Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Введение в концептологию

Раздел 3. Концепт (прагматический аспект в отношении к вещи)

3.1. Изменение и развитие. Теория и метод. Система и норма

Дополним основные понятия концептологии несколькими существенными положениями.

Изменение осуществляет внешние формы преобразования - это удвоение (вообще - увеличение) форм; развитие предполагает движение смысла от исходной точки путем накопления все новых качеств и свойств - «удвоение смыслов»). Изменение устремлено в прошлое, есть его образ, развитие обращено в будущее, это его символ. Только история может примирить изменение и развитие, поскольку история совмещает в себе и прошлое, и будущее в настоящем и есть понятие о прошлом и будущем (понятие представлено только в настоящем). Кроме всего прочего, развитие касается одного и того же, изменение - переход в другое.

Пример

Типичные пары: стыд и срам, путь-дорога, радость и веселье и под. представляют собою изменение формы, ведущее к образованию нового смысла, это изменение уже произошло в прошлом, оно создает новый образ действительности в виде ускользающего признака сопоставления. Смысл оформляется. Раздвоение смысла в процессе развития создает иную ситуацию: форма осмысляется. Последнее можно представить в последовательном выделении новых значений в словах типа глубина, дом, дорога и т. д.

Соотношение всех трех с точки зрения реалиста:

Всякое развитие есть изменение, но не любое изменение есть развитие. История примиряет, т. е. хаос развития и изменения сводит в порядок, тогда как развитие приходит к закономерным изменениям.

Пример

Социально-экономические формации можно представить в следующей синергий- ной триаде:

Концепт Свобода предстаёт в разном отношении; отсутствие свободы в рабовладельческом (тело) и капиталистическом (рабство духа) обществе и варианты свободы (возможность свободы) при феодализме (уход «в казаки», поиски легендарного Беловодья, путешествия за три моря, простая эмиграция и т. д.). Двоение «свобода» и «воля», понятие о свободе воли (теперь говорят о свободе разума, духа и т. п.). В современной России сохраняется традиционное общество - это в наших понятиях феодализм: отсюда развитие клерикализации общества - православная доктрина и требование «сильной личности» - царя.

Теория и метод связаны друг с другом, как простое наблюдение и общий путь познания (значения греческих слов теория и метод). Понятно, что теория исходит из конкретных фактов созерцания (уровень образов и - в культуре - символов), а метод оперирует готовыми понятиями, выработанными на основе этих образов действительности. Здесь мы видим прямое значение понятий как отложенного знания, законсервированного для всеобщего пользования. Кроме того, понятие входит в синергийную триаду понятие - категория - парадигма и является ее основой: парадигма предстает как форма (образ концепта), а категория - всеобщее понятие (символ концепта).

Соотношение трех предстает таким образом (концепт «простор»):

В точке понятия метод становится теорией в современном понимании теории - как обобщения общественной практики, данной в виде опыта исследования закономерностей - итог предшествующего развития науки. Метод исторически становится теорией и наоборот, и эта смена приоритетов дает основание для утверждения истории в ее собственном ряду:

(в скобках заметим, что только концептология выделяет Историю среди ключевых понятий, другие направления когнитологии - за редкими исключениями - отказывают ей в равноправном положении наряду с другими научными понятиями).

Система (греч. пЬащиа ‘целое, составленное из частей’) — совокупное множество закономерно связанных друг с другом однозначных элементов, которые структурируются на основе определенных принципов (важны взаимные отношения). Норма (от лат. norma ‘руководящее начало’) - та же система, но признанная, узаконенная и обязательная для исполнения. Другими словами, норма есть познанная (на данный момент) система. Система познается по своим функциям в процессе теоретического исследования (от лат. functio ‘исполнение’).

Соберем все представленные соотношения с точки зрения понятий реализма:

Нижний уровень отношений представляет собой зримый результат верхнего уровня идей, отраженно существующих в сознании; если изменение, метод или норма могут быть представлены конечным списком, то верхние их сущности - абстрактные - в принципе безграничны. На другом уровне сравнений верхний уровень можно соотнести с концептумом, а нижний - с концептом.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы