Понятие об информационной культуре личности (ИКЛ) и информационной культуре общества (ИКО).

Информационная культура личности (ИКЛ) — это способ информационного поведения, отражающий информационное мировоззрение субъекта. Он находит свое проявление, во-первых, в умениях и навыках осуществления информационных операций, оперирования социальной информацией, во-вторых, в способности к саморегуляции и самоанализу (рефлексии) собственного информационного поля и информационного поведения, в-третьих, в понимании всеобъемлющих законов информационного развития с целью построения комфортных и эффективных взаимоотношений с окружающей информационной средой.

Особое влияние на эффективность социально-информационных технологий оказывает блок процессуальных элементов ИКЛ, предполагающий знание механизмов основных информационных процессов, умения и навыки их осуществления. Современный человек, оказавшись в условиях изобилия практически неорганизованных потоков, весьма часто не способен противостоять влиянию направленной на него информации. Вынужденная необходимость сохранения психологического и социально-адаптационного равновесия заставляет его вырабатывать собственные или заимствовать готовые рациональные способы, методики, приемы, стратегии информационного поведения. В этом случае в первую очередь необходимо обратить внимание на культуру восприятия информации.

Степень эффективности социотехнологического воздействия может варьироваться в зависимости от характеристик умения отличать «чистые» факты от комментариев, навыков сравнения информационных сообщений, понимания возможностей цитирования (прежде всего внеконтекстного цитирования), экстрагирования фрагментов, реферирования, анонсирования сообщений, дайджестирования. Культура поиска и выбора информации предполагает осознание масштабов информационно-ресурсных систем, окружающих личность, а также темпов их динамики (прежде всего роста и старения). Отсутствие умения и навыков ориентации в информационном пространстве может быть двояко истолковано в контексте социотехнологического воздействия.

С одной стороны, подобная характеристика ИКЛ предполагает максимальную доступность ее носителя с точки зрения влияния социально-информационных технологий, ибо избыток информации приводит к тому, что подобная личность не утруждает себя активным поиском и выбором информации, чаше всего принимается на веру какое-то одно мнение, в большинстве случаев то, которое первым попалось на глаза или на слух, либо то, которое включает непроизвольное внимание, или, наконец, то, которое наиболее часто повторяется. С другой стороны, велика опасность, что мимо такого потребителя пройдет любое, даже самое интересное и важное информационное сообщение. «Точность попадания» будет равна нулю, и не может идти речи ни о какой эффективности социального воздействия. Следует, однако, не забывать и о том, что информационному поведению свойственна экономия информационных усилий при выборе и поиске информации. В этом случае возможно также говорить о разнообразии уровней влияния ИКЛ на эффективность социально-информационных технологий, исходя из того, что, во-первых, потребитель не будет искать информацию, если поиск создает для него большие трудности, чем ее отсутствие.

Во-вторых, значительная часть потенциальных объектов соци- отехнологического воздействия видит экономию информационных усилий и времени именно в том, чтобы сделать правильный выбор информационного сообщения или источника информации, чтобы найти максимальное соответствие обоим информационным потребностям, внутренним убеждениям, ценностным установкам, интересам. Не менее важно отметить культуру передачи информации как элемента ИКЛ, определяющего эффективность социально-информационных технологий и играющего огромную роль в ситуациях, когда каналом воздействия выступает межличностное общение. ИКЛ в этом случае находит проявление в умении получить все интересующие сведения и проигнорировать ненужные, сохраняя психологический комфорт, противостоять прессингу, построить взаимовыгодный диалог.

Информационная активность и опыт формируют информационное мировоззрение, позволяющее противостоять «грязным» технологиям, в том числе политике патернализма, ангажированности средств информации, фальсификациям, откровенному манипулированию и т.д.

Итак, ИКЛ выступает личностным фундаментом эффективности социальных технологий, показателем готовности личности к социотехнологическому влиянию, гарантом того, что «грязные» технологии и некачественная информация будут отторгнуты. Однако не меньшее влияние на ИКЛ, а через нее и на эффективность социальных технологий оказывает информационная культура общества (ИКО).

Повышение эффективности социально-информационных технологий. Эффективность социальных технологий варьируется в зависимости от уровня информационного развития региона, в котором осуществляется социотехнологическое воздействие. Российская Федерация, будучи государством с большими территориями, сталкивается с проблемой неоднородности информационного развития регионов. Возможно говорить об информационной культуре региона как интегральном показателе уровня его информационной «зрелости»: готовности к инновациям в информационной сфере и со стороны государства и со стороны отдельной личности; способности к рациональному использованию региональных информационных ресурсов; уровне доступности региональных и федеральных ресурсов для населения региона; содержании межрегиональных информационных связей. Безусловно, дисбаланс информационного развития регионов способен снижать эффективность социальных технологий позитивного характера, открывая форму для проникновения «грязных» технологий.

Распределение информации в обществе подчиняется так называемому эффекту Матфея. Именно этот библейский автор впервые указал на закономерное неравенство в общественном распределении материальных благ: «Бедному труднее разбогатеть, чем богатому преумножить свои богатства». Эффект имеет универсальное значение и в контексте рассматриваемой нами ситуации означает следующее: столичные регионы, традиционно объединяющие основную часть информационных ресурсов, имеют больший потенциал для информационного развития, чем регионы провинциальные. Население регионов фактически лишено того уровня альтернативного выбора источника информации, какой доступен населению столиц, благодаря огромному количеству разнообразных по форме, технологиям, содержанию информационно-коммуникативных каналов. Это обусловлено и проблемами технологий связи, и экономическими проблемами.

Между тем право личности быть информированной, свобода слова не являются показателем бесспорно высокого уровня И КО, если на граждан выливается поток некачественной, недостоверной информации, откровенных фальсификаций и клеветы, сведений о частной жизни известных личностей, выдаваемых помимо их желания, а также информационные сообщения, вызывающие межнациональную, расовую, религиозную рознь, экстремистское поведение.

В связи с этим в средствах массовой информации, в профессиональной печати нередко проводятся дискуссии, посвященные проблеме регулирования со стороны общества информационных потоков, вносящих дисбаланс в социальное развитие. Однако система эта должна иметь культурологическую, этногенетическую природу, основываться не на прессинге на личность, а на развитии личностной культуры и прежде всего ИКЛ.

Завершая рассмотрение вопроса об И КО как факторе эффективности позитивных социальных технологий, следует обратить внимание на то, что общество с высоким уровнем И К предполагает, с одной стороны, толерантность, терпимость к мнению любой личности, ее поведению, информационному мировоззрению, лояльность к уровню ИКЛ, отношение к ней как к самоценному феномену, признание за личностью права как на самообразование, так и на невежество. С другой же стороны, И КО находит свое проявление и в том, чтобы способствовать развитию, распространению и эффективному воздействию образовательных технологий как одного из видов социальных технологий, который направлен на создание необходимого для устойчивого развития социального контекста, для актуализации знания членов общества с целью адаптации к постоянно меняющимся условиям. Основные шаги в этом направлении, во-первых, не допускать утраты интереса к знанию, во-вторых, оказать помощь любой личности в тот момент, когда ей эго будет необходимо.

Одним из проявлений ИКО в этом смысле является, как уже было сказано выше, система формирования ИКЛ в синергетической среде. Формирование (возможно, что вернее было бы употребить термин «развитие») ИКЛ происходит на протяжении всей жизни человека независимо от его желания, под воздействием прессинга информационной среды. Далеко не все понимают, что оттого, как ты работаешь с информацией, сегодня в итоге зависит реализация поставленных позитивных целей, возможность создания собственного благоприятного имиджа с помощью современных информационных технологий, способность противостоять социальному прессингу, негативному воздействию.

Итак, только при условии позитивного воздействия различных социальных институтов (семья, образование, социальная зашита, СМИ, институт права, сформированное гражданское общество) личность раскроет свой потенциал и станет целостной и зрелой, с развитым рефлексивным сознанием, свободной от бессознательной тревожности, способной осуществлять выбор и быть ответственной за него, что поможет предупредить деструктивные последствия всяческих «грязных» социальных технологий.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >