы все космические явления объясняются вечным, никогда не прекращающимся движением материи.

Анаксимандр является создателем учения о бесчисленном количестве миров, их постоянном возникновении и гибели. Согласно Анаксимандру, боги не принимают никакого участия ни в возникновении, ни в развитии, ни в уничтожении бесчисленных миров Вселенной.

Анаксагор существенно дополнил теории Анаксимандра и Анаксимена. Он ввел представление о бесконечной Вселенной, заполненной множеством частиц. Анаксагор высказал предположение о том, что небесные тела состоят из тех же веществ, что и Земля (эта «ересь» едва не стоила ему жизни).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы