УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ

Каждая отрасль юридической науки оперирует терминами, правовыми понятиями, правовыми категориями. История политических и правовых учений в свой предмет включает учения, взгляды, воззрения мыслителей прошлого, содержащие решения общих проблем теории государства и права, отраслевых юридических наук. Как система знаний о государственно-правовых явлениях она воспроизводит идеи в различных сочетаниях и комбинациях, отражая их в терминах и понятиях развивающейся теории права и государства меняющихся исторических условий, интересов и идеалов различных классов и социальных групп. Наука истории политических и правовых учений, излагая содержание политико-правовых учений различных периодов, использует категорию «правовые идеи». Наука уголовного права в свою очередь использует категорию «правовые принципы», или «принципы права».

Идеология Просвещения сформировала гуманный подход к наказанию и стремление установить легитимные границы репрессивной функции государства. Учения эпохи Просвещения и основные политико-правовые доктрины формирующегося буржуазного общества открыто отвергали идеологию феодального общества. Исходной точкой этих учений стала идея «естественных прав» человека, направленная против абсолютизма и теологии, не ставшая новой, но с качественно иной трактовкой содержания. В «естественных правах» видели продиктованные разумом, от природы данные людям свойства: быть свобод- [1]

ными, обладать и распоряжаться собственностью, быть равными друг другу, иметь гарантии от произвола и т.п. Идею «естественных прав» развивала и дополняла концепция «общественного договора». Идеи народного суверенитета, правового государства, разделения властей, став ядром новых политико-правовых доктрин и опорой для буржуазно-правовой идеологии, оказали существенное влияние не только на политико-правовые воззрения в контексте вопросов публичного права, вопросов противопоставления общества и государства, человека, гражданина и власти, но и затронули проблемы уголовно-правовых отношений между человеком и государством, оставив тем самым след в уголовно-правовой мысли.

Естественно-правовая теория стала основой, базисом для возможности формулирования и провозглашения новых постулатов, правил ведения уголовного судопроизводства, переустройства судебной системы, установления новых уголовно-правовых институтов. Концепция реформирования уголовных законов на принципах гуманности и законности повлекла за собой провозглашение презумпции невиновности, призыв к отмене смертной казни, запрету пыток и допросов с пристрастием, регламентации деятельности правосудия законом. Формулировка таких важнейших постулатов, как уголовное преследование за деяния людей, а не их слова и намерения, соразмерность наказания вреду, нанесенному нации или общественному благу, личности, классификация преступлений по степени их тяжести, зашита прав обвиняемого, наукой уголовного права трактуется как заложение основных, руководящих начал осуществления уголовного судопроизводства, деятельности суда и органов, осуществляющих уголовное преследование, а также для самого законодателя.

Можно утверждать, что выработанные наукой уголовного права и закрепленные в современном уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве принципы осуществления уголовного судопроизводства, назначения наказаний основаны на идеях, высказанных в трудах эпохи Просвещения (Монтескье, Вольтера, Беккариа и др.).

В науке теории государства и права многие теоретики права опираются на понятие «идеи» и используют его при определении и выведении понятия «принципы права».

На наш взгляд, при проведении историко-правового исследования, предметом которого является формирование уголовно-правовых идей в эпоху Просвещения, вышесказанное выявляет методологическую 182

необходимость определить соотношение словосочетаний «уголовно-правовые идеи» и «уголовно-правовые принципы» по их природе и логико-семантическому содержанию.

Так, И.Е. Винницкий в своей статье последовательно обосновал мнение о том, что использование в определении принципов права в качестве родового понятия «идея» позволяет дать им наиболее точную и полную характеристику1.

Автор отмечает, что отождествление правового принципа с нормой права было бы неправильно, так как хотя принципы могут формально закрепляться в нормах права, однако они могут находить в них и косвенное выражение. Использование в определении принципов права понятия «начало», на взгляд автора, тоже не может быть признано вполне оправданным, так как, говоря о принципах как о началах, сложно избежать их смешения, например, с идеологическими источниками права. Использование понятий «идеи», «установки», «положения» также, как отмечает автор, является спорным: «Если употреблять понятие «положение» в указанном значении (как научное утверждение, теоретически сформулированную мысль) для характеристики принципов права, то фактически это будет равнозначно сведению последних к доктринальным, научным идеям, что, очевидно, является излишне ограничительным толкованием».

Принципы права носят культурно и исторически обусловленный характер. Характерные для культуры традиции, возникшие в различные периоды национальной истории и передаваемые из поколения в поколение, определяют и само содержание идей, приобретающих массовое распространение, и то, какие из них становятся базовыми, фундаментальными. Историческая обусловленность принципов права выражается в их детерминированности состоянием и уровнем развития правовой системы и общества в целом, характерными для конкретной эпохи.

Принципы права выступают единицами правового сознания — доктринального, профессионального, обыденного. Юридически формализуя те или иные идеи в качестве принципов права, «законодатель закрепляет не только свои собственные идеи, но и идеи того слоя общества, который в наибольшей степени оказывает влияние

' См.: Винницкий И.Е. Проблема родового понятия в определении принципов права // История государства и права. 2011. № 15. (СПС «КонсультантПлюс»).

на общественные и политические процессы... В идеале законодатель через правотворчество отражает идеи, зародившиеся в правосознании общества»'.

Принципы, что характерно для любых других идей, не просто являются единицами, обобщающими опыт и выражающими отношение к существующей действительности, но и отражают в себе представления о должном, желаемом. Идея есть «то, что само по себе должно быть»', потому наиболее адекватно отражающим сущность правовых принципов может быть признано понимание их как особого рода идей[2] [3] [4] [5] [6].

Приведем некоторые другие определения принципов права с помощью родового понятия «идеи». А.Л. Захаров определяет принципы права как основные идеи, отражающие закономерности и связи развития общественных отношений, нормативно закрепленные в позитивном праве, направляющие правовое регулирование и определяющие сущность и социальное назначение права4, В.М. Реуф — как основополагающие правовые идеи, выражающие сущность права и определяющие его содержание, предполагающие закрепление в законодательстве в той или иной форме'. То, что принципы права по своей природе принадлежат к области идей, считают и С.С. Алексеев, А.В. Малько, А.Ф. Черданцев, А.И. Бобылев, В.Н. Карташов, В.И. Гойман, В.И. Леу- шин, О.И. Цыбулевская и другие ученые[7].

Признаком, позволяющим провести четкую грань между принципами права и другими правовыми идеями и в целом правосознанием, правовой идеологией выступает отражение принципов права в том или ином виде в правовых нормах. Принципы права - это идеи, насквозь пронизывающие содержание права, как бы растворенные в нем. «Поэтому задача исследователя видится в том, чтобы обнаружить уже содержащиеся в праве идеи, осмыслить их и привести в логически непротиворечивую систему», — пишет В.М. Реуф1.

Похожее утверждение высказывает С.С. Алексеев: «Главное заключается в том, что правовые идеи изначально пребывают в юридической материи, выраженной в законах, судебных решениях, иных юридических реалиях. Они изначально «родились» в самой правовой материи и именно там растворены, «спрятаны», являются неотъемлемыми, органическими элементами самого содержания права, причем независимо от того, поняты ли они именно как «идеи» правоведа- ми-практиками, наукой, выделяются ли они в качестве известных духовных, интеллектуальных начал, закреплены ли в текстах законов в виде норм-принципов. Независимо от всего этого именно правовые идеи могут быть охарактеризованы в качестве самой сути, центрального звена юридической организации (внутренней формы) правового материала — своего рода «стержня» юридических конструкций, «изюминки» того или иного структурного подразделения права, того, что в юридической науке нередко обозначается в виде «принципов отрасли», «начал» данной отрасли законодательства или даже особенностей «метода регулирования»[8] [9].

Метод определения содержания уголовно-правовых идей эпохи Просвещения, определения того, чем по своей природе они являются, и необходимость определения подхода к исследованию их формирования видится нам в возможности сделать это через призму перехода любых правовых идей в принципы права.

Любая правовая идея проходит путь от формирования идеи к ее осознанию («овладению массами»), а затем — к законодателю. А после принятия закона — от законодателя к правоприменению, к отношению людей к принятым и реализуемым законам. И наконец, воплощенная в законе правовая идея вновь подвергается обобщающей, завершающей оценке профессионалов.

Так, А.Л. Захаров в своей диссертационной работе предлагает ввести в правовой оборот понятие «источники принципов права», под которыми понимается то, что лежит в основе формирования, «рождения» принципов права. Тем, что их «рождает», могут выступать: правосознание, правотворчество, юридическая техника, типы правопонимания, сущность права, законодательство, толкование, типология государства и права, политический режим и форма государственного устройства, принадлежность к правовой семье, процесс глобализации, судебная и юридическая практика. Формулирование принципов права законодателем учитывает типы правопонимания и сущность права, принадлежность к правовой семье, типологию государства и права, политический режим и форму государственного устройства. После закрепления принципов права в нормах права они становятся частичкой законодательства, которое для единообразного и правильного применения подлежит толкованию, а затем применению в судебной и юридической практике1.

С.С. Алексеев пишет: «...идеи ...аккумулируют, переводят на язык правовых категорий и представляют в концентрированном виде материальные, духовные, нравственные начала данного общества, заложенные в его строе интеллектуально-ценностные установки и тенденции». Такие правовые идеи влияют на характер, состав и содержание субъективных прав, на их соотношение с обязанностями, запретами, ответственностью, на их место во всей правовой инфраструктуре, их реальность, обеспеченность, защищенность. Правовые идеи, образуя наиболее глубокий слой правовой материи, могут заполнять «пустоты» писаного права, а также могут прямо входить в правовую систему, в саму объективированную материю права, его догму[10] [11].

Необходимо отметить, что в научных кругах существует мнение о том, что представление принципов права в качестве идей приводит к утрате их практического значения, нивелированию их роли в правовом регулировании. В связи с этим принципы права характеризуются как правовые нормы общего характера, обладающие высоким уровнем абстракции, отражающие такие сущностные свойства права, как свобода, формальное равенство и справедливость. А потому очень важно установить тип правопонимания, выработавший определенные представления о природе принципов права (считаем, что это является необходимостью и при определении содержания уголовно-правовых идей в их зарождении).

В естественно-правовых концепциях в содержание принципов права включают морально-нравственные ценности, религиозные убеждения, этические предпочтения. В эпоху Просвещения впервые были провозглашены достаточно ясно и четко, а затем и законодательно закреплены в ряде европейских государств того периода идеи гуманизма, равенства, свободы, справедливости. Современные уголовно-правовые принципы — принцип гуманизма, справедливости, равенства перед законом, принцип вины несут в себе ценностное зерно идей в области уголовноправовых отношений, зародившихся именно в ту эпоху и провозглашенных просветителями.

Заключая вышеизложенное, мы приходим к выводу, что уголовно-правовые идеи в науке истории политических и правовых учений являются конкретизированным термином, но не могут быть правовой категорией, правовым понятием в методологическом смысле. По своему содержанию уголовно-правовые идеи эпохи Просвещения являлись базой, основой, фундаментом, источниками для формирования современных уголовно-правовых принципов, неся в себе гуманистическое зерно идеологии Просвещения. Таким образом, историко-правовое исследование формирования уголовно-правовых идей эпохи Просвещения представляет собой выявление источников сформированных и закрепленных в современном законодательстве принципов уголовного права.

  • [1] Дарья Александровна Герасимова — аспирант кафедры истории государства и праваФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия».
  • [2] Чураков Л.Н. Принципы юридической ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук.Самара, 2000. С. 42.
  • [3] г Соловьев В.С. Красота в природе // Философия и психология права. 1989. Кн. 1.С. 14.
  • [4] См.: Винницкий И.Е. Проблема родового понятия в определении принципов права // История государства и права. 2011. № 15.
  • [5] Захаров А.Л. Межотраслевые принципы права: Автореф. дис.... канд. юрид. наук.Казань, 2003. С. 7.
  • [6] ’ Реуф В.М. Специально-юридические принципы права: Автореф. дис. ... канд.юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 7.
  • [7] См. там же. С. 11.
  • [8] ' Реуф В.М. Специально-юридические принципы права: Автореф. дис. ... канд.юрид. наук. С. 12, 13.
  • [9] Алексеев С.С. Восхождение к праву: поиски и решения. М., 2001. С. 297, 298.
  • [10] См.: ЗахаровЛ.Л. Межотраслевые принципы права: Автореф. дис.... канд. юрид.наук. Казань, 2003. С. 13, 14.
  • [11] См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву: Поиски и решения. С. 298—300.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ